Хроника древнего Китая отличалась большим вниманием самих китайских источников к своей истории, в отличии, например, от Индии. Как и последняя, Китай отличался от других восточных очагов цивилизации своей самобытностью. Одним из этих отличий была повторяемость событий, причинно-следственных связей, иногда подозрительно преследующих китайскую историю. Её цикличность не раз проявляла себя и в древности и в более поздние времена. Но, несмотря на неё, развитие, которого достигали древние жители Китая шло спиралью, постепенно, увеличиваясь, вводя новые знания, трактаты, умения и так далее. Ещё одной из отличительных особенностей, которая впоследствии станет важной в истории этого древнего государства - это отношение к заслугам простолюдинов. Высокая же ступень царя государства, в отличие от Египта, обусловливалась не божественной сутью, но волей неба, которому и поклонялись древние китайцы. В этой статье и пойдёт речь о том, как "мандат неба" стал неотъемлемым фактором становления вана (тянь-цзы - сына неба), т.е. китайского правителя, начиная с периода Западного Чжоу (с 1100 до 771 года до н.э.)
Содержание
- Распределение уделов между представителями пяти ступеней иерархи Чжоу
- Устройство государства Чжоу
- Появление понятия "мандат неба" и область его применения
Распределение уделов между представителями пяти ступеней иерархии Чжоу
Захват страны династией Чжоу, хоть и одобряемый знатью и жителями, всё же нуждался в объяснении. Первым делом Ву продемонстрировал своё погасить военный запал и главное, что он для этого сделал - распустил свою армию, в том слабо организованном виде, в котором она была. Также он отложил оружие как основу своей силы в качестве жертвы небу, но за этим скрывалась более серьёзная мотивация. В Китае жило множество сильным домов, помнящих прошлого деспотичного правителя. Терпеть ещё одного такого же у людей сил и желания не было. Это понимал и Ву. Получение земли осуществлялось не в виде средневекового лена или феода, а давалось, скорее дополнительно. Основным подарком были другие элементы - бронзовые сосуды с надписями, демонстрирующие право феодалов на управление вверенными землями. Землёй же знать не обладала в более позднем феодальном смысле. Вместе с управляющим удела (чжухоу) на место приходили люди вана, составляющие костяк господства Чжоу. В XI веке до н.э. существовало не менее 200-300 таких уделов. Китайская иерархия, не считая рабов делилась на 5 основных рангов: ван, чжухоу, дафу, ши и шужень. Ван находился над всеми ими и был царём; чжухоу - князья, владельцы уделов, полученных от вана; дафу предводительствовали над кланами на военном поприще, получающие свои владения от чжухоу (по сути средневековые рыцари были чем-то похожим); ши представляли собой глав патриархальных семей мелкой знати, получавших от дафу свою часть земель; шужень же можно отнести к простолюдинам - земледельцам. Все знатные подданные обязывались оказывать военную Сыну Неба и участвовать в дворцовых ритуалах. Старшие сыновья аристократических домов уезжали учиться в столицу вместе с наследником престола, чтобы выработать в них вассальные отношения и верность. Младшие сыновья учились в провинциальных школах. Ученики занимались стрельбой из лука, управлением колесницей, ритуалами, письмом и счётом в течении десяти лет.
Устройство государства Чжоу
Фото взято с https://vk.com/@basilikn-padenie-dinas123tii-shan-zapadnoe-chzhouСледующим шагом стало назначение вассалом сына свергнутого вана Цзи Чжоу (Ди Синя) Лу-Фу, который получил в качестве удела прошлую столицу Инь и земли возле неё. Естественно, с целью безопасности ван назначал контролирующих его наместников - своих младших братьев. После смерти Ву начались снова тяжёлые времена для Древнего Китая. Война за власть говорила о несформированной системе её смены. Братья, поставленные над Лу Фу выступили против сына Ву Чэна. Первые хотели поставить отрока Си Диня в качестве марионетки. Их плану не удалось осуществиться и ещё один брат Ву Тань (Чжоу-гун), вступившийся за племянника победил. Он выступал в качестве регента малолетнего сына Чэна предыдущего владыки Китая. Лу Фу и один из братьев Ву погиб. Мятежников новый ван отправил в другую часть страны. По древнекитайским летописям Тань передал бразды правления Чэну через 7 лет регентства и встал на должность министра. За это время он проявил себя добродетельно, отчего переход к власти сына узурпатора был одобрен общественностью, так как здесь как и раньше по китайской традиции право царствовать переходило не по роду, а по добродетельности.
Дядя Чэна организовал в стране, впервые возникшую, действенную административную систему. Она занималась учётом и надзором над землёй, сбором налогов, организацией государственных мероприятий. Административные должности занимали, в основном, способные аристократы с послужным списком, однако, это правило было не строгим и существовало много случаев социальной мобильности. Ещё одно новшество заключалось в создании единой книге ритуалов, с помощью которой царь Чжоу начал демонстрировать моральные и религиозные основания для своей власти, так называемый мандат неба, о котором речь пойдёт чуть позже. Однако, это действовало только в центральной части, куда Чэн и дядя переселили большую часть инцев. Там же и находились его 8 армии, состоящих из бывших подчинённых прошлого вана, а также 6 чжоусских.
Обратите внимание: 1110: Год, когда наша луна исчезла с неба.
В этой зоне правитель и регент построили новую столицу Чженчжоу (Лоян находился в этом округе), хотя продолжали жить вместе со двором в прошлой западной столице Цзунчжоу. Название Западное Чжоу и появилось от проживания вана в столице на западе. Та местность, что находилась хотя бы в дне пути от столицы, т.е. промежуточная и внешняя уже нуждалась в военной демонстрации власти и силы. Самой опасной зоной была восточная часть с где также находились шанские переселенцы. Для контроля над ними Чэн построил крепость возле переправы через Хуанхе, которая позже стала центром Лояна. Подобных крепостей строили много по всей территории вана. Таким образом, он убивал сразу двух зайцев - занимал родственников задачами вдали от столицы, чем укреплял свою безопасность и контролировал внешние части. В результате образовались владения, управляемые представителем царского рода. Наиболее крупными из владений были Цинь, Вэй, Лу, Ци и Ень (столица Ень в районе современного Пекина).Появление понятия "мандат неба" и область его примененияПамятник Тану (Чжоу-гуну) - возможному основателю концепции мандата и создателю Лояна.
Именно при этом царе, а возможно и ещё при его регенте Тане появилось выражение “мандат неба” (тянь-мин). Им он объяснял своё право править. Точнее говоря, Небо, которому поклонялись китайцы как высшему божеству вручало разрешение на управление Поднебесной добродетельному правителю. Отсюда, кстати, Китай и получил такое название. А падения предыдущих династий и стало объясняться именно утерянным правом последних представителей царских родов. Такая система прекрасно обосновывала и легитимизировала власть. Цари теперь становились такими не по праву сильных, а по праву мудрых и добродетельных. Данная концепция прекрасно справлялась со своей задачей. Однако, только лишь на неё Чэн призывал не опираться, отчего постоянно воевал, особенно в восточном направлении. Также делали и его последователи Кан, Чжао, постоянно организуя новые кампании. При Кане, правившем примерно с 966 года до н.э. было племя гуйфан. Чжао же покусился на юг, уверовав в “добрый знак” в виде кометы, который его всё-таки обманул. В результате куда поехал новый ван, там он и остался. Мандат неба, неспособный защитить добродетельного царя, погибшего на войне - не самое лучшее обстоятельство для поддержания царской власти, которое всячески пытались скрывать. Сын Чжао, Му, затеяв очередное подтверждение мандата наткнулся на сложности оставленные его ближайшим предком. На юге тот потерял 6 армий, т.е. основную военную силу. Знать не захотела поддерживать Му. После этого разделение государства на зоны ещё сильнее усилилось. Теперь таких областей стало 5:
1)Зона внутри царства, находящаяся на содержании.
2)Предупредительная территория, находящаяся сразу за первой
3)Подчинённая территория
4)Укрепляющая территория
5)Дикая территория
Особенность “работы” мандата заключалась в том, что в чем дальше зона от центра, тем меньше влияния того самого мандата. Его действие обусловливалось зависимостью, а в большей степени периодичностью и размером дани, получаемой ваном. В первой зоне дань платили ежедневно, во второй - ежемесячно, в третьей - каждый сезон, в четвёртой - раз в год, а в пятой лишь один раз - при смерти вана. Северное племя Чуань-Цзи, на которое хотел напасть Му находилось на дикой территории, чем и объяснили своё решение аристократы. Му принял это мнение и отдал назад подарки, что получил от них. Это, естественно, пошатнуло силу ванской власти на тех самых землях, отчего жители дикой местности перестали приезжать с почестями к правителям в знак покорности. Но плюсом стало усиление власти в центре и близко к центру. Такие положения, выстроенные в связи с мандатом неба описали главное правило. Мандат оправдывал войну, но только в случае безоговорочной уверенности в победе. Это предопределило во многом внимание древних китайцев к развитию различных способов дипломатии и политической манипуляции, а также различных уловок во время боевых действий, их осторожность в этом вопросе.
Захват чжоусцами шань-инского государства не прервало направление развития Древнего Китая, так как переняло у предыдущей династии некие культурные заимствования ещё далеко до захвата, во времена племенного этапа Чжоу. Новая религиозная основа власти меняло её качество к более добродетельным стремлениям, что не могло не сказаться положительно на развитии государства. В дальнейшем концепция мандата значительно поспособствовала объединению Китая, однако, в то же время, усложнило отношения с варварской средой и остальным миром. Но это совсем другая история.
Как по вашему повлияла концепция мандата неба на историю и развитие Китая? Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь. Спасибо за внимание!
#древний китай #история древнего мира #история китая #история #история древнего востока
Еще по теме здесь: История.
Источник: Как и когда появилась концепция мандата неба и как она работала.