Поздняя римская империя или эпоха Домината. При ее упоминании в голове обычно рисуется мрачная картина, как славный и величественный город Рим грабят и разрушают многочисленные орды варваров. Примерно, как на эскизе русского художника Карла Павлович Брюллова.
Нашествие Гейзериха на Рим. Эскиз К. Брюллова. Ок. 1834Однако, что, если я вам скажу, что реальная история была не столь мрачной и однозначной как нам кажется. Этой статьей я начинаю цикл лекций посвященных наиболее мифологизированному периоду в Древней истории, которые историки озаглавили как «Поздняя Античность».
Для начала давайте разберемся, что такое «Поздняя Античность» и как она появилась. Итак, в школьных учебниках нам излагали устоявшуюся многие годы теорию о том, что окончание Античности и начало Средних Веков разделяет одна единственная дата – 476 год, когда Рим пал от рук Одоакра. Это событие как отмечали многие европейские авторы послужило началу так называемому «Утру Европы» или же расцвету европейской цивилизации. Так как именно на руинах великой Римской империи родились будущие европейские державы. О том насколько трагичным и переломным событием будет падение Рима писали даже очевидцы его печального заката. В качестве примера можем привести философа и ритора Иеронима, который сказал: «Что спасется, если погибнет Рим?». Несомненно, очень пафосное заявление, но что, если падение города Рима в 476 не означало гибели империи? А сама римская держава просуществовала еще почти тысячу лет после этого события? Звучит как бред или нет….
И тут нам на помощь приходит эта самая Поздняя Античность. Истоки этого термина уходят в труды историков 60-70-хх годов XXвека, что делает его по историческим меркам «современным». Отражает он период с середины IV и вплоть до конца VIвека и представляет собой не просто историю падения города Рима, а целый уникальный мир со своим многообразным и высоко развитым духовным и материальным миром. Эта не история антагонизма «цивилизации» в лице Рима и варварских народов, а скорее уникальный пример взаимодействия и симбиоза. Время, когда «варварский мир» погружался в античное право и культуру, привнося туда нечто свое.
Итак, почему же Римская цивилизация не пала после 476 года – ответ прост: во-первых, она продолжала жить в новых варварских государства, а во-вторых, Рим продолжала существовать как государство. В 395 году после смерти императора Феодосия I Римская империя была разделена на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю.
Карта, показывающая разделение империи между сыновьями Феодосия Великого.Это событие носило чисто формальный характер, так как оно лишь закрепило уже давно наметившееся тенденции. Западные и римские провинции уже начиная с III века значительно отличались как в плане экономического уклада, так и в отношении определенных культурных догм. Восточная часть была более ортодоксальной в вопросах соблюдения и чтения традиций римской цивилизации в то время, как на Западе допускался целый ряд вольностей. Дабы не быть многословным приведем пример. Традиционно в античных цивилизациях Греции и Рима считалось, что ношение штанов — это символ варварства. Однако суровые по средиземноморским условиям зимы в Галлии сподвигли ввести на вооружение в армии – длинные и широкие шерстяные штаны, позаимствованные у германцев.
Обратите внимание: История Османской империи.
На востоке же продолжали использоваться шерстяные или льняные полоски ткани, которые оборачивались крест-накрест вокруг ноги. Официальными властями ношение штанов осуждалось и считалось варварством.В конце V века под ударами варваров пала Западная Римская империя. В то время как Восточная продолжала свое существование и довольно успешно. За короткие годы ей удалось восстановить статус римской держав как ведущего политического игрока во всем Средиземноморье. Мы ее больше знаем под названием Византийская империя.
Кроме того, в пользу того, что римская цивилизация не пала свидетельствует и другой немаловажный факт. Рим не был столицей империи уже многие годы. После раздела империи в 395 год статус столицы приобрел город Медиолан (современный Милан). А в 402 году столица была перенесена в Равенну.
Одоакр заняв Рим, отобрал у последнего римского императора инсигнии (императорская корона и пурпурная мантия) и отправил их в Константинополь к императору Зенону. Об этом нам сообщают хронисты, которые писали: «Nomenque regis Odovacar adsumpsit, cum tamen nec purpura nec regalibus utertur insignibus». Римский Сенат посчитал, что новый император Западу не нужен и высшую власть необходимо перенести в Новый Рим (Константинополь), тем самым закрепив всю полноту власти за Восточным императором. Зенон даровал Одоакру титул патриция, по сути, отдав на управление исконную римскую территорию. Но уже в 488 году по его инициативе начался поход Теодориха в Италию, завершившийся гибелью Одоакра. Скорее всего это было вызвано тем, что Одоакр приказал убить Непота. Он был предпоследним императором Римской империи, который был вынужден отвлечься на мятеж в Далмации в 475 году, когда военный магистр Ореост провозгласил своего сына Ромула Августа императором Рима. Как нам уже известно Ромул был свергнут Одоакром. И Непот формально оставался действующим правителем Западной империи. Хотя его фактическая власть не распространялась дальше Далмации. В 480 году Непот был убит у себя на вилле. Вероятно, причиной стали его намерения вернуть себе власть в империи.
Дворец Диоклетиана, в котором, вероятно распологалась резиденция Непота во время его правления в ДалмацииВ хронике анонима Валезия указано: «Когда Теодорих вошел в Равенну и убил Одоакра, готы, не дожидаясь повеления нового императора (non exspectantes iussionem novi principis), утвердили Теодориха своим королем (Gothi sibi confirmaverunt Theodericum regem). Он был отважнейшим и воинственным человеком, отец которого, Валамир, назывался королем готов (dictus rex Gothorum); Теодорих был его родной сын; его мать на языке готов звалась Эререлива, но в католической вере при крещении приняла имя Евсевии. Он был мужем выдающимся и благожелательным ко всем (praeclarus et bonae voluntatis in omnibus), и правил тридцать три года (qui regnavit annos XXXIII)»
Несмотря на политические перипетии конца V века, повседневная жизнь в провинциях Западной Римской империи продолжала следовать в своей прежней колее. Новообразованные варварские государства использовали римские способы ведения хозяйства, инфраструктуру и другие достижения ее цивилизации практически в полном объеме в силу их значительного превосходства. Сохранился даже основный язык – латынь. Хотя к тому моменту он значительно трансформировался и уже смутно напоминал образцы римской классической литературы.
Таким образом падение великого города Рима в 476 не повлекло за собой каких-либо существенных изменений, которые бы позволили говорить о глубокой социально-экономической, политической или культурных трансформациях, с которыми мы обычно связываем смену эпох. Они произойдут гораздо позже… Ну а пока мы с вами развеяли лишь один миф о Поздней римской империи. Но впереди их еще очень много.
#история
#история древнего мира
#история рима
#История римской империи
#античность
#история византии
#цивилизация
#история средних веков
#европа
Еще по теме здесь: История.
Источник: Падение Римской империи в 476 году, как долго нас вводили в заблуждение?.