Лейтмотивом вчерашней встречи президента с членами правительства по вопросам инвестиционной политики стало то, что в нынешних условиях государство должно стать и инвестиционным флагманом, и центром привлечения частных средств, и гарантом надежных инвестиций.
Накануне встречи президент России Владимир Путин провел совещание с членами правительства, ключевой темой которого стали инструменты поддержки инвестиций в нынешних условиях.
"Поддержание необходимого уровня инвестиций - одна из главных задач в любое время, а сегодня это особенно важно, мы все это понимаем". - сказал глава государства, прежде чем предоставить слово министру экономического развития Максиму Решетникову.
У монополий большая доля
Стоит отметить, что перед основным докладом прозвучали сообщения о реконструкции Крымского моста, подготовке к отопительному сезону, обеспечении страны топливом, работе круглогодичного центра освоения Арктики на базе нового судна.
Впрочем, долгой "разминке" было дано довольно прозаическое объяснение - во время совещания в одном из небоскребов Москва-Сити, где расположено Министерство экономического развития, отключили электричество. Кроме того, инвестиции в Россию - это деликатная тема, и это не то, что можно решить "в один момент". Более того, отчет Министерства экономического развития был посвящен самому секретному вопросу - вопросу о Фонде национального благосостояния.
По словам Максима Решетникова, из этой кубышки было выделено 750 миллиардов рублей на 11 проектов в период с 2014 по 2020 год. И более 20 процентов из них, 142 миллиарда, уже возвращены государству с процентами. Более того, на каждый вложенный рубль Фонд привлек четыре рубля частных инвестиций. Впереди еще много интересного. В 2022 году принято решение о реализации 14 проектов на сумму полтора триллиона рублей.
"В этом году работа была ускорена: уже приняты решения по 14 проектам на сумму 1,5 триллиона рублей. Среди них: автодороги Москва - Нижний Новгород - Казань и Казань - Екатеринбург, восточный полигон РЖД, подвижной состав метрополитена Санкт-Петербурга, Центральный транспортный узел в Москве, программа Фонда ЖКХ, поддержка авиаперевозок. В этом году мы уже профинансировали проекты на сумму 500 миллиардов рублей, сказал министр. - В ближайшее время, Владимир Владимирович, правительство представит вам предложения по дополнению списка проектов, претендующих на финансирование из ФНБ."
Во время своего выступления Максим Решетников затронул еще одну "священную" тему - государственные монополии. Точнее, их инвестиционные программы. Которые Минэкономразвития предлагает взять под контроль правительства и утвердить на уровне кабинета министров.
"В структуре инвестиционной деятельности большая доля (20%) традиционно принадлежит естественным монополиям - железным дорогам, энергетическим сетям, нефте- и газопроводам. В то же время, их инвестиционные программы утверждаются независимо различными департаментами и поэтому не всегда синхронизированы между собой. Переориентация грузовых потоков и комплексное строительство крупной инфраструктуры требуют координации планов смежных секторов. Поэтому мы предлагаем правительству утвердить инвестиционные программы естественных монополий и гармонизировать требования к их разработке и мониторингу". - сказал министр экономического развития.
Еще одним важным направлением в развитии бюджетных инвестиций являются инфраструктурные бюджетные кредиты. В течение следующих четырех лет по распоряжению президента им будет выделен 1 триллион рублей. И выбор проектов, на которые будут выделены эти деньги для строительства инфраструктуры, уже сделан.
"Регионы в основном финансируют транспорт, дороги, подводят газ, воду и электричество. По оценкам самих регионов, с помощью этого инструмента они планируют привлечь до 10 триллионов рублей инвестиций и создать 300 000 рабочих мест. Здесь важно, чтобы и регионы, и, прежде всего, инвесторы понимали ответственность за реализацию проектов в рамках тех условий и параметров, которые были заявлены при принятии решения о выделении средств, чтобы построенная инфраструктура была востребована в нашей стране, а налоги от проектов позволяли регионам возвращать средства в бюджет". - Максим Решетников пояснил.
Кроме того, у регионов есть возможность направить средства, высвободившиеся при реструктуризации бюджетных кредитов, на инфраструктурные проекты. По оценкам Министерства экономического развития, речь идет о 0,5 триллиона рублей, что принесет экономике 3,9 триллиона инвестиций.
Инвесторам нужны гарантии
Вопрос о государственных инвестициях в экономику более или менее решен. Неоднократно говорилось, что топливо для экономического прорыва будет получено из бюджета и денег вокруг бюджета. Гораздо интереснее то, как каждый пенни из казны будет добавлен к частному капиталу. В конце концов, казна отнюдь не бездонна. А для реструктуризации экономики, как подчеркнул Максим Решетников, необходимо увеличение инвестиций.
Среди факторов, влияющих на инвестиционную активность в текущей ситуации, министр указал на снижение спроса на инвестиции в экспортно-ориентированные отрасли: нефтегазовую, химическую и металлургическую. В то время как в прошлом году на них приходилась треть всех инвестиций.
Во-вторых, у компаний меньше собственных средств, на которые приходится более половины финансирования инвестиций. "Конечно, мы видим это в снижении налога на прибыль, которое мы наблюдаем в последнее время". - пояснил глава Минэкономразвития.
"Третий фактор - это рост общей неопределенности и, как следствие, нежелание компаний брать на себя долгосрочные риски". - добавил он.
Решение, по мнению министерства, заключается в "усилении роли государства как инвестора последней инстанции". Прямые государственные субсидии составляют лишь 16% от всех инвестиций. Остальные деньги должны поступать от бизнеса.
"Задача государства - гарантировать необходимую инфраструктуру для инвестиционных проектов и снизить неопределенность и риск для частных инвесторов. Это особенно срочно и необходимо сделать в связи с довольно жестким бюджетом". - подчеркнул Решетников.
Однако не все упирается в чисто материальные вопросы. Инвесторам нужно не только организованное место работы, им нужны гарантии.
"Важно не только оказывать финансовую поддержку, но и разделять риски с инвесторами. Для этого мы разрабатываем механизм соглашений по защите и поддержке инвестиций. В его основе лежит принцип так называемой дедушкиной оговорки - другими словами, гарантия того, что условия проекта останутся неизменными в течение всего периода его реализации", - сказал министр экономического развития, добавив, что механизм также предусматривает компенсацию затрат на создание инфраструктуры в размере полученных налоговых вычетов. ВЭБ уже обрабатывает 70 проектных заявок.
Еще один механизм, в котором участвует ВЭБ, - "фабрика проектного финансирования", которая уже реализует 17 проектов на сумму 750 млрд рублей. Дополнительная рекапитализация в размере 120 миллиардов рублей позволит банку профинансировать еще полтриллиона проектов.
В то же время есть предложения по повышению эффективности "фабричного" механизма: снижение минимальных требований к средствам инвесторов с 20 до 15 процентов, возможность замены финансирования ВЭБа предоставлением гарантий, поскольку у госкорпорации "не всегда самые дешевые деньги, иногда банки дают их дешевле". Плюс - предлагается разрешить существующим проектам опираться на существующие компании, а не требовать создания новых компаний. ВЭБам также предлагается работать с банками и использовать гарантийные лимиты, неизрасходованные во время пандемии, для запуска новой программы долгосрочной поддержки инвестиционных проектов.
Максим Решетников сделал особый акцент на государственных гарантиях.
По его словам, этот механизм также может снизить риск инвесторов, но в настоящее время он используется не очень часто, поскольку гарантии могут быть отозваны."За последние четыре года наш портфель инвестиционных кредитов, обеспеченных государственными гарантиями, сократился вдвое. Поэтому мы предлагаем поручить Министерству финансов и Центральному банку обеспечить создание механизма безотзывных гарантий, чтобы банкам не приходилось создавать дополнительные резервы под такие кредиты, поскольку банки сейчас не привязаны, скажем, к государственным гарантиям", - сказал глава министерства экономического развития.
Кроме того, предлагается изменить систему инвестиционных вычетов, чтобы модернизировать этот механизм в 2024 г. До этого его нельзя будет - он уже загружен на этот год, а в следующем году - будет использоваться для выполнения регионального инвестиционного стандарта.
Идеи министерства не ограничиваются "тонкой настройкой" старых механизмов. Среди новых инициатив - инвестиционные тарифные стимулы, позволяющие беспошлинно импортировать оборудование для конкретных проектов в "приоритетных секторах экономики". Кроме того, с 1 января 2023 года будет запущен модернизированный механизм промышленных кластеров, нацеленных на импортозамещение.
Не были забыты и малые и средние предприятия. Было предложено придать специализированной корпорации, занимающейся его поддержкой, статус организации "государственного сектора". Это позволит банкам применять пониженный коэффициент риска и предоставлять предпринимателям более дешевые кредиты. По мнению авторов инициативы, это позволит получателям "выкрутиться" еще на 250 миллиардов рублей.
"Последняя точка. Развитие финансовых рынков важно для долгосрочного обеспечения достаточного количества средств для финансирования инвестиций. Здесь необходимо развивать не только долговое, но и долевое финансирование, расширять инструменты привлечения "длинных" денег в экономику и стимулировать выход компаний на рынок капитала. Такие задачи будут решаться правительством совместно с Банком России", - резюмировал Максим Решетников, как бы говоря, что никто не остался в стороне от решения такого важного вопроса, как привлечение денег в национальную экономику.
Пазл пока не сложился
Вопрос в том, чего на самом деле добьется "единство народа" в высших кругах. Максим Решетников в своем выступлении довольно слабо обрисовал ситуацию текущего года, предпочитая говорить о завтрашнем дне. Но хотелось бы понять, с каких карт будет начинаться новая игра.
По словам Оксаны Карпенко, доцента кафедры экономики Университета дружбы народов, капитальные вложения в России в январе-июне 2022 года выросли на 7,8 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по данным Росстата. Инвестиции за период составили 9,722 трлн рублей.
"Однако говорить о положительных тенденциях пока рано, поскольку в 2022 году будут завершены проекты, начатые еще в 2020-2021 годах. По этим причинам российская экономика демонстрирует относительную устойчивость даже в условиях сильного санкционного давления. Многие иностранные компании, решившие покинуть российский рынок, вынуждены продавать свои активы; в результате в 2023 году может быть зафиксировано снижение инвестиций в основной капитал, отметила Оксана Карпенко в комментарии для Experian.
Аналитик ИКСИ Наталья Чуркина согласна с ней, отмечая, что отсутствие "отката" еще не является показателем надежности почвы под ногами.
"Проблема в том, что в последние годы инвестиции практически стагнировали. Инвестиции в основной капитал в прошлом году были лишь на 17,1 процента выше, чем в 2008 году, и на 6,8 процента выше, чем в 2013 году. Для развивающейся экономики с большой территорией оба эти показателя крайне низкие, и их масштаб должен быть совершенно иным". - пояснил аналитик.
В интервью "Эксперту" она также отметила, что инвестиционная ситуация очень однородна в плане отраслей. "В первой половине 2022 года произошло значительное снижение инвестиций, в частности, в сельское хозяйство (-7,4% в годовом исчислении), пищевую промышленность (-15,1%), медицину и материалы (-25,4%), швейную промышленность (-32,1%) и ряд других отраслей. Эти сектора не только социально важны, но и отсутствие инвестиций в них приведет к новым всплескам инфляции в ближайшем будущем". - предложила Наталья Чуркина.
Однако, по мнению Оксаны Карпенко, не все так драматично. Есть иностранные инвесторы, которые даже под давлением санкций не готовы расстаться с Россией.
"Например, японская компания Saibu Gas подписала контракт на поставку СПГ новому оператору "Сахалин-2" в октябре 2022 года, несмотря на то, что активы проекта были национализированы указом президента в июне 2022 года. Kyushu Electric Power, Tokyo Gas, Tohoku Electric Power, Hiroshima Gas и JERA, совместное предприятие Tokyo Electric Power и Chubu Electric Power, уже перезаключили контракты, отметил эксперт, добавив, что если преимущества проекта для инвесторов значительно перевесят возможный риск санкций, они будут стремиться заключать контракты в высокодоходных секторах. К ним в первую очередь относятся нефтегазовый и энергетический секторы.
Однако не везде картина столь радужная. По словам Михаила Зельцера, эксперта фондового рынка из BCS World Investment, многие транснациональные корпорации сворачивают свою деятельность или останавливают ее под давлением правительств своих стран. Венчурные инвестиции, по сути, зашли в тупик. По словам аналитика, показательна динамика российского строительного сектора, локомотива экономики, в котором доля иностранных инвестиций упала до рекордно низкого уровня менее 2% в первой половине 2022 года, кратного докризисным годам.
"Нам остается полагаться на внутренние источники. И они есть - недавнее возвращение Министерства финансов на рынок госдолга показало переизбыток бумаг (ОФЗ), хотя регулятору пришлось предложить значительную премию к рыночным ставкам. Российские корпорации, столкнувшись с нехваткой традиционных инвесторов из Европы и США, тянутся к инструментам финансирования с фокусом на азиатские рынки, делится своими соображениями Михаил Зельцер в интервью "Эксперту", ссылаясь на прошедшие выпуски "Полюса" и РУСАЛа в юанях: Был очень высокий спрос и переподписка на выпуски, что позволило компаниям снизить стоимость обслуживания долга.
Многие чиновники уже отметили, что российским компаниям, которые ранее вывозили свои деньги в зарубежные оффшорные зоны, "некуда их тратить", а значит, они вернут их в нашу экономику, как конфеты. Однако, по мнению Оксаны Карпенко, эта теория имеет свои недостатки.
"Вывод российского капитала в так называемое "дальнее зарубежье" в настоящее время затруднен, но возможности для использования каналов оттока капитала в страны ЕЗТ все еще существуют", - сказал он. - отмечает доцент кафедры экономики РУДН. Однако, по мнению эксперта, правительство должно сосредоточиться не на латании дыр, а на создании благоприятных условий для инвесторов. А тем, кто придет к нам "извне", то есть из "дружественных стран", как подчеркнул Михаил Зельцер, нужны схемы и инструменты, которые защитят их от вторичных санкций.
Если по первому пункту план вроде бы есть - с государством и его спутником ВЭБом, бюджетной атмосферой и магнитным полем Фонда национального благосостояния, то за пределы российской системы Минэкономразвития не заглядывало. Также не рассматривались "посторонние" епархии, например, финансовый сектор. Итак, пока в головоломке под названием "Инструменты поддержки инвестиций" явно не хватает каких-то кусочков.
"Проблема в том, что нет реальных и кардинальных шагов по увеличению инвестиций в экономику - таких, как повышение уровня монетизации экономики, развитие финансового рынка в целом или решение проблем курса рубля при привлечении иностранных инвесторов. Это означает, что, к сожалению, пока не стоит ждать инвестиционного прорыва, заключил эксперт.
Возможно, Министерство экономического развития просто дает коллегам из других ведомств шанс проявить себя и представить собственные инициативы. Однако было бы неплохо, если бы идея централизации принятия решений, заявленная в одном случае, была распространена на все текущие задачи, а планы были представлены в интегрированном виде, а не "с нашего стола на ваш". Тем не менее, объявленная реструктуризация экономики - не повод для проведения конкурса "Алло, мы ищем таланты".
Больше интересных статей здесь: Промышленность.