Краткая история единственной подлодки проекта "Анчар"

Все помнят подводную лодку капитана Немо из романов Жюля Верна «Таинственный остров» и «Двадцать тысяч лье под водой». Эта подводная лодка была и боевой машиной, и научной лабораторией, она могла тараном топить корабли, погружаться на 16 км и развивать скорость до 90 км/ч.

Конечно, в фантастических романах это не так. На то они и прекрасны, чтобы вести романтиков и изобретателей к невозможному. Да, нырнуть на глубину 16 км не получится, так как самая глубокая точка Мирового океана всего лишь немногим более 11 км. Но догнать «Наутилус» по скорости было практически невозможно.

Проект 661 «Анчар»

Единственная подводная лодка этого проекта, К-162, позже более известная как К-222, установила мировой рекорд, почти достигнув поразительной скорости «Наутилуса».

Изображение на испытаниях wikimedia.org

Холодная война породила гонку вооружений, и в 1959 году Советский Союз начал разработку совершенно новой атомной подводной лодки. Сложность заключалась в том, что нужно было улучшать не только силовую установку или модернизировать вооружение, но и собирать корпус из нового материала — титана.

Использование титановых сплавов позволит сделать подводную лодку легче, увеличить глубину погружения и значительно увеличить скорость подводной лодки. А поскольку США в те годы всерьез нацелились на господство на морях, прочные и легкие титановые сплавы, устойчивые к коррозии, помогли бы Советскому Союзу вне звездно-полосатого конкурента.

Идея хорошая, но есть нюанс. В то время никто в мире не делал ничего подобного, и Анчар должен был стать первой ласточкой.

Детище «Севмаша»

Новая подводная лодка была заложена 28 декабря 1963 года, а уже в 1968 году спущена на воду. Конечно, это только на бумаге выглядит просто.

Обратите внимание: История атомной промышленности СССР. Военные против ученых..

Для создания К-162 пришлось буквально перетряхнуть все производство.

В результате на скоростных испытаниях в 1970 году лодка смогла разогнаться до 44,7 узла — почти 83 км/ч, лишь немного уступая «Наутилусу». Однако из-за шума, создаваемого на скорости выше 35 узлов, от амбициозного проекта пришлось отказаться. Такой уровень шума не только мешал экипажу, но и выдавал подводную лодку с головой.

Фото wikiedia.org

Из титана было построено еще несколько подводных лодок, в том числе 685 «Плавник», 705 «Лира» и 941 «Акула». Экспериментальные лодки производились и в наше время. На сегодняшний день Россия остается единственной страной, имеющей и опыт, и возможности для строительства таких подводных лодок.

Несмотря на все достоинства материала, его применение ограничивает цена. Титан оказался уж больно дорогим. Из-за этого К-222 даже получила прозвище «Золотая рыбка».

Да, К-222 осталась единственной подлодкой в ​​проекте, но своего добилась - побила мировой рекорд и утерла нос американцам. Во время длительного плавания с 25 сентября по 4 декабря 1971 года наша подводная лодка села на хвост американскому авианосцу «Саратога». Несколько часов она преследовала его, то слегка отставая, то обгоняя, а сам авианосец двигался с максимальной скоростью 30 узлов.

Кстати, скорость торпед в те годы была всего 25 узлов, так что американцы намек поняли.

Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.

Источник статьи: Краткая история единственной подлодки проекта "Анчар".