Как создавалось и развивалось Израильское Царство

История - это бесконечное полотно с различными рисунками и надписями. При рассмотрении различных источников всё усложняется тем, что не всё нужно понимать буквально. Различные рассказы, эпические произведения, рисунки часто иллюстрируют вымысел, вкладывая в него мысли, устои, нравы и события, преследующие человека того времени. Библия - сборник книг, один из таких источников, который можно использовать в качестве изучения истории, но весьма осторожно, с оглядкой на другие источники и археологические находки. Тема народа, собравшего в Священное Писание свои истории всегда интересовала меня. Оттого я периодически пишу про это на своём сайте. Тема религии тоже затрагивает мой интерес, поэтому про это тоже будет, но название сайта “От древности до современности”, а значит идти нужно постепенно и сейчас мы до этого не дошли. Меня интересовал именно феномен этого этноса, а также причины антисемитизма, который существовал на протяжении всех времён, а не только в самый знаменитый период его расцвета. Истоки не всегда объясняют всё, но их отсутствие не демонстрирует полноты картины, которую я пытаюсь нарисовать. Ранее уже выходили статьи на этом сайте про Авраама и про Исход из Египта. Настало время поговорить о том, как создавалось Израильское Царство, про его развитие и про религиозную систему Израиля, существующую всё-таки в несколько ином виде, чем она представляется сейчас.

Содержание

  • 1. Краткая история израильтян до появления Царства
  • 2. Эпоха Судей в израильской истории
  • 3. Израильское Царство
  • 3.1. Давид
  • 3.2. Соломон
  • 4. Социальная структура и религия

Краткая история израильтян до появления Царства.

Прежде чем обрисовать события и представить обстановку, царящую в то время с этим народом необходимо напомнить вкратце события, предшествующие данной теме и описанные в Библии. Легендарными потомками еврейского этноса считаются потомки Авраама. От него же и пошёл арабский народ, судя по Писаниям. Долго блуждали евреи, пытаясь устроиться и путь из-за голода привёл их в Египет, где они пробыли около четырехсот лет. Участь иудеев не назовёшь завидной. Как сказал бы Гумилёв, пассионарность молодого племени толкала их на бешеный темп размножения. Всё бы ничего, если бы это не происходило на египетской территории, как раз после недавнего вторжения гиксосов - семитского народа, пришедшего из Ханаана. В историографии много исторических событий перемешиваются и ведётся немало споров об этих событиях. Нашествие гиксосов и население евреями Египет кто-то отождествляет, а кто-то разделяет как два разных события. Но как бы то ни было года проведённые иудеями в стране пирамид и фараонов лёгкими назвать трудно. Их притесняли, всячески угнетали, активно использовали в качестве рабов. Если исследовать антисемитизм, то сведения о нём можно найти уже в эти времена. История многострадального народа в широком смысле слова началась с Исхода из Египта. Увеличение евреев увеличивало чувство опасности фараона, конкретику о котором сложно сказать из-за сложности датировки. Правитель Египта приказал убить всех еврейских первенцев. Одна женщина не могла с этим мириться и поместила своего сына Моисея в корзинку, запечатала её смолой и оставила на берегу. Корзинку понесло по реке и её обнаружила дочь фараона и оставила его, несмотря на этнос малыша. Моисей вырос при царском дворе и как еврея его не воспринимали, более того, его можно было назвать принцем Египта, так как он был фактически усыновлён царским родом. Однако, страдания евреев он не мог вытерпеть. Убив одного из надсмотрщиков, он покинул Египет. И позже Бог заговорил с ним, поставив задачу освободить свой народ. После долгих попыток уговорить фараона отпустить евреев и насланных десяти казней египетских правитель Египта согласился это сделать, пусть скрепя сердце, попытки настичь беженцев успехом не увенчались. Уйдя из страны угнетателей, освобождённое племя долго бродило по пустыне, пока не сменилось поколение. Они пришли в землю, обещанную им Богом. Пришли они туда уже с готовым списком законов, десяти заповедей на скрижалях, полученных Моисеем у Бога на горе Синай.

Временем последующих событий будем условно считать года между 1050 и 931 до н.э., так как в прошлой статье рассматривали такую периодизацию. Как раз в это время обетованные ханаанские земли населяли часть прибывших на восток “народов моря”. Соседи египтян называли их филистимляне. От них же данный регион и получил название Палестина. Филистимлян не назовёшь культурным этносом. Они не имели письменности, были представлены в хрониках других стран грубыми и не цивилизованными. Их обычаи и материальная культура представляла собой солянку из различных цивилизаций. Там были и микенская утварь и похожие на египетский ритуал захоронения мёртвых, язык представлял собой что-то похожее на язык местного населения. Основными их городами были Газа, Ашелон, Ашдод, Гат и Аккарон. Греки позже назовут это Пятиградьем, по гречески Пентаполисом. Находясь на равнинах, и будучи, уже можно сказать, местными они воевали, с основывающими свои поселения на возвышенностях, иудеями.

Эпоха судей в израильской истории

Иисус Навин - Судья Израилевый

Евреи пришли в ханаанские земли более-менее организованными, пусть и без большого военного преимущества перед жителями Ханаана. Моисей по сути провёл некую перепись населения, разобравшись в генеалогических ветвях своего народа. Двенадцать колен израилевых - это 12 родов, ведущих начало от Авраама. Колено Иуды, согласно источникам, состояло из семидесяти пяти тысяч мужчин боеспособного возраста и было наиболее многочисленным. Иудеи шли к западу своих земель уже при предводительстве Иисуса Навина, преемника ушедшего из жизни Моисея. И этот вождь завоевал много земель. Он прошёл земли до восточного берега Мёртвого моря, обошёл его с севера и через границу западных семитов реку Иордан. Новый вождь был строг со своими племенами, так как продолжал миссию божественного пророка Моисея. Он ожидал выполнения всех обещаний как со стороны Бога, так и со стороны евреев. Поэтому он заставил их вновь делать обрезание, после пренебрежения этим ритуалом во время походов в пустыне. Иисус вёл племя к Иерихону, который взяли осадой за семь дней, а позже сожгли, убив всех - мужчин, женщин, стариков, детей и скот. Предводитель проклял город и ушёл. Бог тогда ещё за подобную жестокость не осуждал.

Иудейский полководец ко времени своей старости привёл своих людей на территории от Беершебы на юге и Киннерета на западе. Эту землю поделили племена, т.е. те самые колена. Над ними после Иисуса возвышались судьи (шофеты) и пророки, трактующие волю бога всем племенам. Судьи вели войну с филистимлянами. Одного из самых знаменитых судей звали Самсон. Он происходил из Данова колена, страдавшего сильнее всех от израилевых конкурентов, от чего его борьба с ними была особенно рьяной. Самсон отличался необычайной силой, секрет которой крылся в волосах. В итоге обманутый женщиной, которая его усыпила на коленях и остригла он потерял силы. Это позволило филистимлянам поймать его, ослепить и пленить. Так описала его жизнь Священная Книга. Что касается фактической части, то предположительно он совершил военное вторжение в Пентаполис около 1050 года до р.х. Успехов больших он не добился на этом поприще. Враги его племени даже умудрились захватить несколько израилевых земель. Постепенно это привело к смешению территорий. Самсон даже женился на филистимлянке, что вызывало осуждение его соплеменников, предпочитающие эндогамные отношения, т.е. браки внутри племени. Правда в их словах была не малой, судя по всему, так как жена филистимлянка подразумевает и её родственников той же народности, с которыми постоянно происходили ссоры, приведшие к их найму куртизанки, которая его и обманула. После пленения его провели перед людьми в праздник филистимлян в честь бога-рыбы Дагона, где он и совершил свой подвиг, разрушив божественный храм, упавший на него и трёх тысяч соперников. Книга Судей говорит, что “он убил больше людей, когда погиб, чем когда жил”. Эти события отражают отсутствие чьего-либо значительного доминирования в противостоянии. Два народа делали друг другу пакости, жгли поля, захватывали одиночных охотников и так далее. При этом формальное верховенство имели филистимляне. Через какое-то время их контроль усилился, и было введён запрет на оружие. И монополия на это ремесло принадлежала филистимлянским мастерам.

Израильское Царство

Саул приказывает убить Давида

Военные неудачи израильтян начали напоминать народу о единственном государстве, которое победило филистимлян, точнее “народы моря”. Последние и вышли оттуда. Речь была о великом когда-то Египте, находящемся сейчас в Третьем переходном периоде, т.е. не в лучшем состоянии. А отличием Египта от израильских племён было наличие царя. Судья Самуил выступал против этого, предупреждая своих подчинённых, что они об этом ещё пожалеют впоследствии, но те были непреклонны и избрали царя Саула (конец XI века до н.э.), ставшего заодно и военачальником. Бывший глава вооружённых групп, которых можно было бы даже назвать разбойниками, начал пытаться реформировать армию, назначать тысяченачальников и сотников, которых наделял землёй. Несмотря на это, из-за эмбарго на оружие лишь немногие израильтяне имели его, в то время как остальные были вооружены кто чем мог, например, виллами, заступами, т.е. древними лопатами и так далее. Такое вооружение мешало победить в открытом сражении, оттого партизанские атаки случались довольно часто. В одном из сражений, где никто не мог одержать победу филистимляне предложили другой способ решений проблемы. Решение состояло в битве один на один двух избранных воинов. Голиаф - воин филистимлян был огромного роста и вызвался на битву с ним Давид (ок.1000-965 года до н.э.), младший из трёх братьев из колена Иуды.

Обратите внимание: А было ли оно: татаро-монгольское иго?.

Давид сбил здоровяка пращой и отрубил ему голову. После этого народ побеждённого громилы сбежал. Давид своей победой заслужил популярность у народа. Это стало опасно для Саула. Понимая это, Давид сбежал к филистимлянам в качестве наёмника, по факту, будучи двойным агентом. Он грабил местные племена и выставлял добычу как ранее принадлежащую евреям. А после смерти Саула, Давид вернулся и стал царём.

Давид

Давид играл на арфе и обладал весёлым и простым нравом при празднованиях

Давид, кроме своей храбрости и грубости воина, обладал харизмой, притягивающей к себе людей, готовых идти на жертвы ради него. Кроме этого он нередко проявлял лояльность к оступившимся соратникам и подчинённым, что тоже играло свою роль.

Новоявленный правитель племён намеревался развить их до уровня царства и усилить монархическую власть. Первой задачей, которую он поставил для достижения этой цели стал захват Иерусалима. Древний город занимали западные ханаанцы и некоторые аравийские племена. Библия назвала их “иевуситы”. Мысль, высказываемая не раз в Библии о превосходстве ума над силой здесь тоже промелькнула. Давид не взял город штурмом, а пробрался туда через канализацию в скале. Город, находящийся под его контролем стал столицей. Он развивался, территория расширялась, как и дипломатические связи. Царь образовал чиновничий аппарат с верховным сановником, создал свою гвардию. Росла сила Израильского Царства, что не давало покоя филистимлянам. Те атаковали новое государство, как только узнали о его развитии и о том, что им правит обманщик. Они не смогли достичь чего хотели и потерпели поражение. Давид заключил соглашения с финикийскими городом-государством Тир. Одну важную вещь, однако, Давид сделать не успел - правила наследования. Оттого, как это обычно бывает в начале развития царств не обошлось без кровопролития.

Соломон

Соломон (965-928 года до н.э.), в отличие от предшественника обладал репутацией мудреца и создателя нежели воина. Он предпочитал возвеличивание своей власти простоте в каких-то проявлениях своего отца и своей задачей ставил превращение Израильского Царства в хорошо организованную богатую империю. Разницу между двумя правителями можно было бы объяснить так - Соломон имел больше власти, которую можно даже было сравнить с фараоновской, а Давида больше любили и уважали люди, несмотря на ряд его не очень либеральных решений, например, перепись населения или требование падать лицом вниз при его виде, чем также демонстрировал, что власть у него есть.

Предыдущий царь передал бразды правления Соломону и тому пришлось защищать своё право управлять страной. Заключённые договора с Тиром серьёзно помогли Соломону обзавестись богатством и влиянием. Соломон много поменял в жизни своего народа. Во-первых, он ввёл 12 административных районов, поделив их по-новому, невзирая на места обитания племён. Таким образом, он менял старую систему взаимоотношений в общинах. Возможные мятежи, основанные на племенной солидарности могли изрядно помешать величию Израиля. Во-вторых, была переработана налоговая система. Третье изменение обусловливалось отдалением границ от центра. Ну и одно из важнейших деяний нового властителя Израиля - строительство огромного храма из кедра, покрытого золотом полного драгоценными сокровищами. Захватив все западносемитские земли он смог достичь брака с египетской принцессой, что обусловливалось не только величием Израильского владыки, но и падением могущества Египта. Соломон построил в финикийском Библе свой корабельный флот, уделяя внимание и росту морского могущества. Его успехи заметила аравийская царица Савская (правительница государства Саб) и приехала к нему делегацией. Источники того времени об Аравии скудны и эта царица по сути единственный упоминаемый оттуда персонаж, оттого самый знаменитый. И это вдобавок к тому, что она женщина. В те времена женщины на таком уровне - явление крайне редкое. Тем не менее, вероятнее всего, решение приехать было не только её, но и правящего дома её семьи, от которого она и посетила Израиль.

Соломон был человеком большого аппетита. Это выражалось не только в роскоши, с которой и ассоциируется его правление. Сотни невест и наложниц подтверждали это. Тогда ещё это не осуждалось. Такие непомерные аппетиты абсолютно во всём вместе с ростом его власти и могущества впоследствии начало раскалывать его страну и общество. На постройку огромных храмов требовались деньги, которые брали в виде повышенных налогов и люди, отбывающие трудовую повинность всё чаще и чаще с течением времени. Им за это платили, но работать им надо было и на своих участках и полях. Кроме этих трат, приходилось брать в долг и финикийцев и однажды наступил момент, когда отдать эти деньги у него не получилось. В счёт долга он отдал 20 городов в Галилее - северную часть своего государства. Это вызвало мятеж жителей подаренной области, наиболее эксплуатируемой царём. Их взбесил факт, что тот не затронул области проживания своего племени Иуды, а затронул их как малозначительное племя, которому, итак, не сочувствовал. Чиновник Иеровоам, объявленный пророком Ефраимом царём, возглавил мятеж. Несогласный с этим Соломон отправил к “лжецарю” убийц. Последнему удалось сбежать в Египет, где он и дожидался смерти царя. Дождавшись, Иеровоам встретился с преемником почившего властителя Ровоамом и потребовал облегчение участи севера. Тот посоветовался с собранием старейшин и молодым собранием, где в первом ему посоветовали согласиться с требованиями и идти путём пастыря, нежели царя, а во втором предложили дать бой. Ровоам выбрал совет молодых, учитывая снижение доходов казны. Во время встречи с северной делегацией Ровоам сказал, что ухудшит, итак, сложное положение севера, чем спровоцировал отделение севера под царством Иеровоама. С Ровоамом остались только крупное иудово племя и маленькое вениаминово. Это царство стала называться Иудейским в столице с Иерусалимом. А Израилем стала северная часть.

Храм Соломона

Социальная структура и религия

Еврейские племена из-за их скитаний до появления царства можно считать кочевыми. Их переход к оседлости случился лишь в начале I тысячелетия до н.э., когда собственно и было образовано их государство. Израиль здесь не отличался от многих государств в своём развитии. Связь между соплеменниками заметно ослабла, как и усилилось расстояние между верхушками и простым народом. Родовая община стала территориальной, где выделялись аристократы, жрецы и пророки, народ земли, занимающийся земледелием и служившими в ополчении, а также чужеземцы, имеющие ограниченные права и рабы, набранные, в основном, из пленённых женщин и детей. Первые группы отделялись от остальных, оттого притеснения и эксплуатация стали нормой. Люди, с жившим в умах племенным укладом, особенно основная масса, которой тоже доставалось, особенно тяжело переносила это, так как для неё это было выходящим из ряда вон. Построенные храмы не вызывали восторга у простого люда, который испытывали верхушки.

Вопреки многим мнениям монотеизм выделился у иудеев не так рано, как принято думать. Яхве - еврейский бог, который стал мировым богом гораздо позже момента своего появления. Более того, в Библии не раз упоминаются другие боги и многобожие в принципе. После разделения царств у Израиля стоял большой вопрос кому поклоняться. Храм на территории Иудеи в Иерусалиме вынуждал в случае войны с ней израильтян искать других богов-покровителей. На эту роль претендовал финикийский Баал и другие ближневосточные боги. В результате жреческой конкуренции и получился монотеизм, вызванный требованиями победившей стороны. Однако, та картина, что мы нарисовали, появилась в более поздние времена. Пророки, особенно выделившиеся в VIII-VI веках до н.э. отошли из храмов и возглавили протестное социальное движение. И именно тогда культ Яхве превратился в монотеистическую религию про единого бога. До этого такого мнения придерживались лишь категорично настроенные радикальные сторонники этого божества. В реальности же жреческий монотеизм отличался от пророческого. Жреческий напоминал монотеизм Эхнатона, направленный на поглощение влияние других божеств. Пророческий же был универсальным, отрицающим остальное.

Фото взято с https://newizv.ru/news/society/08-08-2019/kak-glupostyu-i-zhestokostyu-dovesti-do-tsvetnoy-revolyutsii-znali-esche-pri-tsare-solomone

Итоги

Евреев всегда отличала замкнутость их общины, которая обусловливается их “богоизбранностью”. Бог выделил этот народ в ответ на отсутствие сомнений Авраама и готовность его принести в жертву собственного сына. Эта же замкнутость и восприятие себя особенными во многом могли повлиять на отношение других к ним, что однако также не единственный фактор. Описанный в Библии обычай египетской отдельной трапезы высокопоставленного вельможи в лице сына Иакова (Израиля) Иосифа (что является исключением), а также отдельного стола египтян и отдельного евреев. Еда за одним столом с евреями для египтян считалась “мерзостью”. А события, описанные здесь случились до Исхода, что, впрочем, может объясняться простым анахронизмом. Как и анахронизмом можно считать единобожие действующее у евреев при их истоках. В действительности же бог Яхве был одним из множества еврейских богов, выделившихся, возможно, под впечатлением от реформ египетского фараона Эхнатона, также пытавшегося ввести монотеизм. Но факт остаётся фактом. Богоизбранный народ после Исхода действительно смог построить великое государство во главе с великим царём. Правда, как зачастую бывает их величие существовало недолго. Блеск их могущества ослеплял больше самих и их царей, чем остальной мир. Это и привело к распаду Израильского Царства на две части - северный Израиль со столицей в Самарии, которой правил Иеровоам и Иудея со столицей в Иерусалиме, с правителем Ровоамом. Позже, в 925 году до н.э. разрушил оба царства, пусть его потомки и не смогли удержать господства.

А как вы думаете, как развивался монотеизм в условиях образования этих царств? Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь, если было интересно. Спасибо за внимание.

#история #история древнего мира #израиль #древний восток #ханаан

Еще по теме здесь: История.

Источник: Как создавалось и развивалось Израильское Царство.