Вы, юные биологи, мечтающие в будущем посвятить себя научной работе, должны научиться наблюдать за животными и растениями, уметь правильно записывать свои наблюдения. В этом вам помогут экскурсии в природу.
Чтобы походы были интересными и полезными, нужно каждый раз ставить перед собой определенную задачу. Тему лучше выбрать вместе с руководителем биологического кружка, преподавателем биологии, со старшими товарищами. Например, вы хотите узнать, какие животные и растения населяют озеро или пруд. Эту работу можно вести комплексно. Юные ботаники определяют растения, энтомологи изучают насекомых, орнитологи наблюдают за птицами. Можно выяснить, какие растения вашего района являются основными медоносами, в какие сроки они цветут. Эта тема интересна и тем, кто увлекается ботаникой, и тем, кого интересуют насекомые.
Во время экскурсий развивается наблюдательность, вы приобретаете навыки следопыта. По окраске, поведению, голосам вы научитесь быстро определять зверя, птицу, насекомое.
Начинающим натуралистам советуем вести наблюдения за сезонными изменениями в природе— фенологические наблюдения. Такие занятия помогут лучше понять связь между сменой времен года и жизнью животных, растений, проведением сельскохозяйственных работ.
Например, с первыми весенними проталинами в средней полосе появляются и жаворонки. К зацветанию ивы-бредины приурочен массовый вылет пчел.
Обильный и доступный материал для наблюдений дает мир насекомых. Наблюдения над хищниками, например жужелицами, над тлями и теми насекомыми, которые живут или развиваются за их счет, раскроют перед вами ряд интереснейших биологических явлений.
Ботанические, энтомологические экскурсии и фенологические наблюдения на первых порах проводятся под руководством более опытных юннатов или преподавателей. Орнитологические исследования, где приходится иметь дело с осторожными птицами, лучше вести вдвоем или в одиночку.
Собираясь в загородную поездку, обратите внимание на одежду, обувь, снаряжение. Если вы хотите наблюдать за зверями и птицами, немалое значение имеет даже цвет полевого костюма. Одежда должна быть легкой и по сезону теплой.
Во время экскурсии независимо от ее назначения вы должны иметь: записную книжку (полевой дневник), линейку для измерения следов, гнезд, коробки с ватой для сбора остатков пищи, перьев и пр.
Если же вы собираетесь наблюдать за птицами, то желательно взять с собой бинокль. Ведь многих птиц трудно узнать на большом расстоянии, особенно без достаточного навыка. Если птица вам незнакома, подробно опишите ее в записной книжке под условным названием: «чернокрылка», «пестрогрудка» и т. д. Со временем из книг, по музейным экспонатам, при прослушивании пластинок с записями птичьих голосов вы узнаете правильное название этой птицы и внесете исправления в свои записи. Насекомое и растение можно взять домой и там их определить.
Все наблюдения необходимо записывать в дневник прямо в поле. Туда же вносят и полученные на экскурсии промеры, результаты наблюдений и зарисовки. Дома краткие записи можно дополнить подробностями.
Наблюдения записывают по такому плану: число, месяц, год и час наблюдений, место наблюдения, погода. После этого записывают содержание увиденного. Содержание текста зависит от наблюдательности и подготовленности исследователя. Вы должны ясно представлять, для чего ведете наблюдения и что пытаетесь выяснить.
Вот пример записи из полевого дневника: «7 апреля 1971 г.
Московская обл., Домодедовский р-н, д. Нов-лянское.
Ясный солнечный день. t + 12°.
7 ч утра. В березовой роще на берегу р. Пахры раздалось первое пение зяблика.
8 ч 30 м. У дроздов-белобровиков идет пролет. Стайка птиц более 50 шт. держится на краю лесного оврага.
14 ч. Серая ворона таскает в гнездо клочки шерсти и лыко. Гнездо расположено на краю деревни на раскидистой березе примерно в 10 м над землей».
Экскурсии в природу в течение всего года и правильные записи в дневнике помогут вам приобрести опыт наблюдений за растениями и животными. Со временем у вас накопится большой материал, который может быть использован вами на уроках и в научной работе.