Ссылка на первую часть статьи: https://zen.yandex.ru/media/id/603e1e1b45ea95777917bd18/nemirnyi-atom-podvodnye-lodki-ch1-604dc7066c861f010781982b
К-129 проекта 629А
К-129 отличии от остальных лодок входящих в наш список, не имела атомного реактора. На поверхности она пользовалась дизель генератором, а под водой электрическим. Она попала в наш список, потому что на ее борту находились первые в СССР баллистические ракеты подводного старта, оснащенные ядерными зарядами. На момент её последнего похода, она так же была главным стратегическим оружием морского базирования.
В начале мая 1968 года К-129 находилась северо-западнее гавайских островов на расстоянии пуска баллистических ракет. В разгар холодной войны подобные маневры были не редкостью. Это последнее, что о ней достоверно известно. В версиях можно легко запутаться, но мы попробуем выстроить стройную картинку, не претендуя на конечную истину.
Американская сторона позже будет утверждать, что на лодке шла перезарядка главных батарей, произошла утечка водорода, из-за которого произошел взрыв. Их утверждения базировались на данных, полученных "SOSUS"(SOund SUrveillance System) — гидроакустическая противолодочная система США. Её звуколокаторы покрывали огромные подводные площади и были самой большой противолодочной системой в мире. Советская сторона, не без причин, будет отрицать эти утверждения. Взрыва было бы недостаточно для гибели судна. Но всё это будет позже.
Советская сторона не признавала и не афишировала факт пропажи лодки. Поиски продолжались 77 дней. Лодка затонула на глубине приблизительно 5600 метров. В СССР тогда не было возможности найти объект на такой глубине, у остальных, впрочем, тоже. Пробовали делать пробы воды на радиоактивность, но это ничего не дало. Если бы в СССР заявили о гибели лодки, то место ее последнего причала считалось бы местом захоронения и, согласно морскому праву, никто бы не имел право тревожить останки лодки. Поскольку этого не было сделано, в США созрел дерзкий план.
Координаты лодки были известны США. Откуда они их узнали?! Существует две версии. Первая: Благодаря той самой системе "SOSUS". В США эту версию, в отличии от остальных, не сильно отрицали. Вторая (её выдвигали многие эксперты и военные в СССР): К-129 столкнулась с другой лодкой. Это позволило выжившей засечь координаты происшествия. В пользу этой версии говорит и то, что "SOSUS" действительно не мог вычислить точное место гибели. Также в японских газетах появлялось упоминание о подводной лодке США, что пришла на ремонт в один из портов. В обычных обстоятельствах никто не афишировал аварии на боевых кораблях. Эта статья могла быть как заявлением, так и извинением, по крайней так говорили некоторые эксперты того времени.
Для американцев эта лодка была кладезем информации о военных технологиях СССР. Рубки связи, технологический уклад, шифры и документация. Не говоря уже о двух ядерных боеголовках на носителях, способных стартовать из подводного положения. И США совершило невозможное. Подробности операции "Дженифер", второе название «Азориан» - это тема для отдельной статьи. ЦРУ, с помощью Говарда Хьюза (того самого знаменитого мультимиллионера, про которого сняли фильм "Авиатор" с Ди Каприо) и его компании, начало строительство корабля, с помощью которого хотели достать лодку с глубины 5600 метров. Он был назван Hughes Glomar Explorer.
Hughes Glomar ExplorerОбщественность убедили, что корабль предназначен для добычи ресурсов со дна моря. О настоящем предназначении корабля не догадывались даже те, кто непосредственно работал над проектом. Дезинформация была такой удачной, что некоторые компании увидев, что Говард Хьюз заинтересовался подводной добычей драгоценных металлов, сами начали разработку проектов в этом направлении.
Через шесть лет со дня гибели К-129 летом 1974 они произвели попытку подъема лодки. Получилось у них поднять носовую часть К-129, как принято считать, всю лодку или ничего, мы еще не скоро узнаем. Уильяму Колби, в то время главе ЦРУ, из-за утечки информации пришлось дать интервью и признать факт проведения операции. В нём он отметил, что она не возымела успеха. В то, что с глубины почти шести километров смогли поднять субмарину, в СССР сначала не верил никто. Данная операция по сложности была сопоставима с первым полётом в космос. В 1992 году министр обороны США Роберт Майкл Гейтс, при посещении Кремля, передал российскому руководству плёнку. На ней запечатлено захоронение шести советских моряков К-129. Впрочем, от каких либо объяснений он воздержался.
Если статья вам понравилась, подписывайтесь. Вам не тяжело, автору приятно. Так мы будем знать, что материал интересен, что в свою очередь, будет мотивировать на написание новых статей. Спасибо за прочтение.
Стоит еще зайти сюда: История.
Источник статьи: Немирный атом (Подводные лодки ч.2).