Русские города строились так, чтобы из любой точки православный человек мог увидеть купол церкви. Чем больше город – тем больше в нём соборов, храмов, церквей и часовен. Сибирские города росли постепенно, и с укреплением государственности увеличивалось в них количество золотых куполов, увенчанных крестами. Но в бурном ХХ веке значительная часть церквей была утрачена, обезглавлена, лишена колоколен. Сносили культовые здания, а вместе с ними исчезали целые страницы истории русской архитектуры. Но часть культурного наследия сохранилась. Из дореволюционных омских храмов пережить лихие времена удалось немногим. Чудом уцелели.
Здравствуйте!
Продолжаю рассказывать историю моего родного города – историю, отражённую в непростой судьбе городских церквей. Это не просто культовые сооружения, это память о наших предках, об истории страны. Сегодня – рассказ о немногих храмах, которые сохранились на омских улицах.
Крестовоздвиженский собор
В истории Омска было множество управителей, но добрая память сохранилась о немногих. Один из них – Густав Христианович Гасфорд, Губернатор Западной Сибири и Войсковой Наказной Атаман Сибирского казачьего войска. С его именем связана часть городских легенд. Однако личностью он был реальной, и власть тоже имел реальную. В 1858 году Гасфорд употребил эту власть, чтобы затеять строительство новой церкви.
В то время Омск был ещё разделён на форштадты, которые с разных сторон окружили каменную крепость. Каждый форштадт разрастался вокруг храма, но разрастался так широко и обильно, что жителям отдалённых мест до церкви было добираться далековато. Особенно с учётом того, что дорог в это время в городе фактически не было.
Гасфорд писал Епископу Тобольскому:
По народонаселению Омска и по обширности занимаемого им пространства, число существующих ныне в этом городе православных церквей крайне недостаточно… Люди преимущественно бедные, не имеющие своих лошадей и экипажей, часто лишены бывают возможности посещать Божий храм, не только в Воскресные дни, но даже в большие праздники
Разрешение на строительство было получено, начался сбор средств, да только Густав Христианович в 1862 году был переведён в столицу. Казалось бы, получивший повышение чиновник должен был забыть все свои планы и обещания. Однако в XIX столетии такое обыкновение российские чиновники ещё не завели. Из столицы Гасфорд продолжал слать денежные пожертвования на строительство храма.
Новый губернатор А.О. Дюгамель оказался человеком набожным и рассудительным. Он выбрал удачное место на границе двух форштадтов – Кадышевского и Бутырского. Проект утверждался на самом высоком уровне – в Департаменте проектов и смет в Петербурге.
Крестовоздвиженская церковь. Фото сделано в начале ХХ века. Из альбома "Старый Омск"В сентябре 1870 года храм был освящён. Роспись стен сделали по образцу Киевского собора Св. Владимира. При церкви открыли школу для девочек, обучали грамоте взрослых, разбили сад. Но всё это тщательно взлелеянное пространство после революции оказалось под угрозой.
Служители храма попытались найти компромисс с Советской властью. Некоторое время это помогало. Но в начале тридцатых несколько священнослужителей были арестованы, и в 1936 году храм решили разрушить, а на его месте построить школу. Началась борьба за здание церкви на всех уровнях исполнительной власти.
Обратите внимание: Ложь и мифы СССР. Часть 3-я..
В итоге церковь закрыли, но здание осталось – там разместили рабочее общежитие.Но в сороковых годах, когда русская Церковь выступила на стороне Отечества, политика государства изменилась. В Омске было множество эвакуированных, значительная часть которых обратилась к вере. В 1943 году здание вернули церкви, возвратили часть изъятого имущества и разрешили пользоваться колоколом.
На тот момент это была самая крупная из действующих городских церквей. Поэтому ей присвоили статус кафедрального собора
Главное отличие собора от церкви и храма - особый статус, единожды присваиваемый церковному сооружению по причине какого либо особого положения, обычно это главный храм населённого пункта или монастыря. Статус Собора не подлежит пересмотру.
Даже когда в городе возродили три из четырёх дореволюционных соборов, Крестовоздвиженский храм своего статуса не потерял. С 1980 года здание является памятником архитектуры местного значения.
Крестовоздвиженский собор. Фото сделано автором в сентябре 2021 годаЦерковь Параскевы Пятницы (Шкроевская)
В конце XIX века Омск стал быстро развиваться как торгово-ярмарочный центр. Предприимчивые купцы открывали предприятия и магазины, быстро богатели и охотно жертвовали прибыль на добрые дела. Купцы Шкроевы были известными в городе благотворителями. Особенной щедростью отличалась Параскева Памфильевна, выстроившая на свои средства школу, богадельню и несколько храмов. В том числе и маленькую церковь на берегу Оми. Это был храм в честь святой покровительницы купчихи – Параскевы Пятницы. Но в народе церковь назвали Шкроевской, и улицу, что вела к храму – тоже.
Шкроевская церковь во имя Святой Параскевы. Начало ХХ века. Фото из альбома "Старый Омск"Построили церковь в 1901 году. Приход поначалу был немногочисленным, и существовал храм на средства Шкроевой. Когда благочестивая купчиха в 1907 году отошла в мир иной, стали множиться слухи о чудесах, происходящих в церкви её имени. Количество прихожан сразу увеличилось.
И продолжало увеличиваться, так что вскоре маленькая церковь перестала вмещать всех желающих. Храм пришлось перестраивать – сначала в 1907 году, потом ещё раз – в 1911.
В годы Гражданской войны прихожане не раз оказывали поддержку Белой Армии и сопротивление Красной. Священников арестовывали, но церковь продолжала действовать. В конце тридцатых – уже без постоянного священника. Это было место, куда приходили молиться по велению сердца. В 1939 году церковь окончательно закрыли. А когда в сороковых годах заговорили о возможном открытии храмов, в здании Шкроевской церкви срочно разместили артель инвaлидoв. Купола и колокольню снесли.
И только в 1989 году здание было признано памятником архитектуры и передано епархии. Но для того, чтобы использовать его в качестве храма, потребовалась очередная перестройка.
Церковь Параскевы Пятницы. Фото сделано в феврале 2021 годаКогда-то здесь лепились маленькие скромные домишки, над которыми возвышались купола, видные издали. Теперь церковь прячется за высотными домами. И уже никто не называет её Шкроевской.
Сохраняйте память о прошлом! О славных делах наших предков!
Истории других омских достопримечательностей здесь
Омск златоглавый. Часть 4. Единственный, кто устоялЯМадамаВчераЗагадки сибирских земель: почему река Тара и город Тара находятся в разных местахЯМадама13 июляИ под рубриками
#омск златоглавый
#омск ямадама
Подписывайтесь в раздел Ямадама! Будем держаться вместе!
#омск #история омска #сибирь #история сибири #церкви #православные храмы #соборы
Еще по теме здесь: История.
Источник: Омск златоглавый. Часть 4. То, что удалось сберечь.