Планеты-океаны, научная фантастика, Джордж Клуни и история разума в кино
В галактиках, достаточно близких к нашей, могут быть десятки земле подобных планет. Среди этих экзопланет существуют как минимум две «планеты-океаны». Названные в честь космического корабля Кеплер, который первым их обнаружил, Kepler-62e и Kepler-62f, как утверждается, вращаются вокруг звезды Kepler-62 каждые 122 и 267 часов. Kepler-62, который меньше и холоднее нашего Солнца, удерживает эти две планеты в своей «обитаемой зоне». В этом положении они могут получать достаточно света и тепла для того, чтобы на их поверхности присутствовала движущаяся жидкость. Исследование, опубликованное Гарвард-Смитсоновским центром астрофизики (CfA), предполагает, что поверхности обеих планет могут быть полностью покрыты океаном.
Станислав Лем мог бы подумать, что он прав, если бы эти водные миры появились при его жизни. В своем научно-фантастическом романе « Солярис» 1962 г., Лем представил себе экзопланету, которую назвал Солярис. Если вы видели киноверсию его книги, то знаете, что Солярис, вращающийся вокруг «двух солнц, красного и синего», был полностью покрыт желеобразным океаном, который он называет синцитием, и была «планетой-океаном», как Kepler-62e и Kepler-62f. Но в воображаемой Лемом вселенной Солярис не был покрыт вашим обычным соленым раствором. Он был наслоен живым и мыслящим организмом, задумчиво окутывающим планету. Вы можете представить себе липкое варево Соляриса как море мозговитого серого вещества. Этот жидкий организм способен к мысли и воле. Станислав Лем был совершенно уверен, что живые водные миры, такие как Солярис, существуют и что они рано или поздно будут обнаружены. Это весело представить. Плодовитый писатель-фантаст и философ Лем умер в Кракове, Польша, в 2006 году в возрасте 84 лет.
Космическая станция с Земли вращается вокруг океанической планеты Солярис в романе Лема. Его основная задача, помимо записи и исследования природы охватывающего планету организма, состоит в том, чтобы вступить в контакт с любой формой жизни, которая находится внутри. Исследовательская группа не очень хорошо с этим справляется, и будущая поддержка станции с Земли выглядит мрачной. Разочарованные водной тишиной планеты, трое оставшихся ученых на полуразрушенной станции провоцируют Солярис, обрушивая на него «чрезвычайно жесткое рентгеновское излучение». Это происходит незадолго до приезда психолога, специализирующегося на галлюцинациях, доктора Криса Кельвина (Джордж Клуни в 2002 году). Его послали решить будущее станции Солярис. Мозговая водная планета не была в восторге от бомбардировки и отыгралась, пытаясь контролировать мысли экипажа станции. Океан способен читать мысли трех оставшихся ученых. Используя свои «подавленные, замурованные, больные места памяти », подбрасывает «гостей» или двойников, которые представляются членам экипажа на борту станции «материализованными проекциями того, что содержится в нашем мозгу в отношении конкретного человека». Кельвин сталкивается с любящим двойником своей умершей жены, склонной к суициду Хэри. Кельвин убежден, что, покинув Хари много лет назад, он убил ее.
Станислав Лем движет возможностью «цивилизационного контакта» между космическими путешественниками с Земли и инопланетным разумом Соляриса. Контакт с Солярисом установлен, но не такой, как его понимают или ожидают космические путешественники с Земли. Водный мир посылает своих нейтринных двойников, чтобы наказать исследователей. Солярис злится на космических путешественников не только из-за их рентгеновского излучения, но и из-за их попыток колонизировать и аннексировать космос и его планеты. Доктор Снаут, один из трех последних исследователей, оставшихся на станции, с горечью объясняет Кельвину: «Мы не пытаемся завоевать вселенную; все, что мы хотим, это расширить Землю до ее пределов… Мы гуманны и благородны, мы не собираемся подчинять другие расы, мы только хотим передать им наши ценности и взамен присвоить их наследие.
Львов, Польша, был местом рождения Станислава Лема. В 1945 году, после падения нац. оккупация области вокруг Львова и последующая аннексия его родного города Советской Украиной, Лем и его уцелевшая еврейская семья были перемещены из города, где он родился, ныне известного как Львов, в Краков. Время от времени он оставался в Кракове до своей смерти от болезни сердца в 2006 году. Это было за исключением периода 1982–1988 годов, когда военное положение и продолжающееся советское влияние в Польше вынудили его жить вдали. Его жизнь была окрашена колонизацией и аннексией сначала нацистами, а затем Советами. В горькой жалобе доктора Снаута легко услышать голос Лема. И легко представить, что исследователи Земли, стремящиеся колонизировать и аннексировать, в его представлении подобны нацистам, а затем и Советам. Что это делает Солярис? Это делает злой и непостижимый разум планеты-океана зеркалом жизненных амбиций Лема.
Обратите внимание: Главное в космосе на 2021 год..
Он тоже хотел бы нанести ответный удар. Роман«Солярис» — это научная фантастика, но это также продукт протеста времен холодной войны.Андрей Тарковский (умерший в изгнании из России во Франции в 1986 году в возрасте 54 лет) опубликовал свою версию жизни над водным миром через десять лет после лемовской. Ремейк « Соляриса» 1972 года работает в черно-белом и цветном режимах в течение 166 минут.
Лем ненавидел версию Тарковского. Он переименовал его в «Любовь в открытом космосе». «Русский Солярис» концентрируется на портрете брака, разрушенного личными амбициями мужчины и нервным психологическим состоянием жены. Хари Тарковского (Харей в романе Лью), кажется, страдал довольно тяжелой депрессией . В конце концов она вводит себе несколько лабораторных ядов Кельвина. Он оставил ее. Хари не единственный депрессивный персонаж в фильме. От него пострадал самоубийца Гибариан, наставник Кельвина, ученый, обрушивший на Солярис рентгеновское излучение. Пилот вертолета Бертон (возможно, назван в честь Роберта Бертона, автора «Анатомии меланхолии»).) обвиняют в этом после того, как его летчик сообщил о кошмарном морском пейзаже на Солярисе. Его начальство решает, что он страдает «галлюцинаторным комплексом», «вызванным атмосферой планеты, а также симптомами депрессии, усугубленными ассоциативной зоной коры головного мозга». Но мы-то знаем, что Солярис может кого угодно повергнуть в депрессию. Сам Кельвин, кажется, заболевает после того, как появляется двойник Хари, а затем навсегда исчезает. В финале фильма доктор Кельвин заперт на водной планете в качестве постоянного меланхоличного «гостя».
Это огромное небесное воплощение депрессии. Это самый простой способ понять океаническую планету Тарковского, Солярис. Как это может быть? Тарковский, я подозреваю, имеет в виду давнюю историческую традицию связывать планеты с эмоциональными состояниями и настроениями. Великую планету Сатурн регулярно связывают с меланхолией, греческим термином, обозначающим депрессию. Мне кажется, что Тарковский, должно быть, имел в виду Сатурн, когда создавал «Солярис» .
Связь Сатурна с депрессией очень распространена в европейской литературе, особенно в Средние века и в эпоху Возрождения. Я воспроизводил эту иллюстрацию раньше , но она делает связь между планетой Сатурн и депрессией очень ясной. Это стоит второго взгляда. (Другие похожие версии вы можете найти на моем сайте .) Депрессивный астроном (чья поза выдает игру) сидит на глобусе или планете и держит компас в правой руке. Глобус, на котором он сгорбился, вероятно, планета Сатурн. Тарковский знает эту традицию и использует меланхоличную планету Солярис, чтобы отразить страдания Криса Кельвина. Солярисэто фильм о депрессии, но он также является частью длинного европейского пути мысли о болезни, который восходит к древним грекам. Депрессия — это изменение, которое Тарковский вносит в «Рыцарей священного контакта» Лью.
Связь между Солярисом, Сатурном и депрессией становится очень ясной в « Меланхолии» . В артхаусном фильме Ларса фон Триера 2002 года будущему Земли угрожает огромная планета, названная, да, Меланхолия. Огромный шар размером с Сатурн постепенно проносится мимо земли.
Он не попадает в наш планетарный дом, но возвращается, чтобы стереть нас всех с лица земли. Земля охвачена Депрессией в Меланхолии . Но, признавшись в депрессии, меланхоличному датчанину Ларсу фон Триеру может показаться, что мы все находимся в той же мрачной лодке, что и он. Планета является символом его психологии. Невеста Жюстин, главная героиня фильма, характеризуется дикой депрессией. Является ли она типичным человеком Ларса фон Тиера? Кажется так. Также интересно видеть, что фон Триер намеренно использует мотивы из « Соляриса» Тарковского (картина Питера Брейгеля Старшего « Охотники в снегу» видна в обоих фильмах, как и видение страдающей, потревоженной лошади). Это устанавливает связь между Солярисом и фон Триером. Меланхолии трудно избежать, планета и кино.
И наконец мы встречаем Джорджа Клуни. Он прекрасно играет психолога доктора Криса Кельвина (теперь Криса, а не Криса) в экспрессивном ремейке Стивена Содерберга 2002 года истории Станислава Лема о мстительном разуме водного мира. Фильм Содерберга отличается от польского и русского оригиналов тем, что игнорирует связь между Солярисом и депрессии, а затем придав Рее (в этой версии Хари переименован в Рею) гораздо более беспокойный ум. У нее депрессия или что-то еще хуже? Кажется хуже. Содерберг много внимания уделяет причинам психической нестабильности Реи. Это делает это очень современным взглядом на беспокойный ум. Для Содерберга проблемы Реи заключаются в ее генах, ее воспитании и нестабильности ее семьи. Рея боится материнства с Кельвином и делает аборт. Кельвин бурно взрывается и уходит. Рея в отчаянии совершает самоубийство. Обо всем этом мы узнаем из воспоминаний, пока ее двойник влюбленно появляется на станции. « Солярис» Содербергасосредотачивается на скорбящем и виноватом человеке, который надеется, что его умершая жена действительно вернулась, а не просто «гость», нейтринный двойник. В конце фильма есть какая-то развязка. Крис Кельвин, похоже, умер, уничтоженный вместе с космической станцией (еще одно изменение, которое вносит Содерберг), и теперь он сам «гость». После появления Реи все, кажется, прощено, и Крис, как мы надеемся, живет долго и счастливо со своей «гостевой» женой. Это счастливый конец или это просто мечта двойника?
Разум планеты-океана становится пробным камнем эмоций для Лема, Тарковского, фон Триера и Содерберга. Четыре художника предлагают мини-взгляд на то, как эмоции и настроение могут меняться во времени и как они могут быть связаны с самыми странными вещами — здесь кинематографический Kepler-62e или -62f. Для Станислава Лема разум водного мира был символом сопротивления польского и украинского народа колонизирующей Советской России. Для Тарковского и Ларса фон Триера планета-гигант — символ депрессии, Сатурн, очень старомодный и европейский взгляд на вещи. Для проворного Стивена Содерберга «Солярис» становится местом потерянной и найденной любви, но любви, утраченной из-за пагубных последствий психической нестабильности. Джордж Клуни и Рея, двойник его жены, созданный Соленым Солярисом, в конечном итоге они живут вместе на планете в конце фильма долго и счастливо. Любовь реальна или все это в голове Клуни?
#Эффект #солярис #космос исследования #космос #новости #исследования
Еще по теме здесь: Космос.
Источник: Эффект Соляриса в космосе или только в твоей голове?.