Удивительно, но в начале истории авиастроения не нашлось места устройству, спасающему пилотов. Самолеты только приближались к освоению небесных просторов и стоили невероятно дорого, а подготовка специалистов стоила далеко не так дорого и занимала не так много времени, как сейчас. Зонтообразные приспособления, удерживавшие машину в воздухе, были нефункциональны и много весили, поэтому авиаторы часто обходились без них. Однако современные проблемы требовали современных решений.
Трагические истоки идеи
Глеб Котельников, будущий изобретатель русского парашюта, вырос в семье профессора математики и механики и получил военное образование. Он был знаком с воздушными шарами и принципами управления ими. Однако вторая страсть Глеба взяла над ним верх, и он посвятил свою жизнь театру. Актерство не мешало ему общаться с летчиками и военными.
В 1910 году произошла громкая авария: на Всероссийском авиационном фестивале летчик Лев Мациевич демонстрировал свое искусство, но на максимальной высоте самолет начал разваливаться. Летчик вылетел из кабины, так как не было даже ремня, которым мог бы пристегнуться Мациевич. Смерть друга и гения искусства пилотирования настолько потрясла Глеба Котельникова, что он решил сам изобрести средство спасения авиаторов.
Тернистый путь к признанию
Расчеты, чертежи и создание прототипов заняли у исследователя 15 месяцев. Конечно, он не придумал дизайн на пустом месте. Первые эскизы представил Леонардо да Винчи, а приблизительный аналог для страховки по высоте использовали циркачи.
Обратите внимание: Запчасти и комплектующие для пищевого оборудования от ведущих компаний ЕС, России, Беларуси и Тайваня.
Однако Глеб Котельников решил ряд задач, которые раньше мешали прогрессу:- прикреплял защитное снаряжение к самому летчику, а не заставлял его отдельно лежать на самолете;
- выбрали легкую шелковую ткань, которая компактно складывается;
- сделали управляемой парашютную систему;
- собрал конструкцию так, что парашют раскрылся мгновенно (за счет пружин в мешке и силы ветра).
Испытание изобретение прошло блестяще. Первый тест был проведен на автомобиле: его расправили, а затем сильно потянуло за кольцо парашюта, прикрепленное к заднему бамперу, устройство не только открыло и остановило автомобиль, оно даже остановилось. Позже парашют испытали на манекене по имени Иван Иванович. При весе 80 кг он успешно скользит с различных испытательных высот.
Несмотря на все доказательства эффективности, главное инженерное управление русской армии с позором отвергло изобретение. Высшие чины утверждали, что вместо того, чтобы выполнить задание и спасти самолет, летчики сразу же приступят к спасению самих себя. Кроме того, ходили слухи о парашюте, что пилоту при раскрытии или приземлении могло оторвать ноги или руки.
Затем ученый отправился на парижский конкурс изобретений. Там, хотя изобретение и не выбрали как лучшее (парадоксально, что устройство победителя потом оказалось бесполезным), его запатентовали и стали продавать. Так появился первый комплект парашюта Котельникова - РК-1.
Парашюты Котельникова в мировых войнах
Изобретение оценили только в начале Первой мировой войны. Затем Глеб Котельников продолжил разработку, и появились не только пассажирские РК-2 и РК-3, но и грузовые РК-4, которые выдерживали нагрузку в 300 кг.
Однако этого было недостаточно: летчики боялись использовать парашюты и умирали с ними на спине. Этот страх был окончательно преодолен только в 1927 году, когда знаменитый летчик-испытатель Громов на собственном примере показал, что изобретение может спасать жизни и совершенно безопасно.
Через 3 года парашюты стали использовать не только для спасения людей, но и для высадки десанта. 2 августа 1930 года такая операция впервые была проведена под Воронежем, и этот день был увековечен праздником Воздушно-десантных войск России.
Изобретатель нашел золотой век своего творения. Во время Великой Отечественной войны он пережил часть блокады, но не увидел конца. В 1944 году Глеба Котельникова похоронили на Новодевичьем кладбище, куда до сих пор приезжают десантники, чтобы почтить его память и увидеть памятник, на счастье.
Спасибо, что дочитали статью до конца, нажмите сердечко (❤️) и подпишитесь на страницу!
Больше интересных статей здесь: Технологии.
Источник статьи: Жаль, парашют запатентовали не в России.