15 апреля 1926 года Постановлением Президиума ЦИК СССР определены границы северных полярных владений России.
История освоения русского Севера и Арктики достаточно продолжительна, однако в силу неразвитости техники, в целом сложной местности и особенностей климата лишь в советское время был достигнут пик в работе на этих направлениях. Советский Союз смог стать признанным лидером в арктическом регионе, в наследство от него современная Россия получила огромный задел, который и в наши дни активно развивается. Сегодня мы попробуем подробнее рассмотреть историю освоения наших северных территорий и Арктики.
Российское военно-историческое общество уделяет большое внимание истории освоения Арктики. Так, на V Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога», прошедшем в Санкт-Петербурге 8-10 апреля 2019 года, был представлен проект Регионального отделения РВИО по Санкт-Петербургу и Ленинградской области «Арктический музейно-выставочный центр». На базе полярной станции «Бухта Тихая» будет создан музей освоения Арктики, который смогут посещать все туристы, чей путь лежит на Северный Полюс.
Первые попытки
Мало кто знает, но первые попытки походов на север были предприняты русскими первооткрывателями ещё в XI веке. Согласно Никоновской летописи, новгородский посадник по имени Улеб совершал морской поход от Северной Двины к так называемым «Железным вратам». По всей видимости, под ними подразумеваются либо Карские ворота, либо пролив Югорский Шар (отделяет архипелаг Новая земля и остров Вайгач от континента). Сейчас это установить сложно, но тем не менее попытки предпринимались уже тогда.
Позднее, в XII-XIII веках, поморы освоили территорию острова Вайгач и Новой земли. Поморы – небольшая по численности, но самобытная этнографическая и этнорелигиозная группа старожильческого русского населения на Белом море; субэтнос русского народа на беломорском Севере России. В 1499 году был основан первый русский заполярный город – Пустозерск, сейчас он уже не существует, но находился недалеко от современного Нарьян-Мара. Помимо строительства городов создавались и монастыри. В те времена монастыри зачастую исполняли роль крепостей, многие монастыри были вынесены за крепостные стены городов, чтобы принять усложнить врагу задачу, то есть первый удар принимали на себя именно монастырские стены. Так, в 1533 году был основан заполярный Трифонов Печенгский монастырь, а чуть ранее, в 1429 году заложили знаменитый Соловецкий монастырь. При этом главным русским городом и портом Севера с 1584 года и вплоть до XX века продолжал оставаться Архангельск.
Следующий виток освоения Севера и Арктики пришелся уже на XVI-XVII века, когда русские купцы и казаки освоили так называемый Мангазейский морской путь – от Северной Двины до Оби. Тогда же началась кустарная добыча нефти в прибрежных ямах и на поверхности воды. Осваивалась территория современного Ямала. Пожалуй, одним из самых известных первопроходцев того времени стал казачий атаман Семен Дежнев. Именно после его похода в 1648 году появилось осмысленное представление о том, как выглядит побережье Арктики. Дежневу удалось пройти вдоль Чукотки до самого пролива между Америкой и Азией. Это было поистине фантастическое открытие для тех лет. А в 1688 году вслед за Дежневым купец Иван Толстоухов открыл Таймыр.
Век прорыва, век открытий
XVIII век стал веком больших перемен в нашей стране. Россия по воле монарха реформатора Петра Великого стала империей. Многое переделывалось на иной лад, затронули перемены и процесс освоения Арктики и Севера. Прежде всего следует отметить, что в России появился новый флот, вооруженный мощными кораблями. Это обновление стало важным не только в военной области, новые корабли значительно расширили возможности плавания по северным морям.
Известный мореплаватель Витус Беринг по приказу императора Петра I совершил поход к проливу между Аляской и Чукоткой и подтвердил данные Дежнева. Теперь этот пролив носит имя Беринга. А с 1733 по 1743 годы, то есть почти за десять лет, была проведена экспедиция, получившая наименование Великая Северная экспедиция: несколько отрядов под руководством Беринга, братьев Лаптевых и Семена Челюскина составили первую подробную карту наших арктических берегов, островов и рек. Более того, Челюскин провел и пеший поход вдоль берега Северного Ледовитого океана, составил подробную карту восточных владений Российской империи. Добравшись до пролива, разделяющего Азию и Америку, он выявил самую северную часть российских владений, которую мы теперь знаем как Мыс Челюскина.
Добытые данные позволили к 1746 году издать «Карту генеральную Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам, с частью вновь найденных через морские плавания западных американских берегов и острова Япона». Это была наиболее полная на тот момент карта всех владений Российской империи, и если Европейская часть была хорошо известна уже давно, то Азиатская на ней появилась впервые. Следующая экспедиция была разработана в 1765 году легендарным ученым М.В. Ломоносовым, её возглавил известный адмирал Чичагов, у которого в тот момент молодым офицером служил будущий адмирал Ушаков. Она уже только уточняла более ранние данные и осваивала новые морские пути. А в 1799 году по аналогии с британцами и голландцами была основана Русско-американская торговая компания, чьи действия способствовали освоению Дальнего Востока.
Первые соперники
XIX век принес не только технические новинки, но и первых соперников. Другие державы, имевшие выход к северным морям, тоже стали стремиться их освоить. Несмотря на то, что первыми в новом веке в 20-е годы стали наши соотечественники Федор Матюшкин (кстати, лицейский друг А. С. Пушкина) и Фердинанд Врангель, чьим именем сейчас назван остров, появились конкуренты.
Так, в 1873 году австрийские полярники Ю. Пайер и К. Вейпрехт открыли архипелаг Земля Франца-Иосифа, названный так в честь австро-венгерского монарха. К слову, остров перешел к России в ходе Первой мировой войны. А уже в 1878 году в Арктику отправляется следующая экспедиция шведского полярника Н. Норденшельда.
Обратите внимание: Близится к завершению создание первого ДЗЗ-спутника «Арктика-М».
Шведу удалось впервые проделать путь, который сейчас называется Северным морским, то есть без остановок пройти Северный Ледовитый океан и выйти в воды Тихого океана.Первые конкуренты встревожили русское правительство, и с конца XIX века начинается разработка программ не только научного освоения Севера и Арктики, но и переселения туда большего количества жителей. Уже тогда стало понятно, что без прочного военного и гражданского присутствия эти земли так и будут лишь окраиной на карте. Автором действующей и достаточно амбициозной программы от 1894 года стал министр финансов Российской империи С.Ю. Витте. Переселенцы получали льготы, субсидии и освобождались от военной службы. А в 1898 году был заложен первый военный порт Александровский (сейчас это база подводных атомоходов Полярный). А в 1898 году был спущен на воду легендарный первый русский ледокол «Ермак», положивший начало самому крупному в мире ледокольному флоту.
Век перелома
XX век стал веком перелома не только для нашей страны в целом, но и в освоении Арктики и Севера в частности. Бурное развитие техники сделало возможными ранее немыслимые предприятия. Начало века ознаменовалось новым витком активной исследовательской работы, уточнялись мельчайшие детали островов и побережья, а также проводилось гидрографическое исследование дна. В этих экспедициях принимали участие известные полярники Э. Толль, Б. Вилькицкий, и будущий Верховный Правитель России А. Колчак. С их помощью был детально освоен морской маршрут Архангельск – Владивосток, ставший большей частью нынешнего Северного морского пути. А в 1916 году для лучшей морской связи с союзниками по Антанте в Первой мировой войне был основан северный порт Романов-на-Мурмане (Мурманск).
Война и революция сделали арктические исследования невозможными более чем на 10 лет. Однако молодое Советское государство, осознавая важность Арктики, уже в середине 20-х годов начало возрождать это направление в научных исследованиях. Сначала была поставлена задача по координации всех работ в Арктике, а вслед за ней была сформирована Севэкспедиция. К 1925 году оформляется НИИ изучения Севера, который в 1958 году будет преобразован в НИИ изучения Арктики и Антарктики. 15 апреля 1926 года было принято постановление Президиума ЦИК СССР, согласно которому территорией Советского Союза были объявлены все земли и острова между меридианами 32°4'35" восточной долготы и 168°49'30" западной долготы, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР и до Северного полюса. В 1926 году на остров Врангеля были завезены первые поселенцы.
С 1932 года, когда при СНК СССР было создано Главное управление Севморпути, освоение Арктики становится стратегической государственной задачей. В народном сознании эта задача перекликается с именами десятков героев и наших мужественных соотечественников, которые подчас с риском для жизни пробивали стране дорогу в Арктику. Такие имена, как Отто Шмидт, Иван Папанин, Валерий Чкалов, Михаил Громов, и десятки других героев первопроходцев сделали возможным открытие новых рубежей в кратчайшие сроки. Многие из них стали первыми Героями Советского Союза. Тогда же в 30-е и 40-е годы появляется устойчивый проход по Северному морскому пути в одну навигацию (до 65 дней). Появляются первые дрейфующие научно-исследовательские станции, разведываются и осваиваются нефтегазовые месторождения. Появляется и рад заполярных городов и портов, таких как Диксон, Тикси, Норильск, Воркута и другие.
В годы Великой Отечественной войны порты Мурманск и Архангельск играли огромную роль в обеспечении обороноспособности страны. Именно туда приходили арктические конвои с помощью для СССР по программе ленд-лиза. А Северный флот и бойцы в Заполярье сдерживали попытки нацистов перерезать эту сверхважную артерию.
После войны СССР вёл разновекторную работу по освоению Арктики. Строился и совершенствовался ледокольный флот, появились и первые атомные ледоколы, а в 1977 году ледокол «Арктика» первым в мире достиг точки Северного полюса. Военные активно развивали Северный флот, особенно его подводную составляющую. Так, в 1962 году подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила всплытие сквозь льды. Плавание на подводных атомоходах во льдах и неглубоких водах и до наших дней считается экстремальным и сложным для подводников стран НАТО, а наши моряки, уже более 80 лет чувствуют себя там буквально как рыба в воде. СССР смог открыть и освоить крупнейшие месторождения нефти и газа на Севере и Арктике, такие как Уренгойское, Ямбургское на суше и Штокмановское и Приразломное на шельфе в море. В целом к 1991 году страна подошла с огромным заделом на будущее.
Современное состояние
По сравнению с 90-ми годами, когда по понятным для всех нас причинам развитие Арктики велось вяло и только силами ученых-энтузиастов, картина сегодня изменилась. В «Арктическом клубе» значительно прибавилось стран-интересантов. Подключились и такие экзотические исследователи Арктики, как китайцы и индийцы. Более того, в XXI веке Арктика стала объектом интереса держав блока НАТО. Они считают, что Россия не вправе в одиночку контролировать свои исконные территории, а богатства нашей страны якобы должны быть разделены. Такая точка зрения стала преобладать на Западе с ослаблением развития Арктического направления в 90-е годы. К примеру, с 1991 года по 2003 год в Арктике не осталось ни одной нашей дрейфующей станции.
С начала 2000-х годов Россия уверенно возвращает себе позиции лидера в Арктическом регионе. Растет и укрепляется ледокольный флот, его силами навигация на Северном морском пути стала непрерывной, а тоннаж перевозимых грузов год от года растет, и в ближайшее время может превысить максимальные показатели советского времени. Военные моряки осваивают новые виды техники и вооружения, а с суши их поддерживают две арктические бригады, отлично вооруженные и надежно размещенные для защиты интересов страны в Арктике.
Несмотря на заявления западных «партнеров» о милитаризации Арктики Россией, они сами создают вооруженные ледоколы как в Норвегии и Канаде, проводят крупные учения у границ и продолжают требовать бесконтрольного доступа в Русскую Арктику. Россия четко определила границы своей территории указом президента РФ от 2 мая 2014 года. Тем не менее ежегодно проводится Арктический форум «Арктика – территория диалога», на котором Россия ищет возможности мирно договориться с остальными странами «Арктического клуба», аналогичная площадка работает и при ООН. Одно мы можем с уверенностью сказать: Россия была первой в Арктике и на Севере и сейчас продолжает ей оставаться, а наша задача – сделать всё, чтобы эта ситуация не менялась.
#ссср история наука
#история древнего мира
#история россии
#исторические события
#исторические личности
Еще по теме здесь: Новости науки и техники.
Источник: Как осваивалась русская Арктика?.