Как я побывал на заводе "Татра", когда выпускались настоящие "Татры"

Чешские грузовики Tatra, широко распространенные в СССР, в настоящее время крайне редко встречаются на российских дорогах. За последние пять лет импорт этих машин не превышает нескольких десятков единиц в год. Для сравнения, в 80-е годы чехи ежегодно поставляли в Советский Союз по 4000-5000 машин. Преодолев провальные 90-е годы, в 2000-е, на волне растущей российской экономики, автозавод из города Копрживнице стал наращивать продажи своих грузовиков в России, на пике объемы достигали 600-700 автомобилей в год.

В 2007 году мне довелось побывать на этом предприятии. Это был юбилейный год для Tatra – 110-летие выпуска первого автомобиля. Я посетил производство, испытательный полигон и, конечно же, музей. Что сказать, тогда и трава была зеленее, и вода мокрее, и Татры были еще самые настоящие: с привычной татровской кабиной, с татровским дизельным V-образным двигателем воздушного охлаждения, ну и конечно же, с татровской хребтовой рамой-трубой с качающимися полуосями. Что сейчас осталось на современных гражданских Татрах? Только классическая рама с качающимися полуосями. В остальном это уже другие машины – с кабиной DAF и двигателем Paccar.

Расскажу как это было 15 лет назад.

Для начала краткий экскурс в историю. Кстати, в 2022 году у Taтры юбилей. 125 лет назад предприятие, именовавшееся тогда Nesselsdorfer Wagenbau Fabriks Gesellschaft, переименованное впоследствии в Tatra, начало выпускать автомобили. На самом деле фирма имеет более глубокие корни. В 1850 году Игнац Шустала основал в городе Копрживнице небольшую мастерскую по производству конных экипажей. За довольно короткий срок мастерская вырастает в крупное по тем меркам предприятие. В 80-х годах XIX столетия завод осваивает выпуск железнодорожных вагонов. В 1897 году выпущен первый легковой автомобиль Prasident, а год спустя создан первый грузовик. С приходом на завод в 1921 году конструктора Ганса Ледвинки коренным образом меняется конструкция автомобилей.

Первый легковой автомобиль PrasidentПервый грузовик из Копрживнице (в ту пору - Нессельсдорф )

Переломным становится 1923 год, когда из ворот завода выходит легковая Tatra 11 – первый автомобиль с хребтовой рамой-трубой и независимой подвеской ведущих колес на качающихся полуосях. Эта конструкция на многие годы вперед определила фирменный татровский стиль. По сравнению с автомобилями классической концепции (с лонжеронной рамой) хребтовая рама Татры имеет сопротивление скручиванию в 5-10 раз больше, а изгибу – почти в 5 раз. Независимая подвеска колес в виде качающихся полуосей с приводом на все колеса – еще одна составляющая татровского стиля. Она обеспечивает машине наилучшее "обтекание" рельефа местности. Благодаря этому автомобиль не только идет более плавно, но и развивает весьма высокую скорость на плохих дорогах.

Участок сборки рам (листайте галерею)

Ну и конечно же еще одной фишкой грузовиков Tatra является V-образный дизельный двигатель воздушного охлаждения с раздельными головками блока цилиндров и разборным коленчатым валом.

Участок сборки двигателей (листайте галерею)8-цилиндровый мотор Tatra Т3D-92812-цилиндровый мотор Tatra T3-930

После лихих 90-е, в начале 2000-х годов у Tatra появился новый владелец – американский концерн Terex, выкупивший контрольный пакет акций. Поначалу были надежды на то, что крупнейший мировой производитель строительной и дорожной техники, коим являлся на тот момент Terex, сможет исправить положение. Но прошел год, другой, третий, а воз оставался и ныне там: надежды на инвестиции в производство не оправдались, выпуск был нестабильным, сокращалась численность персонала и т.д. Итогом непродолжительного властвования Tерекса на Taтре стала продажа в 2006 году контрольного пакета акций. Среди желающих прибрать к рукам Татру был и ряд российских компаний. В итоге владельцем завода Tatra стала фирма Tatra Holdings во главе с президентом, американцем Рональдом Адамсом.

Участок сборки кабин (листайте галерею)Поверх хребтовой рамы устанавливают еще и лонжеронную Участок сборки шассиКузова для Т 163 Jamal (листайте галерею)Участок финальной сборки (листайте галерею)"Сороконожка" для армии (листайте галерею)

Первые результаты работы нового собственника вселяли оптимизм. В 2006 году по сравнению с 2005 годом продажи автомобилей выросли с 1309 до 1607 штук, в 2007 году планировалось продать 2500 машин.

Обратите внимание: Подруга никогда не готовит в микроволновке. Говорит, что это не безопасно. Решила узнать, так ли это.

Были инвестированы значительные средства на конструкторские работы и закупку нового технологического оборудования. На тот момент производственные мощности завода были рассчитаны на выпуск 3000 автомобилей в год. Отмечу, что во времена социализма годовые объемы производства достигали 15000 машин. После смены владельца на завод дополнительно приняли 500 человек и процесс создания новых рабочих мест продолжался. В время моего визита на заводе работало 3700 сотрудников.

Участок малых серий (листайте галерею)

В 2007 году завод выпускал два семейства гражданских машин и четыре – армейских. На гражданских моделях в основном применялись 8-цилиндровые двигатели с воздушным охлаждением Tatra мощностью 230, 270 и 300 кВт. На армейские версии также устанавливали 12-цилиндровые моторы Tatra. По заказу ставили моторы с жидкостным охлаждением от сторонних изготовителей (Cummins, Caterpillar, Deutz). Часть машин комплектовалась подвеской типа King Frame, благодаря которой можно было повысить осевые нагрузки, а также исключить "косолапость" (отклонение полуосей от горизонтальной плоскости, наблюдавшееся у машин с рессорной подвеской, вследствие чего происходил неравномерный износ шин.

Этот раритет используется в качестве внутризаводского транспорта. Узнаёте, что это?

Семейство бескапотных автомобилей Т 815 TERRNO1 было представлено машинами с колесными формулами 4х4, 6х6 и 8х8. По заказу изготовлялись шасси с колесной формулой 10х8. TERRNO1 изготовлялись как шасси, самосвалы и седельные тягачи. Грузоподъемность самосвалов составляла от 9,1 до 28,8 т. Наиболее мощные версии тягачей способны тягать автопоезда полной массой 100 т.

Площадка готовой продукции (листайте галерею)

Семейство капотных машин Т 163 Jamal (6х6), изначально созданное для российских потребителей, преимущественно выпускалось с самосвальной платформой. Грузоподъемность варьировалась от 19 до 25 т.

Tatra Т 163 Jamal

При прежнем собственнике линейка армейских грузовиков состояла из семейств Armax, Force и классики Т 815. Со сменой власти гамма техники милитари пополнилась еще двумя семействами. Это тяжелые машины Т 815-7 с каркасно-панельной кабиной, которые, кстати, в дальнейшем нашли применение и на гражданке. А также среднетоннажные грузовики Т 810 с лонжеронной рамой, портальными мостами, кабиной и двигателем Renault. Т 810 был создан по заказу чешской армии как замена легендарному автомобилю Praga V3S.

Tatra ForceTatra ArmaxTatra Т 815-7 (листайте галерею)Tatra Т 810Классическая Tatra Т 815 для армии (листайте галерею)

В те годы завод Tatra поставлял свои грузовики не только для местных потребителей – в Чехию и Словакию, а также в Россию. Его продукция пользовалась спросом в Индии, Австралии, в регионах Юго-Восточной Азии, странах бывшего Восточного блока и СНГ. Со сменой собственника в качестве перспективного рынка рассматривались США, где Татры планировали применять в пожарной охране и вооруженных силах.

Полигон Татра (листайте галерею)На полигоне гоночная Tatra известного чешского гонщика Томаша Томечека

Так жил завод Tatra в далеком уже 2007 году. В 2011 году в серийное производство было запущено семейство автомобилей Tatra Phoenix с кабиной DAF и двигателем Paccar. А пару лет спустя у предприятия в очередной раз сменился владелец. Но это уже другая история.

Новое лицо Tatra

Поделитесь своим мнением, уважаемые читатели. Какие вы помните Татры? Приходилось ли на них работать?

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.

ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ПУБЛИКАЦИЙ ПО ИСТОРИИ ЧЕХОСЛОВАЦКИХ МАШИН (ССЫЛКИ АКТИВНЫ, ЖМИТЕ):

Легендарная чешская марка Аvia. 100 лет истории. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Шкода, которая не задалась. Вся правда о серии 400. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Как чехи решили автопром возродить. Попытка № 1". ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Как чехи решили автопром возродить. Попытка № 2. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Чехи собираются делать грузовики Тatra в словакии. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Чехословацкая "золотая ручка": история почти в полвека. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

#машина #грузовик #автомобиль #автозавод #чехия #tatra #техника #промышленность

Еще по теме здесь: Новости науки и техники.

Источник: Как я побывал на заводе "Татра", когда выпускались настоящие "Татры".