Любая модель, будь то модель самолета, автомобиля или судна, появляется вначале на листе бумаги под карандашом юного конструктора.
В начале работы следует определить функции будущей модели, параметры ее полета: скорость, дальность, высоту. Затем надо составить своего рода техническое задание, в котором указать, какой двигатель вы предполагаете установить на модель, какой движитель, что за система управления будет стоять на модели. При этом не забывайте о своих возможностях, о том, какими станками, материалами, готовыми деталями вы располагаете.
После того как техническое задание составлено, нарисуйте на листе бумаги компоновку будущей модели, т. е. расположение ее основных узлов. Не забывайте при этом строго придерживаться выбранного масштаба, с самых первых шагов приучайтесь изображать модель в соответствии с ее размерами. Для небольших моделей имеет смысл брать масштаб 2:1, для моделей с большими габаритами — 1:1 либо 1:2.
Не думайте, что нарисованная вами компоновка станет основой рабочих чертежей. Возможно, возникнут новые варианты. Не имеет смысла брать резинку и стирать отдельные участки эскизов. Лист будет иметь неряшливый вид, да к тому же будут потеряны некоторые интересные конструкторские находки, которые могут пригодиться в дальнейшей работе. Лучше взять полупрозрачную бумагу — кальку, наложить ее на изображение и перерисовать. При этом, разумеется, элементы конструкции, которые вас не устраивают, вычерчиваются заново, а основа копируется. Не устроит вас второй эскиз — новый лист кальки накладывается на второй и с внесением необходимых коррективов выполняется еще один эскиз.
От варианта к варианту внешний вид вашей модели будет улучшаться. Окончательно отработав конструкцию, полезно пересмотреть промежуточные варианты: иногда случается так, что некоторые интересные прорисовки исчезают на пути к конечной цели. Метод использования полупрозрачной бумаги сможет пригодиться вам и при конструировании отдельных узлов и деталей.
После завершения предварительного эскизного проектирования перенесите чертеж на ватман или «миллиметровку». Старайтесь при этом как можно точнее вырисовывать как отдельные элементы модели, так и модель в целом. Помните: чтобы исправить чертеж, достаточно и резинки, доработать же готовую деталь часто бывает просто невозможно.
Следующий этап конструирования — плазовая увязка. Плаз — это обобщенный чертеж модели в натуральную величину. Рисовать его удобнее всего на листе фанеры. Прежде всего на плаз наносится (как можно точнее!) координатная сетка. Она состоит из взаимно перпендикулярных прямых, вычерченных (так же как на тетради в клетку) с постоянным, удобным для вас шагом. Размер клетки зависит от размера модели.
Далее выбираются линии отсчета — так называемые базовые линии. В дальнейшем от них будут проставляться размеры на рабочие чертежи, перенесенные непосредственно с плаза. В частности, для автомодели одной из базовых линий будет вертикаль, совпадающая с осью переднего колеса, а второй — горизонталь, совпадающая с опорной поверхностью.
Начинайте работать карандашом. После того как окончательно определится контур того или иного узла, обведите его шариковой ручкой. Очень удобно при этом пользоваться цветными стержнями, выделяя различными цветами сопрягающиеся элементы конструкций.
Наконец чертежная работа завершена. Теперь пора браться и за инструменты. Но не для того, чтобы начать строить настоящую модель. Начните с макетов отдельных узлов. Только по ним можно окончательно определить оптимальное взаиморасположение узлов, правильность выбора системы управления, предельные углы поворота рычагов.
Для макетов узлов пригодны практически любые материалы. Подойдут и дерево, и картон, и фанера, и проволока, и обрезки жести. Для отработки, например, звеньев системы управления вам потребуется лист фанеры, немного проволоки и несколько гвоздиков. Выпиливая из фанеры макеты тяг, качалок и рычагов, добивайтесь максимального соответствия их натуре.
Не огорчайтесь, если такие модели окажутся неудачными, — сразу всего в чертежах не предусмотришь. Делайте еще и еще одну, пока не определится наилучший вариант расположения и формы тех или иных деталей.
Помимо таких проб полезно делать и макеты, чтобы отработать на них внешний вид модели. Изготовить макеты можно из пенопласта, гипса и других легкообрабатываемых материалов. После того как созданы удовлетворяющие вас отдельные узлы моделей и макет, следует внести соответствующие исправления в предварительный эскиз и плаз.
Следующий этап — разработка рабочих чертежей. При конструировании отдельных деталей необходимо внимательно просчитывать и сравнивать стыковочные размеры — те, которые определяют совпадение при сборке отдельных сопрягающихся элементов модели. И разумеется, изображать детали необходимо в соответствии с правилами черчения.
При прорисовке деталей и узлов чаще обращайтесь к плазу. Многие размеры можно переносить на чертеж непосредственно с него.
Завершающей стадией конструирования модели является проверка рабочих чертежей на собираемость отдельных элементов модели.