История 24-го Латышского территориального стрелкового корпуса Красной Армии (1940-1941)

Эта статья посвящена истории 24-го Латышского территориального стрелкового корпуса Красной Армии, сформированного после вхождения Латвии в состав СССР в 1940 году. Материал основан на исследовании «Латышские формирования в Красной Армии в 1940-1945 гг.» с портала Runivers и дополнен фотографиями из архивов.

На снимке — Рига, лето 1940 года. Солдаты 6-го пехотного полка Латвийской армии на митинге в поддержку присоединения к Советскому Союзу. Плакат гласит: «Да здравствует Коммунистическая партия Латвии».

Создание корпуса и его структура

После присоединения Латвии к СССР 17 августа 1940 года, национальная армия была преобразована в 24-й Латышский территориальный стрелковый корпус. В его состав вошли 181-я и 183-я стрелковые дивизии, 613-й корпусной артиллерийский полк, 20-й отдельный кавалерийский полк и 24-й авиационный отряд. Общая численность составляла около 14 500 человек. Командование было поручено генералу Робертсу Юре Кавенсу (Клявиньшу).

Бойцы корпуса первоначально сохраняли латвийскую военную форму, но со знаками различия РККА и приносили присягу на верность Советскому Союзу.

Командование и политическая обстановка

Командир корпуса, генерал-лейтенант Роберт Клявиньш, был опытным офицером, служившим еще в Русской императорской армии. Несмотря на его поддержку присоединения к СССР, в июне 1941 года он был вызван в Москву, арестован по обвинению в заговоре и позднее расстрелян. Этот факт свидетельствует о глубоком недоверии советского руководства к латвийскому офицерству. Антисоветские настроения среди части военнослужащих действительно были сильны, что вскоре проявилось в событиях начала войны.

В начале 1941 года в частях корпуса были созданы партийные и комсомольские ячейки, однако латышей среди активистов было крайне мало. Политический аппарат в основном состоял из командиров, присланных из других частей РККА.

Реорганизации и чистки накануне войны

В мае 1941 года был расформирован 20-й отдельный кавалерийский полк. Формальным поводом послужил инцидент с повреждением полкового знамени.

На фото — сержант 20-го кавалерийского полка. Инцидент с флагом стал предвестником будущих проблем.

Перед войной из корпуса было демобилизовано более 2700 бывших граждан Латвийской Республики, а также уволены сотни офицеров и младших командиров. Их места заняли около 300 командиров из других частей СССР, большинство из которых не владели латышским языком, что осложняло управление.

Пулеметчик и капитан корпуса в гибридной форме: латвийский мундир и советские знаки различия.

10 июня 1941 года почти все высшее латышское командование было отозвано в Москву под предлогом учений и вскоре арестовано. Массовые аресты офицеров продолжились и в летних лагерях. К середине июня в корпусе оставалось лишь около 3000 латышских солдат, а его ряды стали пополняться бойцами из других национальностей. Всего органами НКВД было арестовано около 800 латвийских офицеров и почти 4700 солдат.

Пехота корпуса использовала немецкие грузовики Krupp L2H143, доставшиеся в наследство от латвийской армии.

Начало Великой Отечественной войны

22 июня 1941 года началась война. Уже на следующий день в Латвии началось формирование добровольческих истребительных батальонов из числа партийных активистов. Были созданы 1-й и 2-й Латышские добровольческие рабочие полки, которые вступили в бои, но понесли тяжелые потери и вскоре были расформированы.

Бойцы латышского истребительного батальона. Их история позже была отражена в советском фильме «Тропа через дюны».

Параллельно началась массовая эвакуация лояльного советской власти населения. Всего из Латвии было вывезено около 53 000 человек, которые впоследствии стали основой для новых национальных формирований Красной Армии.

Июнь 1941 года. Часть солдат 24-го корпуса, перешедшая на сторону нацистов, записывается в коллаборационистские формирования.

Боевые действия и распад корпуса

24-й стрелковый корпус, входивший в состав 27-й армии, с первых дней войны вступил в тяжелые оборонительные бои на территории Латвии. Ситуация осложнялась массовым дезертирством, саботажем и низкой боеспособностью частей, которые были плохо укомплектованы и оснащены разнородным оружием.

Солдаты 24-го корпуса, взятые в плен немцами в июне 1941 года. Многие еще носят элементы старой латвийской формы.

Командование, столкнувшись с проблемой надежности, приняло спорное решение. 29-30 июня 1941 года около 2080 латышских военнослужащих, включая 600 командиров, были демобилизованы как «неблагонадежные». Это решение, по мнению некоторых историков, ослабило оборону и лишило армию потенциально лояльных бойцов.

Пленные бойцы 183-й стрелковой дивизии в Риге. На головах — характерные латвийские каски немецкого образца, которые иногда приводили к трагическим случаям «дружественного огня» в сумерках.

В отчете командующего 27-й армией от 6 июля 1941 года корпус описывался как совершенно неподготовленное соединение, оснащенное оружием разных систем, без штаба и средств связи, с укомплектованностью командным составом всего 12-15%.

Расформирование и наследие

После тяжелых боев в июле-августе 1941 года управление 24-го корпуса 1 сентября было расформировано. 181-я стрелковая дивизия, понесшая большие потери, была расформирована в октябре, а ее остатки вошли в состав новой 201-й Латышской стрелковой дивизии. 183-я дивизия продолжила воевать и закончила войну в Праге.

24-й авиационный отряд, начавший войну на устаревших бипланах, прошел всю войну, выполнив тысячи боевых вылетов, и в 1943 году был преобразован в 1-й Латвийский ночной бомбардировочный авиаполк.

Обратите внимание: Танковый армагеддон в августе 41-го. Уникальные фотографии.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: 24-й Латышский территориальный стрелковый корпус Красной Армии, 1940-41.