Тема интернет-рекламы стала больной темой для отечественных предпринимателей после введения антироссийских санкций. Предприниматели потеряли привычные рекламные площадки и часть клиентуры, и теперь боятся вкладывать деньги в онлайн-продвижение, чтобы не потерять еще больше. Однако в такой творческой сфере, как маркетинговые коммуникации, тупиков не бывает.
Этот год принес очевидные изменения в бизнес-стратегии. Например, западные санкции нанесли свой удар по индустрии онлайн-рекламы, значительно сократив количество доступных инструментов и площадок. Хотя с момента введения ограничений прошло уже более полугода, не все предприниматели, компании и бизнесмены еще успели адаптироваться к новому способу ведения бизнеса. Артур Саркисян, коммерческий директор Calltouch, рассказал об этом во время форума Callday-2022, прошедшего накануне.
Бюджеты сократились, цены выросли
Многие из тех, кто еще вчера продвигал свои товары и услуги с помощью рекламы во Всемирной паутине, сегодня оказались в ситуации цугцванга. Любой рекламный ход будет иметь негативные последствия. Артур Саркисян сказал, что, согласно опросу около 10 000 респондентов, проведенному компанией, которую он представляет, и опыту компаний-клиентов Calltouch, большинство представителей бизнеса испытывают трудности с продвижением своей продукции.
Происходит вынужденный отказ от типичных социальных сетей, трудности с поиском целевого трафика и потеря рекламных каналов. Что касается поисковых систем, то большинство респондентов по-прежнему используют Яндекс (около 59,8%) и Google (21,3%).
"Уже в первом квартале мы столкнулись с большим количеством ограничений, которые не позволяли нам пользоваться известными услугами. И мы оказались перед выбором: сдаться или найти замену? В результате более половины респондентов стали меньше пользоваться сервисами Google". - сказал эксперт.
Данные по использованию мгновенных сообщений также показали интересную картину. Большинство в современных условиях предпочитают использовать Telegram - 65,1%, за ним следует WhatsApp - 19,5%, 9 мессенджер Google - 9,9%.
"С другой стороны, разве использование мгновенных сообщений равносильно тому, что они используются для общения с семьей и друзьями, чтобы совершать через них покупки? На многих конференциях мы слышим, что за мессенджерами будущее. Но 61 процент респондентов не используют обмен сообщениями в рамках покупок и общения с потенциальными клиентами, предпочитая вместо этого телефонные звонки, приложения на сайте и так далее, сказал Артур Саркисян. В то же время он уверен, что в глобальной цифровой среде у клиента должен быть выбор, где и как он хочет общаться с компанией.
Что касается социальных сетей, то запрещенные в России платформы явно потеряли популярность. Около 69,3 процента людей стали реже пользоваться такими сетями, а многие перешли на национальную сеть "ВКонтакте". Это означает, что клиентская база сократилась еще больше. Не всем компаниям удалось найти альтернативы "уходящим" каналам или создать новые там, где они раньше не работали.
Потеря рекламных инструментов Google также является больной темой для предприятий. Статистика показывает, что только 38% перераспределили объявления оттуда, 38% перераспределили частично, а 24% так и не нашли подходящего варианта.
"При этом важно помнить, что аудитория не уменьшилась в 10 раз, а это значит, что все перераспределилось в пользу органического трафика. Невозможно голосовать и перемещать объявления в начало списка, равно как и быстро отвечать на них. Около 48% респондентов сократили свои рекламные бюджеты, добавляет эксперт.
Однако главная проблема, по мнению Артура Саркисяна, заключается в том, что большинство компаний борются за одну и ту же аудиторию, которой "тесно" на новых платформах. Наблюдаемое в настоящее время увеличение расходов на рекламу, очевидно, связано с этим. 61% респондентов заявили, что они тратят больше средств, чем раньше, на привлечение клиентов. Стоимость одного лида выросла более чем на 30% - с 6610 в январе до 8695 рублей.
Возвращение к истокам
Хотя в расширении бизнеса за счет расширения спектра методов общения с клиентом нет ничего нового, многие предприниматели оказались в растерянности, столкнувшись с современными реалиями рынка. Они постоянно думали о том, как привлечь новых людей, забывая о своей текущей клиентской базе.
Компания Calltouch выяснила, что только 54% опрошенных звонят существующим клиентам, 35% делают рассылки, а остальные ничего не делают. Реальность, говорят эксперты, такова, что предприятиям необходимо работать как с новыми, так и с существующими клиентами, причем последние "обходятся" предприятиям гораздо дешевле в плане рекламы.
Сегодня существует несколько собственных решений для удержания и расширения аудитории компании. Одна из них - Calltouch Leeds, платформа маркетинговой оптимизации, которая позволяет выбирать аудиторию, условия (например, привлечение клиентов на ваш сайт при заданных параметрах) и время срабатывания. Он позволяет определить наиболее эффективные действия с точки зрения достижения цели. Например, отправить ли текстовое сообщение, мессенджер, электронную почту или использовать CRM.
Генеральный директор Calltouch Александр Авдеев напомнил, что предложения компании помогают максимально быстро и прозрачно собирать различную информацию о пользователях, что в будущем даст предпринимателю возможность грамотно оптимизировать свой бюджет. Например, он может соотнести покупку с конкретным посетителем сайта и предложить последнему именно то, что он хочет.
Здесь стоит отметить, что вчера система аналитики и атрибуции MyTracker, проект VK, открыла доступ к новому инструменту Audiences, с помощью которого маркетологи и издатели могут сегментировать пользователей своих мобильных приложений и сайтов по расширенным, обезличенным атрибутам. Полученные данные могут быть автоматически загружены в рекламные системы для удержания и привлечения клиентов.
"Для сегментации аудитории доступны несколько параметров: активность в приложении, география, спецификация устройства, вероятность оттока и другие атрибуты.
Агрегированные данные помогут повысить релевантность охвата целевой аудитории и построить маркетинговые кампании на основе потребностей пользователей и их предыдущего опыта. В зависимости от рекламного сегмента, предложения и креативы могут быть адаптированы, а пользователи с высокой вероятностью оттока или устройства с подозрительной активностью могут быть немедленно исключены для оптимизации бюджетов". - Пресс-секретарь ВК Сергей Макров поделился с "Экспертом" подробностями.Он пояснил, что при добавлении сегментов необходимо настроить интеграцию с рекламной платформой - myTarget или VK Advertising. Информация об аудитории обновляется ежедневно и доступна в блоке статистики. Это позволяет маркетологам анализировать данные о размере выборки и количестве новых пользователей за определенный период.
Команда "Яндекс.Бизнеса" также готова оказать поддержку предпринимателям. В настоящее время платформа предлагает услуги по продвижению своих услуг. Руководитель проекта Юрий Устинов отметил на Callday, что клиент сервиса может предоставить практически любую ссылку для рекламы, от Telegram-каналов, рекламные посты которых будут генерироваться нейросетью, до карточек на маркетплейсе. Услуга позволяет продвигать компанию по всему Интернету даже при ограниченном бюджете, что особенно важно для малого и микробизнеса, который обычно не готов вкладывать значительные средства в рекламу.
Онлайн развивает офлайн
Однако некоторые компании, изначально не имевшие отношения к онлайн-бизнесу, сумели восстановиться в условиях столпотворения, и нынешний кризис не поколебал достигнутой ими стабильности. По словам Николая Прянишникова, генерального директора фитнес-сети World Class и UFC Gym Russia, "Русская Фитнес Группа" сегодня является крупнейшей фитнес-компанией в России (120 клубов) и одной из крупнейших в Европе (открыта в 10 странах).
"Мы уже сталкивались с кризисом два года назад. Коронавирус, все клубы сети закрыты. Никакой выручки, 3 000 сотрудников, клиентов, сидящих дома. Это был самый большой кризис в нашей истории, банки начали закрывать кредитные линии. В целом, это был трудный путь через все испытания. Первое, что мы сделали, - это создали цифровые продукты, онлайн-тренинги. Была йога, активные тренировки, танцы. В итоге мы провели 3300 тренингов, 40 миллионов впечатлений, 1 миллион человек прошли обучение у нас со всего мира. Это было очень успешно. Так мы получили новых клиентов и открыли новые направления. В результате мы сейчас монетизируем как офлайн, так и онлайн форматы", - сказал Николай Прянишников.
В то же время, согласно последним статистическим данным, несмотря на сложную экономическую ситуацию, в 3 квартале 2022 года средняя выручка фитнес-рынка в России выросла на 1,2 миллиарда рублей, или на 3%. Цепи Николая Прянишникова не обошли стороной этот тренд (если не стали одним из его создателей). В эксклюзивном комментарии журналу "Эксперт" он отметил, что в настоящее время они продолжают наращивать свою клиентскую базу. Также открываются новые клубы.
"В этом году мы открыли четыре клуба, и это обеспечило нам рост. Мы подписали много договоров с франчайзи. Кроме того, я очень рад, что, несмотря на все трудности, посещаемость и количество покупок новых сезонных абонементов остается довольно высоким. Люди живут в городах, они могут быть психически загружены, но они ходят в фитнес-клубы, чтобы расслабиться. И мы помогаем. Например, теперь здесь можно медитировать. Некоторые люди выбирают боевые искусства. Иногда физическая активность очень полезна, она придает уверенности", - сказал он. В то же время World Class удалось развить предыдущие успехи.
По словам Николая Прянишникова, онлайн клиентов по-прежнему больше, чем офлайн - около 400 000 против 300 000. Социальные сети компании продолжают расти, удерживая внимание пользователей. Стоит отметить, что это, безусловно, обусловлено правильной маркетинговой стратегией и грамотным подходом к рекламе.
Больше интересных статей здесь: Технологии.
Источник статьи: Тема рекламы в интернете после введения антироссийских санкций стала больной для отечественного бизнеса.