Именно так в Омске говорили в середине ХХ века про Никольский казачий собор: Только он один устоял. До революции в городе было четыре собора, а сохранился лишь этот – единственный. И старые омичи знали, почему.
Здравствуйте!
Сибирские казаки всегда помнили, кому Россия обязана тем, что в состав империи вошли обширные земли к востоку от Урала. Задолго до петровских гвардейцев вдоль Иртыша ходили в походы казачьи войска Ермака.
Когда в XIX веке Казачий форштадт Омска разросся и разбогател, атаманы решили, что необходимо строить собственную церковь. К тому времени Войсковое казачье училище (будущий кадетский корпус) уже размещалось в каменном здании. Рядом с училищем, при котором всегда была школа для казачьих детей, и решили выстроить новую церковь в честь Святого Николая Чудотворца.
Казачий сход решил строить собственный храм особым образом – по старым дедовским традициям. Замешивать раствор для кладки на куриных яйцах. Приглашённые для строительства специалисты убеждали казаков, что необходимости в том нет – современные на тот момент растворы позволяли возводить крепкие стены без архаичных методик. Однако казаки своего решения не изменили.
Каждая семья жертвовала на строительство свежие куриные яйца – кто сколько мог. Богатые казаки и войсковые командиры помогали деньгами, но и самые бедные семьи, оcиpoтевшие дворы внесли свою лепту. Это была та самая лепта вдoвицы – количественно малая, но огромная по своей духовной ценности.
Позже говорили, что именно этот духовный вклад и стал нерушимым оплотом казачьей церкви.
Заложили церковь в 1833 году, в 1838 завершили основное строительство, в 1840 освятили два придела, в 1843 – главный престол. Иконостас изготовили мастера из Екатеринбурга, кресты для казачьего храма пожертвовал владелец Верх-Исетского завода Яковлев.
Между уральскими мастерами и сибирскими казаками с давних времён протянулись прочные связи, о которых в XIX веке ещё крепко помнили
При новой церкви началась активная благотворительная и просветительская деятельность. Священники заботились о достойном воспитании казачьих детей, особенно тех, кто потерял кормильцев. Их стараниями открыли войсковой приготовительный пансион, мужское училище, в двух посёлках под Омском выстроили казачьи школы.
Кров и образование давали не только мальчикам – работала четырёхклассная школа для девочек и женское училище.
А ещё образованные казачьи семьи устраивали театральные представления для горожан, давали благотворительные концерты.
Со второй половины XIX века неоднократно стали поднимать вопрос о том, чтобы присвоить Никольской церкви статус собора.
Статус собора присваивается церковному сооружению по причине какого-либо особого положения, обычно это главный храм населённого пункта или монастыря. Простой священник не сможет совершить службу в соборе. Делать это позволено только патриарху, митрополиту, архиепископу, епископу.
На обращения о возведении церкви в статус собора были получены отказы.
Но сибирские казаки особый статус Никольской церкви признали. В 1882 году из города Берёзова (того самого, куда сослан был петровский любимец князь Меншиков) привезли в Омск главную историческую реликвию Сибирского казачьего войска – знамя Ермака.
Ермак Тимофеевич – фигура полулегендарная. Многие факты его биографии историками не подтверждены. Некоторые учёные ставят под сомнение сведения из «Летописи о взятии Сибирской земли» - о том, что знаменитые уральские промышленники Строгановы вручили атаману боевое знамя, превратив рискованную авантюру в боевой поход во славу русской земли.
Это самое строгановское знамя хранили потомки ермаковых походников. Они посчитали, что в омской казачьей церкви драгоценная реликвия сохранится лучше, чем в приходящем в запустение Берёзове.
Прикасаясь к старинному знамени, юные кадеты и седоусые командиры ощущали неразрывную связь времён и ответственность перед славными делами предков.
Здесь, в Никольской казачьей церкви, в разное время обещали служить Отечеству будущий император Николай II и министр-реформатор Пётр Столыпин, кадет Лавр Корнилов и Верховный правитель России адмирал Колчак.
Статус соборной Никольская церковь получила в 1916 году, когда казачьи полки сразу же после формирования отправлялись на фpoнты Первой мировой.
После революции власть в Омске несколько раз переходила из рук в руки. В неразберихе бурных событий бесследно исчезло знамя Ермака. За прошедшее столетие сам факт его существования стал подвергаться сомнению.
Человеческая память поразительно коротка
После прихода в Омск Советской власти церковное имущество национализировали, священников оcyдили. Но казачий храм продержался достаточно долго – только в 1928 году здание отобрали у церкви и отдали на культурные нужды. Утверждение культуры началось с того, что соборные колокола сняли и отправили на переплавку. Остатки церковного имущества передали в музей.
Конечно, здание собирались снести в тридцатых годах. Но остальные омские соборы сносу сопротивлялись активно – стены приходилось взpывaть. Никольский собор, расположенный вблизи от жилых домов, трогать не решились.
Так жители Казачьей слободы спасли собор
А в 1945 году власти вспомнили о том, что здание принадлежит управлению культуры, и открыли в нём кинотеатр с воинским названием «Победа».
Обратите внимание: Ложь и мифы СССР. Часть 3-я..
Но омичи продолжали называть его Никольским собором.К началу шестидесятых годов в жизни города произошли большие перемены. Постепенно снесли и расселили частные дома Казачьей слободы. На их месте началось большое строительство – возводили магазин «Детский мир», ТЮЗ и Концертный зал. В городе открылись новые кинотеатры, в специально выстроенных зданиях, и «Победу» закрыли.
В бывшем соборе устроили склад, а свободные комнаты отдали детской хоровой студии. Дети занимались здесь, пока здание не пришло в негодность. Ремонтировать оплот сибирской казачьей культуры властям почему-то в голову не приходило.
В 1970 году вновь встал вопрос о сносе собора. Но времена, к счастью, были уже не такими суровыми. Художники, архитекторы и зав. отделом культуры горисполкома добились, чтобы зданию присвоили статус памятника архитектуры.
Несмотря на то, что институтские профессора дали заключение о полной непригодности здания, управляющий омского строительного треста на свой cтpaх и pиcк взялся за реставрацию.
Так омичи снова спасли собор
Реставрация прошла удачно, и бывший собор снова наполнился культурой: с 1983 года здесь разместился Зал органной и камерной музыки. Ирония судьбы – в православном соборе звучал инструмент, созданный для католических богослужений.
В 1998 году сохранённый собор вернули церкви. Орга́н со всей возможной осторожностью разобрали и перевезли в другое здание. Органный зал Омской филармонии благополучно работает, органисты с мировым именем приезжали на гастроли. Будем надеяться, ещё приедут.
А войсковой казачий собор во имя святителя Николая Чудотворца теперь – действующий храм Омской епархии. Самый старый в городе. Единственный из войсковых храмов, кто уцелел. Устоял.
Никольский казачий собор Омска мог исчезнуть несколько раз. Но он не пал под натиском. Какая сила его защитила? Несгибаемый дух Ермака Тимофеевича? Верность и отвага казачьих родов? Те самые последние крохи, отданные на строительство от души и чистого сердца? Или единство и твёрдость жителей города. Города-крепости, в котором всегда есть что защищать.
Желаю всем стойкости перед жизненными невзгодами, терпения и добра! Давайте держаться вместе!
Статьи из серии Омск златоглавый:
О жизни и истории моего родного города читайте под рубрикой: #омск ямадама
Статья из архива сайта:
Своё мнение можете свободно высказать в комментариях, одобрение выразить лайком и подпиской в раздел ЯМадама.
#омск #история сибири #история казачества #казачье войско #храмы россии
Еще по теме здесь: История.
Источник: Омск златоглавый. Часть 4. Единственный, кто устоял.