Пневмоколесные краны – отдельная страница в истории отечественной строительной техники. Их производство началось вскоре после Великой Отечественной войны, продолжалось немногим более полувека и в начале XXI столетия было окончательно прекращено. С этого момента в отечественном краностроении пневмоколесные краны перестали существовать как класс. За полувековую историю "на плечи" пневмоколесных кранов лег значительный объем строительно-монтажных работ на стройках Советского Союза. За весь период их изготовили более 80 тыс. экземпляров, и многие из них по-прежнему работают на строительных объектах всего постсоветского пространства.
Одним из наиболее крупных производителей пневмоколесных кранов являлся Одесский завод им. Январского восстания Минстройдормаша СССР. На этом предприятии был создан первый в нашей стране пневмоколесный кран.
Опытный образец крана К-101 был разработан во второй половине 40-х годов. Он базировался на 3-осной самоходной тележке, поворотная платформа использовалась от серийного экскаватора Э-505 (Д-107), выпускавшегося Ковровским экскаваторным заводом. Кран характеризовался грузоподъемностью 10 т, имел нормальную стрелу длиной 10 м или удлиненную 18 м, мог работать с крюком, грейфером, не исключалась возможность работы драглайном. Привод механизмов рабочих органов крана, а также задних осей тележки был механическим и осуществлялся от дизельного двигателя мощностью 80 л.с. Подвеска всех осей была балансирной. Кран не только поднимал груз в стационарном состоянии, но и мог с ним передвигаться. Максимальная транспортная скорость достигала 10 км/ч.
Опытный образец пневмоколесного крана К-101В 1948 году прошли заводские испытания крана К-101, в результате которых он показал себя вполне работоспособным. Однако ему были присущи недостатки, в частности, связанные с конструкцией привода ведущих колес – цепного, расположенного с внешней стороны колес. В серию эта машина не пошла, тем не менее она дала практический материал для выбора правильного направления в дальнейшем.
В 1950 году одесситы построили второй усовершенствованный кран – модели К-102. Его основные рабочие характеристики не претерпели изменений по сравнению с К-101. На этот раз конструкторы предпочли использовать поворотную платформу 10-тонного железнодорожного крана К-103, серийный выпуск которого уже был налажен на "Январке". Одним из важных изменений был коренной пересмотр конструкции задней тележки. Кран имел стрелу длиной 10 м, мог комплектоваться удлиненной 18-метровой стрелой, а также 2,2-метровым гуськом. К-102 стал первым советским серийным пневмоколесным краном. С 1950 по 1959 год был изготовлен 1171 кран этой модели.
Первый советский серийный пневмоколесный кран К-102 грузоподъемностью 10 т10-тонный кран лишь отчасти удовлетворял потребности отрасли. Бурное послевоенное строительство требовало кранов большей грузоподъемности, с увеличенной выстой подъема. В 1952 году одесский завод создал такую модель. Дизель-электрический К-252 грузоподъемностью 25 т оснащался 15-25-метровой стрелой, а также гуськом длиной 5 м. Питание электромоторов осуществлялось от генератора с приводом от дизеля 2Д-6 мощностью 150 л.с. Также впервые на кранах такого типа были применены выносные (винтовые) опоры. При собственной массе 44 т кран развивал транспортную скорость 14 км/ч. По сравнению с К-102 кранов К-252 выпускалось заметно меньше: с 1953 по 1960 год их сделали 151 штуку.
25-тонник К-252В 1958 году завод начинает освоение производства 12-тонного крана К-123, пришедшего на смену первенцу К-102. Помимо возросшей грузоподъемности новый кран по многим параметрам выгодно отличался от предшественника. Благодаря применению 2-осной тележки он стал компактнее и маневреннее – колесная база уменьшилась с 4,05 до 3,4 м, радиус поворота – с 8 до 6 м. За счет обоих ведущих мостов улучшилась проходимость. Кран стал легче почти на 3 т (масса – 23,5 т). Вместо одной скорости подъема и опускания груза, вращения, подъема и опускания стрелы К-123 имел три скорости, а также три скорости передвижения вместо двух. Уменьшение скорости подъема максимальных грузов снизило потребную для этой операции мощность и дало возможность использовать более экономичный 54-сильный двигатель вместо 93-сильного. Для разгрузки шин и обеспечения устойчивости были введены выносные опоры. Грузоподъемность крана при движении составляла 10 т. Максимальная длины стрелы – 22 м.
За неполных три года – с 1958-го по 1960-й – завод выпустил 992 крана К-123 – почти столько же, сколько за 10 лет было изготовлено кранов К-102.
12-тонник К-123Кран К-123 выпускался недолго. При всех своих достоинствах он уже не в полной мере отвечал требованиям времени. Поэтому с 1960 года на "Январке" запустили в производство усовершенствованную модель К-124. Принципиальным отличием от прежней модели стало гидравлическое управление механизмами вместо рычажного, что значительно улучшило условия работы крановщика. Кабину крановщика изолировали от механизмов крана, увеличили площадь ее остекления. Вместо двигателя Д-54 применили мотор СМД-7Б мощностью 55 л.с. Масса крана была снижена на 1,5 т. Правда, век крана К-124 оказался еще более коротким, чем у предшественника. В 1961 году его сняли с производства, изготовив 1286 машин.
Кран К-124В рассматриваемый временной промежуток конструкторы завода им. Январского восстания создали еще пару опытных моделей, на которых отрабатывались различные технические решения.
В 1959 году они изготовили 10-тонный К-106 с дизель-электрическим приводом. Эта модель непродолжительное время выпускалась на Камышинском крановом заводе.
Дизель-электрический кран К-106В 1961 году одесситы сделали кран К-107, также грузоподъемностью 10 т, с гидравлическим приводом крановых механизмов, гидроприводными всеми управляемыми колесами и гидравлическими выносными опорами. Впервые в отечественном краностроении на этом кране была применена синхронизация вращения двух механизмов (лебедок). Весил К-107 всего 16 т (на 10,3 т легче, чем К-102).
Гидравлический кран К-107Очередным шагом советского краностроения стал выпуск дизель-электрического крана К-401 грузоподъемностью 40 т. В 1959 году одесситы изготовили опытный образец и с 1961 года внедрили его в серийное производство. Кран характеризовался низкой удельной металлоемкостью и небольшими габаритами. Он оснащался 100-сильным дизелем КДМ-100, имел стрелу длиной 15-25 м, а также управляемую малую стрелу длиной 10 м. Питание электродвигателей крана было возможно и от внешней сети. Кран базировался на 3-осной платформе, колеса задней тележки являлись ведущими, передние – управляемыми. К-401 мог работать на выносных опорах и без них, а также передвигаться с грузом массой до 15 т. Помимо крюка кран комплектовался грейфером емкостью 2 м3. Кабина крановщика была изолирована от механизмов крана. Производство 40-тонника не было массовым: с 1961 по 1968 год сделали всего 40 экземпляров этого крана.
Первый 40-тонник К-401В 1960 году в Одессе создали замену 25-тоннику первого поколения. Новый кран К-255 отличался от К-252 значительно меньшей массой (32 т вместо 44 т), 2-осной ходовой частью с обоими ведущими мостами автомобильного типа, уменьшенными габаритами и лучшей маневренностью. На кране применялся более экономичный двигатель ЯАЗ-М204А мощностью 110 л.с. Отделенная от механизмов крана кабина крановщика с хорошим обзором имела отопление. С 1961 по 1971 год завод произвел 1822 крана.
25-тонник второго поколения К-255Одновременно с работами по 25-тонному крану К-255 на одесском заводе велись работы и по 16-тоннику К-161, который в 1961 году заменил в производстве 12-тонник К-124. К-161 стал первым отечественным пневмоколесным дизель-механическим краном, в привод которого включен турботрансформатор, что существенно улучшило технико-эксплуатационные показатели и рабочие характеристики. Кран оборудовался 10-25-метровой стрелой и 6-метровым гуськом. Управление механизмами было пневматическим. Кран базировался на 2-осной полноприводной ходовой части с мостами автомобильного типа. Кабина крановщика имела отопление и вентиляцию.
К-161 стал настоящим бестселлером отечественного пневмоколесного краностроения. В Одессе эту модель и ее модернизированный вариант КС-4361А делали с 1961 по 1974 год, выпустив за этот период 5600 единиц.
Обратите внимание: История атомной промышленности СССР. Военные против ученых..
Параллельно этот кран выпускался на Юргинском машиностроительном заводе и на Никопольском заводе строительных машин.Юргинская версия КС-4361АВ 1961 году завод им. Январского восстания взял очередную высоту, создав кран К-631 грузоподъемностью 63 т. Привод крана – дизель-электрический, многомоторный на постоянном токе – осуществлялся от дизеля ЯМЗ-236 мощностью 180 л.с. и генератора постоянного тока. Наличие электродвигателей переменного тока давало возможность работать от внешней сети переменного тока. Стрела – 15-38 м. Ходовая часть 3-осная, с мостами автомобильного типа. Ведущими являлись две задние оси. Кран оснащался гидравлическими опорами. К-631 весил 65 т. С 1962 по 1977 год завод изготовил 100 таких кранов.
63-тонный К-631Двумя годами позже после освоения выпуска 63-тонника одесситы побили очередной рекорд грузоподъемности, создав 100-тонный К-1001. Основные механизмы этого крана были унифицированы с механизмами крана К-631. Ходовая часть – 4-осная. Длина стандартной стрелы – 15-45 м, плюс 20-метровый гусек. Неотъемлемой частью крана К-1001, как и всех выпускаемых на тот момент пневмоколесных кранов, были выносные гидроопоры. Масса машины со стрелой 15 м составляла 95 т. Кранов К-1001 с 1963 по 1964 год было изготовлено всего три штуки.
Первый 100-тонный кран К-1001В 1966 году появился 25-тонный дизель-электрический кран К-258. От крана К-255 новая модель отличалась более высокими техническими данными и рядом усовершенствований в конструкции. В первую очередь следует отметить более высокую грузоподъемность при работе без выносных опор, которая увеличилась с 10 до 14 т. Колесная база уменьшилась с 4,95 до 3 м. Новинка получила возможность работать от внешней сети. Стрела имела длину 15-30 м. Значительно сокращало время изменения длины стрелы применение проушин и шарнирных валиков вместо болтовых соединений. Стрелу можно было монтировать и демонтировать без посторонних грузоподъемных средств. Кран прошел Госиспытания и был рекомендован к производству, но серийно не выпускался.
Опытный 25-тонный кран К-258На конец 60-х – первую половину 70-х годов приходится период замены серийно выпускаемых пневмоколесных кранов новыми моделями. Одесский завод запускает в производство третье поколение 25-тонников и второе поколение 40-, 63- и 100-тонников. В это же время создаются северные модификации одесских кранов – 16-, 25- и 40-тонных, способных работать при температуре до -60 градусов.
В 1969 году принимается к производству кран КС-6362 (К-406) грузоподъемностью 40 т. По сравнению с предыдущей моделью К-401 у нового крана вросла с 15 до 20 т грузоподъемность при работе без опор (в том числе при движении). Максимальная длина стрелового оборудования, включая гусек, увеличилась с 25 до 55 м, наибольшая скорость передвижения выросла с 12 до 16 км/ч, длина в транспортном положении уменьшилась с 21 до 15,5 м, масса крана снизилась на 2 т – до 48 т. На КС-6362 нашла место широкая унификация агрегатов с серийно выпускаемой техникой – краном К-255 и тяжелыми грузовиками.
КС-6362 – 40-тонник второго поколенияЧерез два года в Одессе осваивается выпуск нового 25-тонного дизель-электрического крана КС-5363, ставшего еще одним бестселлером отечественного краностроения. По своим эксплуатационным параметрам – максимальной высоте подъема груза, грузоподъемности без выносных опор, скорости передвижения и др. – он значительно превосходил ранее выпускавшийся кран К-255. В конструкции крана был применен ряд устройств, защищенных авторскими свидетельствами. Например, центробежная муфта, которая автоматически отключала дизель при работе от внешней сети; канатоукладчик, обеспечивающий правильную навивку на барабаны грузовой и вспомогательной лебедок. Привод генераторов осуществлялся от двигателя ЯМЗ-М204Б. В трансмиссии ходовой части широко использовались детали и узлы автомобилей КрАЗ. Без выносных опор кран поднимал 14 т. Длина стрелы равнялась 15-30 м. Также кран мог комплектоваться гуськом и башенно-стреловым оборудованием. Существенным преимуществом КС-5363 была возможность перевода стрелового оборудования в транспортное положение без привлечения дополнительных механизмов.
КС-5363 представлял третье поколение одесских 25-тонных крановПопулярность крана была очень велика. До 1994 года, когда кран был снят с производства, его суммарный выпуск составил около 10000 единиц. За годы производства его неоднократно модернизировали. В 1976 году кран удостоился государственного "Знака качества". И сегодня краны серии КС-5363 еще встречаются на строительных объектах. А тот факт, что одно из украинских предприятий до конца 2000-х предлагало капитально отремонтированные в заводских условиях краны КС-5363 под видом новых, говорит о том, что век этого популярного крана еще не закончен.
Очередная новая модель пневмоколесного крана появилась в Одессе в начале 70-х годов. Дизель-электрический 100-тонный КС-8362 венчал работу одесских инженеров, проделанную со второй половины 40-х годов. Новинка базировалась на 5-осной ходовой части с двумя ведущими и тремя управляемыми осями (средняя ось имела рессорную подвеску). Кран комплектовался двигателем ЯМЗ-236. Для повышения грузовысотных характеристик основной 14-тонный контргруз мог быть увеличен до 30 т. При использовании сменного стрелового оборудования максимальная высота подъема крюка достигала 80 м.
Подготовка серийного производства КС-8362 и его освоение заняли несколько лет. Лишь в середине 70-х годов из цехов "Январки" вышли первые серийные краны. Выпуск КС-8362 в разных модификациях продолжался до 1996 года. За этот период выпущено более 60 кранов.
100-тонный кран серии КС-8362В 1976 году одесситы сделали "урезанный" вариант КС-8362 – 63-тонник КС-7362, полностью унифицированный со 100-тонной моделью, отличавшийся от своего "старшего брата" 4-осной ходовой частью. Новый кран оказался "лишним" как в производственной программе одесского завода, так и на строительных объектах. Машина была изготовлена лишь в трех экземплярах.
63-тонник второго поколения КС-7362ХЛ в северном исполненииС середины 70-х годов работы по созданию новых моделей пневмоколесных кранов в СССР фактически прекратились. К тому моменту уже стало ясно, что дальнейшее развитие этой ветви краностроения не имеет перспектив. Усилия конструкторов были сосредоточены на двух направлениях – монтажных кранах на гусеничном ходу и мобильных гидравлических кранах с телескопическими стрелами на шасси автомобилей и на шасси автомобильного типа. Первые имели высокую грузоподъемность, в том числе при передвижении. Вторые обладали большими транспортными скоростями и также высокой грузоподъемностью.
В 80-х годах Одесский завод перманентно модернизировал ранее освоенные модели, не предлагая ничего принципиально нового. Из наиболее значимых модернизаций того периода можно отметить лишь модификации крана КС-5363. На модификации КС-5363Б грузоподъемность была увеличена с 25 до 40 т за счет применения дополнительного устройства повышения грузоподъемности. Позднее появился КС-5363В грузоподъемностью 36 т, достигнутой за счет усиления металлоконструкций и внедрения ряда конструкторских решений. На следующей модификации - КС-5366 – был внедрен гидропривод механизма поворота платформы и стреловой лебедки.
КС-5363В грузоподъемностью 36 тКак я уже отметил в статье, Одесский завод им. Январского восстания был не единственным в СССР предприятием, выпускавшим пневмоколесные краны. О технике других заводов я расскажу в следующий раз.
А вам, уважаемые читатели, приходилось встречать такие краны или работать на них? Поделитесь своим мнением.
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.
Предлагаю еще несколько статей по истории наших кранов:
Главный кран советской армии
Какие были краны на МоАЗах: от 1950-х до 2000-х годов
Военные автокраны. Эра гидравлики
Экзотический кран из Иваново
Неавтомобильный кран "Ивановец". Оригинальная конструкция родом из 60-х
Наши 100-тонники. 40 лет истории
Экзотические краны: на танках, тракторах, вездеходах
Легендарный автокран на шасси МАЗ-200
Советские супер-краны на шасси ракетовозов
Как мы с немцами делали краны
Камышинский крановый завод. Какие он выпускал краны во времена СССР
Как одесситы свой Liebherr решили сделать
Неизвестные автокраны на шасси ЗИЛ-133
Старый конь борозды не испортит. Автокраны СССР в постсоветский период
Какими были последние краны на шасси ЗИЛ
Как курганский внедорожник решили с краном скрестить и что в итоге получилось
#ссср #кран #автокран #грузовик #история #техника #строительная техника #стройка #завод #производство
Еще по теме здесь: Новости науки и техники.
Источник: История пневмоколесных кранов "Январец".