Участники рынка рассказали, что необходимо сделать для развития коммерческих беспилотных авиационных комплексов в России.
Дроны от группы «Геоскан» на выставке, посвященной передовым отечественным разработкам в области беспилотных авиационных комплексов «Аэронет 2035"Рынок дронов в России стремительно развивается. Ассоциация «АЕРОНЕКСТ», объединяющая ведущие российские государственные и коммерческие предприятия, занимающиеся разработкой и применением гражданских беспилотных авиационных комплексов, провела исследование отечественного рынка на 2022 год. В нем, по утверждению автора, в устной и письменной форме приняли участие все основные действующие лица.
Для БАС определили точки роста
По данным организации, наибольшие объемы работ с использованием беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в 2022 году были выполнены в области мониторинга нефтепроводов и газопроводов, электрических сетей в энергетическом комплексе — 40%. Также в топ попали работы по опрыскиванию растительных культур в агропромышленном комплексе — 20 %, проведение световых шоу — 12 %, в лесохозяйственных целях — 7 %; оксписание объектов капиталиного листа — 7%. Чуть мене востребованы перевозки грузов – 6%, картографо-кадастровая деятельность – 5%, аэромагнитная разведка – 3%.
Проанализированы в Ассоциации структуры и поступления компании с отвечением в НИОКР, продажа готовых беспилотных авиационных комплексов (БАС) и программного обеспечения для них. Выручка от комментариев услуг с применением БАС разолова 31%. Выручка от программ НИР и ОКР – 25%. Выручка от продажи БАС градный брак — 22%. Выручка от продажи БАС рабочих мест — 17%. Реализация ПО — 5%.
Стоит отметить, что, хотя выручка от продажи гражданских беспилотников, несмотря на продолжающуюся спецвойсковую операцию, формально превышает выручку от продажи беспилотников специального назначения, фактически на практике те БАС, которые отнесены к первой категории закупаются также частными лицами для нужд Сил обороны. Кроме того, очевидно, что в исследование не вошли данные о государственных предприятиях оборонно-промышленного комплекса, которые по понятным причинам не являются публичными.
Между тем, в качестве точек роста в российской промышленности, БАС в "АЕРОНЕКСТ" называют два фактора. Первый — модернизация процедуры контрольного скрининга цифровых геопространственных данных, что приведет к пятикратному росту рынка услуг и производства дронов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее.
Обратите внимание: Запчасти и комплектующие для пищевого оборудования от ведущих компаний ЕС, России, Беларуси и Тайваня.
Второй — уведомительный порядок выполнения полетов БВС в классе воздушного пространства G, возможный, по мнению представителей Ассоциации, только при стандартизации технологий автоматического предотвращения столкновений беспилотных и пилотируемых ВС. Это, в свою очередь, обеспечило рост рынка более чем в 10 раз.
Нужно больше ЭПРов
В целом согласен с этими темами Никита Данилов, основатель и генеральный директор разработчика цифровой платформы услуг, обеспечивающих организацию и выполнение полетов БВС, компании «Fly Drone». По его словам, для получения практического опыта, необходимого для реализации вышеуказанных предложений, в различных субъектах федерации вводятся экспериментальные правовые режимы (ЭПР).
Например, в Башкортостане при непосредственном участии «Муха дрона» запускается ЭПР для полетов БВС, в рамках которой планируется, в том числе, отработать блок маркетплейса для выполнения беспилотных сельскохозяйственных миссий. Соотвественно, вся проблематика, сдерживающая развитие промышленности в РФ, знакома специалистам компаний не понаслышке.
Никита Данилов сообщил, что действия ЕПРы в России могут быть кратно больше, чем сейчас. «В разных регионах разные метеорологические условия, разные ветровые нагрузки на БВС и так далее». Необходимо максимально протестировать использование дронов, чтобы из "колеса неудач" получить хорошие "летучие" кейсы. При этом в ЕПРы должний заходить бизнес-заказчик. Ведь индустрия дронов — это не клуб авиамоделей, а попытка построить бизнес. Поэтому очень важно привлекать плательщиков за беспилотные услуги. Только так можно создать не просто какое-то техническое новшество, а найти ему практическое применение», — отметил он в комментарии «Эксперту».
Гендиректор «Флай Дрон» добавил, что еще одним важным моментом является расширение участия в ЭПР авиации общего назначения, поскольку БВС фактически эксплуатируются в том же классе воздушного пространства, что и она.
«Просто «огородить», даже больше — закрыть воздушное пространство для беспилотников, как это делают в настоящее время некоторые субъекты РФ, бесполезно. Необходимо начать использовать цифровые инструменты, легализовать и верифицировать пользователя, работать с полетными планами. И, наконец, если есть возможность, установить системы мониторинга полетов БВС, как это делает наша компания в Санкт-Петербурге совместно с концерном «Алмаз-Антей», — заключил Никита Данилов.
Больше интересных статей здесь: Технологии.
Источник статьи: Участники рынка рассказали, что нужно сделать для развития в России коммерческого применения беспилотных авиационных систем.