Здравствуйте, дорогие читатели!
Я знаю, что большинство читателей ждут интеллектуально ненагруженных картинок, критики всего подряд, но я продолжаю придерживаться длинной линии этого блога - аналитических заметок. В этот раз мы поговорим об итогах промышленного производства в России за прошедший 2022 год.
Мы разберем несколько отраслей, которые интересны тем, как работает экономика страны и затрагивают практически всех граждан.
Выпуск легковых автомобилей
Не скрою, что период с апреля по июнь оказался самым сложным для страны. Если в феврале-марте иностранные автопроизводители занимали выжидательную позицию, то их массовый отток начался в апреле. Среди наиболее болезненных для российского автопрома — уход Renault, с которым у АВТОВАЗа были далеко идущие планы. А так же динамика производства легковых автомобилей (все данные в этой заметке взяты с сайта Росстата [1]):
В мае было выпущено всего 3,72 тысячи легковых автомобилей. Я считаю, что этот показатель останется минимальным на долгие годы вперед и вряд ли повторится. К сожалению, докризисный показатель (108 тысяч на февраль 2022 года) достигнут не был. Да, «яму» преодолели, но даже декабрьский результат (выпущено 40,3 тыс машин) далек от нормы.
За весь 2022 год удалось выпустить 450 тысяч автомобилей, но если сравнивать показатели 2021 года, то это на 67% меньше. В 2023 году многое будет зависеть от того, запустит ли АВТОВАЗ производство обновленной LADA Vesta. Лично я не очень верю в планы по выпуску 250 тысяч автомобилей, но сейчас в сегменте недорогих машин настоящий вакуум, поэтому спрос на Весту будет. Салон тоже стал приятнее и ничем не уступает иномаркам.
Выпуск грузовиков
Однако свет от танкетки не сходился только на автомобилях. Производство грузовиков чрезвычайно важно. Динамика следующая:
Здесь такого явного снижения производства не наблюдается, хотя локальный минимум тоже пришелся на май, а в декабре удалось установить рекорд по количеству выпущенных грузовиков (15,3 тыс шт.). Поэтому, если сравнивать годовые показатели, то в 2022 году произошло снижение на 24,3% по сравнению с 2021 годом (в 2022 году произведено 141 000 грузовиков).
Производство двигателей
Автомобили и грузовики важны, но также важно производить двигатели, потому что нет двигателя — нет автомобиля. Здесь, к сожалению, ситуация чем-то напоминает производство легковых автомобилей - резкий спад весной и весьма посредственные показатели, в разы ниже докризисных:
Например, большую часть года АвтоВАЗ ездил на 90-сильном моторе Гранта (заводской индекс 11182), а также на 1,7-литровом моторе для Нивы, который, если посмотреть на дату его создания, подходит для моих сверстников. Если говорить об автомобилях, то Haval также организовал производство двигателей. Все остальное остается за производителями автомобилей. Отсюда вопрос: "С каким двигателем будет выпускаться обновленная Веста?" очень сложно ответить.
Например, Заволжский завод принял решение возобновить производство двигателей в 2023 году, хотя раньше таких планов не было.
Производство прицепов и полуприцепов
Однако это направление, которое является «само по себе оркестром». Это производство прицепов и полуприцепов. Если учесть максимально допустимый вес до 10 тонн, то производство получается крайне стабильным. Конечно, снижение по сравнению с 2021 годом есть, но оно очень и очень незначительное (выпуск прицепов и полуприцепов максимальной массой от 0,75 т до 3,5 т снизился на 3,4 %, а максимально допустимой массой 3,5 т) тонн до 10 тонн - с 17,8%). А если говорить о прицепах и полуприцепах разрешенной массой свыше 10 тонн, то здесь в 2022 году нам удалось превзойти показатель 2021 года на 7,3%.
Производство автобусов
В целом положительный рост наблюдается и в производстве автобусов:
Если производство автобусов максимальной массой не более 5 т в 2022 г показало снижение на 38,2% (всего выпущено 13,6 тыс.), то ситуация с производством автобусов максимально допустимой массой более 5 т тонн немного лучше — здесь снижение составило 15,2% (выпущено 12,5 тыс экземпляров).
Производство тракторов и комбайнов
Что еще важно? Поддержите сельское хозяйство. В производстве тракторов удалось добиться роста по итогам года на 28,2% (выпущено 9,6 тыс тракторов), но производство комбайнов сократилось по сравнению с 2021 годом – на 33,8%.
Так что в 2023 году у нашей отрасли есть куда расти. Очевидно, что необходимо увеличивать производство легковых автомобилей, и мы бы хотели, чтобы это не сводилось к сборке машинокомплектов из Китая, потому что это тупиковый путь. Также не хотелось бы повсеместного увлечения электромобилями. Для значительной части населения России доступный бензиновый автомобиль просто необходим. А пока электромобиль — это дорогая игрушка, как вторая машина в семье.
С уважением, Юрий (kua1102)
Больше интересных статей здесь: Производство.
Источник статьи: В этой статье предлагаю обсудить итоги промышленного производства в нашей стране в 2022 году.