МЕТРОПОЛИТЕН

МЕТРОПОЛИТЕН

Метрополитен, метро (от французского metro-politain — столичный) — вид рельсового пассажирского танспорта, перспективный в условиях больших городов с насыщенным уличным движением. Линии метро обычно прокладывают под землей, в тоннелях, а при необходимости — по поверхности и на эстакадах.

Первая очередь метро была построена в 1863 г. в Лондоне. С 1868 г. метро действует в Нью-Йорке. Старейшие метрополитены в Европе — Будапештский (1111896), Венский (1111898) и Парижский (1111900).

15 мая 1935 г. первые поезда метро пошли в столице нашей Родины Москве. Тогда Московский метрополитен насчитывал всего 13 станций. В наши дни их уже более 130, и с каждым годом число их увеличивается. Светлые просторные залы, украшенные мозаикой, полированным мрамором, безукоризненная чистота, четкая организация движения по праву создали Московскому метрополитену имени В. И. Ленина славу лучшего в мире.

Подземная железная дорога действует также в Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку, Харькове, Ташкенте, Ереване, Горьком, в Минске, Новосибирске. Строятся линии метрополитена в некоторых других крупных городах .

Подземные линии метрополитена кратчайшим путем связывают между собой разные районы города. Метро намного удобнее других видов транспорта: вместительные вагоны за короткое время доставляют пассажиров из одного конца города в другой, развивая скорость до 45 км/ч и более.

Прокладка тоннелей начинается со строительства шахты — вертикального колодца, который идет с поверхности земли вниз до нужной глубины. В шахте устанавливают лифты-подъемники, которые поднимают на поверхность выбранную породу, спускают вниз оборудование, материалы.

Как только шахта достигает проектной отметки, от нее в нужную сторону начинают прокладывать транспортный тоннель. Строительство таких тоннелей ведется с помощью проходческого щита — металлического цилиндра, диаметр которого соответствует диаметру будущего тоннеля. В головной части проходческого щита помещается кольцевой нож из прочной стали, который подвигается вперед гидравлическими домкратами-толкателями. В тех случаях, когда твердая горная порода не поддается усилиям домкратов, ее предварительно разрыхляют врубовыми машинами, отбойными молотками или при помощи взрывов (см. Взрыв, взрывные работы). В хвостовой части проходческого щита ведут монтаж тюбингов — металлических или железобетонных цилиндрических звеньев, которые свинчиваются вместе и принимают на себя давление горных пород, уберегают тоннели от обвалов.

Порою метростроевцам приходится вести прокладку тоннелей сквозь водоносные слои. Чтобы вода не заливала тоннель, ее предварительно замораживают при помощи специальных холодильных установок, а потом проводят тщательное бетонирование этих участков.

Более дешев открытый способ прокладки метро. При таком способе с помощью землеройной техники прокладывают ложе, на которое укладывают бетонные звенья будущего тоннеля. Стыки между звеньями герметизируют, а затем бетонный тоннель засыпают землей. Так строят линии метро в новых районах, где есть широкие просторные магистрали.

День за днем идет работа по строительству метро. Одни рабочие ведут прокладку тоннелей; другие — вслед за ними облицовывают стены тюбингами; третьи — прокладывают железнодорожные пути, монтируют помимо двух ходовых рельсов третий, контактный, чтобы обеспечить электроэнергией двигатели будущих поездов; четвертые — устанавливают вентиляторы и кондиционеры (см. Вентиляция), чтобы под землей всегда был свежий воздух, летом прохладный, а зимой теплый; пятые — обеспечивают подземную трассу автоматическими устройствами сигнализации, которые    помогают    машинистам    поезда...

Но вот, наконец, все работы завершены. Облицованы подземные вестибюли станции, в наклонных тоннелях, соединяющих станцию метро с ее наземными входами, установлены движущиеся Лестницы — эскалаторы, опробованы в работе устройства автоматики, энергоснабжения, вентиляции. И тогда отправляются в путь поезда по новым линиям метро.