Хроника древнего Китая отличалась большим вниманием самих китайских источников к своей истории, в отличии, например, от Индии. Как и последняя, Китай отличался от других восточных очагов цивилизации своей самобытностью. Одним из этих отличий была повторяемость событий, причинно-следственных связей, иногда подозрительно преследующих китайскую историю. Её цикличность не раз проявляла себя и в древности и в более поздние времена. Но, несмотря на неё, развитие, которого достигали древние жители Китая шло спиралью, постепенно, увеличиваясь, вводя новые знания, трактаты, умения и так далее. Ещё одной из отличительных особенностей, которая впоследствии станет важной в истории этого древнего государства - это отношение к заслугам простолюдинов. Высокая же ступень царя государства, в отличие от Египта, обусловливалась не божественной сутью, но волей неба, которому и поклонялись древние китайцы. В этой статье и пойдёт речь о том, как "мандат неба" стал неотъемлемым фактором становления вана (тянь-цзы - сына неба), т.е. китайского правителя, начиная с периода Западного Чжоу (с 1100 до 771 года до н.э.)
Содержание
- Распределение уделов между представителями пяти ступеней иерархи Чжоу
- Устройство государства Чжоу
- Появление понятия "мандат неба" и область его применения
Распределение уделов между представителями пяти ступеней иерархии Чжоу
Захват страны династией Чжоу, хоть и одобряемый знатью и жителями, всё же нуждался в объяснении. Первым делом Ву продемонстрировал своё погасить военный запал и главное, что он для этого сделал - распустил свою армию, в том слабо организованном виде, в котором она была. Также он отложил оружие как основу своей силы в качестве жертвы небу, но за этим скрывалась более серьёзная мотивация. В Китае жило множество сильным домов, помнящих прошлого деспотичного правителя. Терпеть ещё одного такого же у людей сил и желания не было. Это понимал и Ву. Получение земли осуществлялось не в виде средневекового лена или феода, а давалось, скорее дополнительно. Основным подарком были другие элементы - бронзовые сосуды с надписями, демонстрирующие право феодалов на управление вверенными землями. Землёй же знать не обладала в более позднем феодальном смысле. Вместе с управляющим удела (чжухоу) на место приходили люди вана, составляющие костяк господства Чжоу. В XI веке до н.э. существовало не менее 200-300 таких уделов. Китайская иерархия, не считая рабов делилась на 5 основных рангов: ван, чжухоу, дафу, ши и шужень. Ван находился над всеми ими и был царём; чжухоу - князья, владельцы уделов, полученных от вана; дафу предводительствовали над кланами на военном поприще, получающие свои владения от чжухоу (по сути средневековые рыцари были чем-то похожим); ши представляли собой глав патриархальных семей мелкой знати, получавших от дафу свою часть земель; шужень же можно отнести к простолюдинам - земледельцам. Все знатные подданные обязывались оказывать военную Сыну Неба и участвовать в дворцовых ритуалах. Старшие сыновья аристократических домов уезжали учиться в столицу вместе с наследником престола, чтобы выработать в них вассальные отношения и верность. Младшие сыновья учились в провинциальных школах. Ученики занимались стрельбой из лука, управлением колесницей, ритуалами, письмом и счётом в течении десяти лет.
Устройство государства Чжоу
Следующим шагом стало назначение вассалом сына свергнутого вана Цзи Чжоу (Ди Синя) Лу-Фу, который получил в качестве удела прошлую столицу Инь и земли возле неё. Естественно, с целью безопасности ван назначал контролирующих его наместников - своих младших братьев. После смерти Ву начались снова тяжёлые времена для Древнего Китая. Война за власть говорила о несформированной системе её смены. Братья, поставленные над Лу Фу выступили против сына Ву Чэна. Первые хотели поставить отрока Си Диня в качестве марионетки. Их плану не удалось осуществиться и ещё один брат Ву Тань (Чжоу-гун), вступившийся за племянника победил. Он выступал в качестве регента малолетнего сына Чэна предыдущего владыки Китая. Лу Фу и один из братьев Ву погиб. Мятежников новый ван отправил в другую часть страны. По древнекитайским летописям Тань передал бразды правления Чэну через 7 лет регентства и встал на должность министра. За это время он проявил себя добродетельно, отчего переход к власти сына узурпатора был одобрен общественностью, так как здесь как и раньше по китайской традиции право царствовать переходило не по роду, а по добродетельности.
Дядя Чэна организовал в стране, впервые возникшую, действенную административную систему. Она занималась учётом и надзором над землёй, сбором налогов, организацией государственных мероприятий. Административные должности занимали, в основном, способные аристократы с послужным списком, однако, это правило было не строгим и существовало много случаев социальной мобильности. Ещё одно новшество заключалось в создании единой книге ритуалов, с помощью которой царь Чжоу начал демонстрировать моральные и религиозные основания для своей власти, так называемый мандат неба, о котором речь пойдёт чуть позже. Однако, это действовало только в центральной части, куда Чэн и дядя переселили большую часть инцев. Там же и находились его 8 армии, состоящих из бывших подчинённых прошлого вана, а также 6 чжоусских.
Обратите внимание: 1110: Год, когда наша луна исчезла с неба.
Появление понятия "мандат неба" и область его применения
Именно при этом царе, а возможно и ещё при его регенте Тане появилось выражение “мандат неба” (тянь-мин). Им он объяснял своё право править. Точнее говоря, Небо, которому поклонялись китайцы как высшему божеству вручало разрешение на управление Поднебесной добродетельному правителю. Отсюда, кстати, Китай и получил такое название. А падения предыдущих династий и стало объясняться именно утерянным правом последних представителей царских родов. Такая система прекрасно обосновывала и легитимизировала власть. Цари теперь становились такими не по праву сильных, а по праву мудрых и добродетельных. Данная концепция прекрасно справлялась со своей задачей. Однако, только лишь на неё Чэн призывал не опираться, отчего постоянно воевал, особенно в восточном направлении. Также делали и его последователи Кан, Чжао, постоянно организуя новые кампании. При Кане, правившем примерно с 966 года до н.э. было племя гуйфан. Чжао же покусился на юг, уверовав в “добрый знак” в виде кометы, который его всё-таки обманул. В результате куда поехал новый ван, там он и остался. Мандат неба, неспособный защитить добродетельного царя, погибшего на войне - не самое лучшее обстоятельство для поддержания царской власти, которое всячески пытались скрывать. Сын Чжао, Му, затеяв очередное подтверждение мандата наткнулся на сложности оставленные его ближайшим предком. На юге тот потерял 6 армий, т.е. основную военную силу. Знать не захотела поддерживать Му. После этого разделение государства на зоны ещё сильнее усилилось. Теперь таких областей стало 5:
1)Зона внутри царства, находящаяся на содержании.
2)Предупредительная территория, находящаяся сразу за первой
3)Подчинённая территория
4)Укрепляющая территория
5)Дикая территория
Особенность “работы” мандата заключалась в том, что в чем дальше зона от центра, тем меньше влияния того самого мандата. Его действие обусловливалось зависимостью, а в большей степени периодичностью и размером дани, получаемой ваном. В первой зоне дань платили ежедневно, во второй - ежемесячно, в третьей - каждый сезон, в четвёртой - раз в год, а в пятой лишь один раз - при смерти вана. Северное племя Чуань-Цзи, на которое хотел напасть Му находилось на дикой территории, чем и объяснили своё решение аристократы. Му принял это мнение и отдал назад подарки, что получил от них. Это, естественно, пошатнуло силу ванской власти на тех самых землях, отчего жители дикой местности перестали приезжать с почестями к правителям в знак покорности. Но плюсом стало усиление власти в центре и близко к центру. Такие положения, выстроенные в связи с мандатом неба описали главное правило. Мандат оправдывал войну, но только в случае безоговорочной уверенности в победе. Это предопределило во многом внимание древних китайцев к развитию различных способов дипломатии и политической манипуляции, а также различных уловок во время боевых действий, их осторожность в этом вопросе.
Захват чжоусцами шань-инского государства не прервало направление развития Древнего Китая, так как переняло у предыдущей династии некие культурные заимствования ещё далеко до захвата, во времена племенного этапа Чжоу. Новая религиозная основа власти меняло её качество к более добродетельным стремлениям, что не могло не сказаться положительно на развитии государства. В дальнейшем концепция мандата значительно поспособствовала объединению Китая, однако, в то же время, усложнило отношения с варварской средой и остальным миром. Но это совсем другая история.
Как по вашему повлияла концепция мандата неба на историю и развитие Китая? Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь. Спасибо за внимание!
#древний китай #история древнего мира #история китая #история #история древнего востока
Еще по теме здесь: История.
Источник: Как и когда появилась концепция мандата неба и как она работала.