Омск златоглавый. Часть 4. Единственный, кто устоял

Именно так в Омске говорили в середине ХХ века про Никольский казачий собор: Только он один устоял. До революции в городе было четыре собора, а сохранился лишь этот – единственный. И старые омичи знали, почему.

1880-е годы. Фото из альбома "Старый Омск"

Здравствуйте!

Сибирские казаки всегда помнили, кому Россия обязана тем, что в состав империи вошли обширные земли к востоку от Урала. Задолго до петровских гвардейцев вдоль Иртыша ходили в походы казачьи войска Ермака.

Когда в XIX веке Казачий форштадт Омска разросся и разбогател, атаманы решили, что необходимо строить собственную церковь. К тому времени Войсковое казачье училище (будущий кадетский корпус) уже размещалось в каменном здании. Рядом с училищем, при котором всегда была школа для казачьих детей, и решили выстроить новую церковь в честь Святого Николая Чудотворца.

Казачий сход решил строить собственный храм особым образом – по старым дедовским традициям. Замешивать раствор для кладки на куриных яйцах. Приглашённые для строительства специалисты убеждали казаков, что необходимости в том нет – современные на тот момент растворы позволяли возводить крепкие стены без архаичных методик. Однако казаки своего решения не изменили.

Чины Третьего Сибирского казачьего полка. Фото из альбома "Старый Омск"

Каждая семья жертвовала на строительство свежие куриные яйца – кто сколько мог. Богатые казаки и войсковые командиры помогали деньгами, но и самые бедные семьи, оcиpoтевшие дворы внесли свою лепту. Это была та самая лепта вдoвицы – количественно малая, но огромная по своей духовной ценности.

Позже говорили, что именно этот духовный вклад и стал нерушимым оплотом казачьей церкви.

Заложили церковь в 1833 году, в 1838 завершили основное строительство, в 1840 освятили два придела, в 1843 – главный престол. Иконостас изготовили мастера из Екатеринбурга, кресты для казачьего храма пожертвовал владелец Верх-Исетского завода Яковлев.

Между уральскими мастерами и сибирскими казаками с давних времён протянулись прочные связи, о которых в XIX веке ещё крепко помнили

При новой церкви началась активная благотворительная и просветительская деятельность. Священники заботились о достойном воспитании казачьих детей, особенно тех, кто потерял кормильцев. Их стараниями открыли войсковой приготовительный пансион, мужское училище, в двух посёлках под Омском выстроили казачьи школы.

Кров и образование давали не только мальчикам – работала четырёхклассная школа для девочек и женское училище.

А ещё образованные казачьи семьи устраивали театральные представления для горожан, давали благотворительные концерты.

Казак со скрипкой. Фотограф Н.Г. Катанаев, 1909 год. Фото из альбома "Старый Омск"

Со второй половины XIX века неоднократно стали поднимать вопрос о том, чтобы присвоить Никольской церкви статус собора.

Статус собора присваивается церковному сооружению по причине какого-либо особого положения, обычно это главный храм населённого пункта или монастыря. Простой священник не сможет совершить службу в соборе. Делать это позволено только патриарху, митрополиту, архиепископу, епископу.

На обращения о возведении церкви в статус собора были получены отказы.

Но сибирские казаки особый статус Никольской церкви признали. В 1882 году из города Берёзова (того самого, куда сослан был петровский любимец князь Меншиков) привезли в Омск главную историческую реликвию Сибирского казачьего войска – знамя Ермака.

Ермак Тимофеевич – фигура полулегендарная. Многие факты его биографии историками не подтверждены. Некоторые учёные ставят под сомнение сведения из «Летописи о взятии Сибирской земли» - о том, что знаменитые уральские промышленники Строгановы вручили атаману боевое знамя, превратив рискованную авантюру в боевой поход во славу русской земли.

Это самое строгановское знамя хранили потомки ермаковых походников. Они посчитали, что в омской казачьей церкви драгоценная реликвия сохранится лучше, чем в приходящем в запустение Берёзове.

Прикасаясь к старинному знамени, юные кадеты и седоусые командиры ощущали неразрывную связь времён и ответственность перед славными делами предков.

Здесь, в Никольской казачьей церкви, в разное время обещали служить Отечеству будущий император Николай II и министр-реформатор Пётр Столыпин, кадет Лавр Корнилов и Верховный правитель России адмирал Колчак.

Казачья площадь с Никольской церковью. 1895 год. Фото из альбома "Старый Омск"

Статус соборной Никольская церковь получила в 1916 году, когда казачьи полки сразу же после формирования отправлялись на фpoнты Первой мировой.

После революции власть в Омске несколько раз переходила из рук в руки. В неразберихе бурных событий бесследно исчезло знамя Ермака. За прошедшее столетие сам факт его существования стал подвергаться сомнению.

Человеческая память поразительно коротка

После прихода в Омск Советской власти церковное имущество национализировали, священников оcyдили. Но казачий храм продержался достаточно долго – только в 1928 году здание отобрали у церкви и отдали на культурные нужды. Утверждение культуры началось с того, что соборные колокола сняли и отправили на переплавку. Остатки церковного имущества передали в музей.

Никольский собор. 1930-е годы

Конечно, здание собирались снести в тридцатых годах. Но остальные омские соборы сносу сопротивлялись активно – стены приходилось взpывaть. Никольский собор, расположенный вблизи от жилых домов, трогать не решились.

Так жители Казачьей слободы спасли собор

А в 1945 году власти вспомнили о том, что здание принадлежит управлению культуры, и открыли в нём кинотеатр с воинским названием «Победа».

Обратите внимание: Ложь и мифы СССР. Часть 3-я..

Но омичи продолжали называть его Никольским собором.

Кинотеатр "Победа". Конец 1940-х годов.

К началу шестидесятых годов в жизни города произошли большие перемены. Постепенно снесли и расселили частные дома Казачьей слободы. На их месте началось большое строительство – возводили магазин «Детский мир», ТЮЗ и Концертный зал. В городе открылись новые кинотеатры, в специально выстроенных зданиях, и «Победу» закрыли.

1959 год. Слева от собора - большая эстрада, на месте которой скоро появится Концертный зал. А место участков на ближней стороне улицы займёт "Детский мир"

В бывшем соборе устроили склад, а свободные комнаты отдали детской хоровой студии. Дети занимались здесь, пока здание не пришло в негодность. Ремонтировать оплот сибирской казачьей культуры властям почему-то в голову не приходило.

В 1970 году вновь встал вопрос о сносе собора. Но времена, к счастью, были уже не такими суровыми. Художники, архитекторы и зав. отделом культуры горисполкома добились, чтобы зданию присвоили статус памятника архитектуры.

Несмотря на то, что институтские профессора дали заключение о полной непригодности здания, управляющий омского строительного треста на свой cтpaх и pиcк взялся за реставрацию.

Так омичи снова спасли собор

Реставрация прошла удачно, и бывший собор снова наполнился культурой: с 1983 года здесь разместился Зал органной и камерной музыки. Ирония судьбы – в православном соборе звучал инструмент, созданный для католических богослужений.

В 1998 году сохранённый собор вернули церкви. Орга́н со всей возможной осторожностью разобрали и перевезли в другое здание. Органный зал Омской филармонии благополучно работает, органисты с мировым именем приезжали на гастроли. Будем надеяться, ещё приедут.

А войсковой казачий собор во имя святителя Николая Чудотворца теперь – действующий храм Омской епархии. Самый старый в городе. Единственный из войсковых храмов, кто уцелел. Устоял.

Фото сделано автором в сентябре 2021 года

Никольский казачий собор Омска мог исчезнуть несколько раз. Но он не пал под натиском. Какая сила его защитила? Несгибаемый дух Ермака Тимофеевича? Верность и отвага казачьих родов? Те самые последние крохи, отданные на строительство от души и чистого сердца? Или единство и твёрдость жителей города. Города-крепости, в котором всегда есть что защищать.

Желаю всем стойкости перед жизненными невзгодами, терпения и добра! Давайте держаться вместе!

Статьи из серии Омск златоглавый:

Омск златоглавый. Часть 4. Единственный, кто устоялОмск златоглавый. Часть 1. Утраченные храмыЯМадама4 октябряОмск златоглавый. Часть 4. Единственный, кто устоялОмск златоглавый. Часть 2. Храмы возвращённыеЯМадама11 октябряОмск златоглавый. Часть 4. Единственный, кто устоялОмск златоглавый. Часть 3. Часовни, в честь чуда построенные и чудесным образом возвращённыеЯМадама16 октября

О жизни и истории моего родного города читайте под рубрикой: #омск ямадама

Статья из архива сайта:

Омск златоглавый. Часть 4. Единственный, кто устоялКак живут потомки государевых людей: поездка в сибирскую Немецкую слободуЯМадама11 июля

Своё мнение можете свободно высказать в комментариях, одобрение выразить лайком и подпиской в раздел ЯМадама.

#омск #история сибири #история казачества #казачье войско #храмы россии

Еще по теме здесь: История.

Источник: Омск златоглавый. Часть 4. Единственный, кто устоял.