В большинстве своем участники рынка биологически активных добавок не опасаются негативного влияния на их бизнес введения российскими властями обязательной маркировки такой продукции. Более того, представители обозначенного сегмента фарминдустрии считают, что эта мера поможет им зарабатывать больше.
Производство пищевых добавок на предприятии «Поларис» в Мурманске.В России отмечается рост спроса на биологически активные добавки (БАД). По прогнозам на текущий год объем этого рынка составит почти 17% — до более 100 млрд рублей и 450 млн упаковок. Такие цифры были обнародованы сегодня на круглом столе «Рынок пищевых добавок в новых экономических реалиях: путь от производства до конечного потребителя». Факторы повышения безопасности», которая прошла в рамках выставки «Фармтех и ингредиенты 2022.
Основными драйверами процесса роста стали активное использование в пост-COVID-период витаминов, которые были включены в обязательные протоколы лечения, а также диверсификация каналов сбыта и возможность реализации продукции за рубежом. Кроме того, после ухода из России значительной части западных производителей освободившиеся ниши стали заполняться самым активным образом. В таких условиях власти планируют поставить продажу бодовых добавок под более строгий контроль, чем сейчас.
По словам исполнительного директора СРО «Союз производителей БАД к пище» Александра Жесткова, в марте 2023 года завершится эксперимент по маркировке БАД средствами идентификации, а с апреля это может стать обязательным для производителей. Такая мера принесет в бюджет страны дополнительно 700 млн рублей и около 2 млрд рублей дополнительных доходов в год для юридических компаний.
Кроме того, маркировка позволит покупателю более свободно разбираться в продукте, поскольку БАДы, в том числе представленные на маркетплейсах, не всегда проходят проверку, отметил Александр Жестков. При этом статистика показывает, что как таковых подделок в этой категории товаров на рынке немного: не более 1%, по данным Роспотребнадзора. А вот в обороте присадок нередко обнаруживаются различные нарушения. Например, превышение дозы витаминов, что может негативно сказаться на организме человека.
Продукты также отображаются на веб-сайтах, которые производители выпускают только как пищевые добавки.В большинстве своем участники фармацевтического рынка, в отличие от представителей некоторых других отраслей и секторов экономики, не считают проблемой введение маркировки производимой и реализуемой ими продукции. К примеру, Александр Сафонов, генеральный директор ЗАО «Эвалар», подтвердил, что компания уже участвует в этом процессе, первые брендовые товары сошли с конвейера еще в сентябре.
В свою очередь, директор по стратегическому развитию, маркетингу и продажам ООО «НПО Петровакс Фарм» Игорь Борисенко напомнил, что помимо маркировки, что в целом является правильной мерой, необходимо регулировать дозировку и ингредиенты БАД.
В эксклюзивном комментарии «Эксперту» Игорь Борисенко заявил, что хотя маркировка БАДов потребует дополнительных ресурсов, это явный плюс с точки зрения прозрачности рынка и регулирования. «Это снизит риск появления на рынке контрафактной, некачественной продукции. «Мы инвестируем в честность и прозрачность процессов», — сказал он.
Представитель «Петровакс Фарм» отметил, что на данный момент есть два варианта использования брендового оборудования, которое зачастую импортируется, а потому в условиях санкций получить его сложно. «Первый — работать с компаниями, которые предоставляют услуги брендирования «под ключ» на транзитных складах. Второй – заказать импортное оборудование для производственных площадок. Все наши контрактные локации, которые мы планируем перевести на этикетирование, находятся за границей. По его словам, для этих компаний уже закуплено оборудование.
Стоит отметить, что компания не планирует увеличивать стоимость продукции за счет маркировки. Если и происходит индексация цен, то скорее за счет инфляции. «Рост рынка пищевых добавок, который мы наблюдаем в этом году, во многом был связан с тем, что деньги, которых мы раньше не видели в отчетах, перетекают в официальный канал и становятся измеримыми. Мы продолжим развивать несколько сильных брендов в категории пищевых добавок. Мы пока не планируем никаких продуктовых линеек или зонтичных брендов — каждый продукт самостоятельный», — заключил Игорь Борисенко.
Больше интересных статей здесь: Промышленность.