«Поезд Победы» прибыл в Ижевск

28 июля, «Поезд Победы» прибыл в город трудовой доблести Ижевск, где пробудет 3 дня, с 28 по 30 июля включительно. Для посещения необходимо пройти предварительную регистрацию, открытую на сайте. Для желающих посмотреть выставку дистанционно всегда доступен виртуальный тур.

«Город трудовой доблести»: какой вклад внес Ижевск в Великую Победу

В 2020 году Ижевск получил статус Города трудовой доблести. В годы Великой Отечественной войны происходила активная эвакуация предприятий с запада на восток страны. Благодаря этому Ижевск стал одним из промышленных центров Советского Союза, поставляющих необходимые боеприпасы и продовольствие.

Отличный повод рассказать какой именно вклад внесли ижевчане в Победу – все те, кто в годы войны производил оружие и металл, работал на стройках и лесозаготовках, лечил раненых и ухаживал за ними.

Оружие: 12 миллионов стволов и 90% всех пулеметов «Максим»

В годы войны Ижевск стал одним из важнейших центров военной промышленности страны – в первую очередь за счет невероятного объема работы местных предприятий, таких как Ижевский машзавод или Механический завод. Кроме того, в Ижевск и Удмуртию были эвакуированы заводы из западной части страны, многие из которых также работали на военную промышленность.

Ижевск стал единственным городом в СССР, где выпускали все виды стрелкового оружия, которые на тот момент производила наша страна. Вот только некоторые цифры:

  • 12 467 529 стволов дал фронту Ижевск за годы войны, в том числе:
  • 11 145 547 винтовок и карабинов
  • 961 500 пистолетов
  • 131 866 авиапулеметов
  • 131 311 противотанковых ружей
  • 82 250 станковых пулеметовдействующую армию. По примерным подсчетам - не менее 12 дивизий!

По данным Центра документации новейшей истории Удмуртии, Ижевск произвел за годы войны столько же оружия, сколько вся промышленность США, и в два раза больше, чем заводы нацистской Германии. При этом каждая новая партия ижевского оружия оказывалась в Москве уже через 15-17 часов после того, как ее грузили здесь в вагоны. Для сравнения, современные поезда преодолевают это расстояние за такое же время.

В начале войны Государственный комитет обороны поставил перед руководством Ижевского машзавода задачу: к концу 1941 года завод должен сдавать по 5 тысяч «трехлинеек» в день. С трудом, но этот порог удалось преодолеть. А уже в 1942 году Ижевск ежедневно отправлял на фронт состав из 12 вагонов по 1000 винтовок в каждом! Такого масштаба не достигало ни одно оборонное предприятие мира.
Алексей Азовский, директор музея Ижевского машзавода

В Ижевске изготавливали и знаменитые пулеметы «Максим». В годы войны они использовались повсеместно: в пехоте, на флоте, и даже в войсках ПВО – бойцы противовоздушной обороны расстреливали низко летящие самолеты противника сразу из четырех стволов. Установить такой пулемет можно было куда угодно. «Максимы» вели огонь с тачанок – легких конных повозок, – бронепоездов, автомобилей, железнодорожных платформ, барж и даже с подводных лодок во время всплытия.

Выпускали пулеметы «Максим» на заводе №524. Сейчас это ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» – одно из крупнейших предприятий оборонно-промышленного комплекса. За годы войны мотозавод выпустил больше 82 тысяч пулеметов «Максим». Это – 90% от общего количества, изготовленного в это время в стране!

Постановление ГКО за подписью Сталина об организации производства пулеметов «Максим» в Ижевске вышло 23 ноября 1941 года. Тульский завод, где пулеметы выпускали до войны,  спешно эвакуировали, и прислать в Ижевск чертежи они смогли только в январе 1942 года. Но наши заводчане не растерялись: взяли в Осовиахиме учебный пулемет, изучили его и собрали первый ижевский образец, который затем уже доводили до ума.

Инженеры и рабочие не просто разобрались в устройстве пулемета «Максим», но и улучшили его. К кожуху охлаждения приделали специальную горловину, через которую его можно было заполнять не только водой, но также снегом и кусками льда. Ствол изнутри для надежности стали покрывать хромом.
Из воспоминаний Виктора Гоголева, в прошлом – директора экспоцентра завода «Аксион»
в этом бараке располагался цех по производству противотанковых ружей

Кроме того, ижевский Мотозавод освоил производство сверхсекретной военной продукции – деталей для снарядов реактивных минометов, получивших в народе название «Катюша». В августе 1941 года на заводе был организован спеццех площадью около 1000 квадратных метров, где выпускали так называемые «детали №7», которые затем использовались в сборке снарядов для «Катюш».

Ижевские сталевары обеспечивали металлом 150 заводов по всему Союзу

В годы войны ижевская сталь, которую отливали на металлургическом заводе (сейчас – ОАО «Ижсталь») использовалась исключительно для производства оборонной продукции. Высококачественный металл шел на изготовление элементов снарядов легендарных «Катюш», пружин автоматов и противотанковых ружей, брони пулеметов «Максим», корпуса морских мин, коленчатых валов истребителей и многого другого.

Эту 80-тонную мартеновскую печь запустили на Ижевском металлургическом заводе в разгар войны, в 1943 году

Ижевские металлурги дали оборонным предприятиям страны:

  • 1 500 000 тонн стали - для сравнения, это вес 150 Эйфелевых башен
  • 1 100 000 тонн проката
  • 150 000 тонн штамповок и поковок
  • 100 000 тонн проволоки, калибровки и ленты

В годы войны завод обеспечивал металлом почти 150 предприятий по всей стране – заводы стрелкового и авиационного вооружения, артиллерийские и авиационные заводы. Чтобы дать фронту максимум продукции, металлурги постоянно повышали объемы производства, строили новые печи и прокатные станы, совершенствовали уже имеющееся оборудование.

«Домой можно было ходить раз в месяц – помыться в бане»

Важно понимать, что условия работы на заводах Ижевска в те годы были очень тяжелыми – и это при том, что многие мужчины-рабочие, несмотря на бронь, ушли на фронт, и на их место к станкам встали пенсионеры, женщины и подростки. Выходные и отпуска отменили, рабочий день длился 12-14 часов, а на самых важных участках производства горожане работали сутками, прерываясь лишь на обед и сон. Завод жил по законам военного времени, и 20-минутное опоздание на работу приравнивалось к преступлению: за это можно было получить от 5 до 8 лет тюрьмы, причем большинство провинившихся отрабатывали эти сроки тут же, у станков.

Рабочие ижевского Механического завода в годы Великой Отечественной

Вот так о своей работе на Ижевском машзаводе рассказывала ветеран войны Анфиса Александровна Лошманова:

– Я пришла на машзавод 20 июня 1941 года, а через два дня началась война. Я была разметчицей на производстве противотанковых ружей: по чертежу отмечала на металлических болванках, где и какие отверстия сверлить, и передавала их дальше. Кормили нас жидким супом и кашей. Про кашу говорили: «Крупинка за крупинкой бегает с дубинкой», а про суп – «Щи горячие, щи обширные, сверху нет ничего, снизу жирные». Домой можно было ходить раз в месяц – помыться в бане. Все остальное время мы проводили на заводе, спали урывками – где придется.  Однажды я прибегаю из дома обратно на завод, а в нашем цехе – сам маршал Советского Союза Климент Ворошилов. Зима в 1942-м была суровой.

По теме: Теперь и в гору не страшно: электросамокат Xiaomi M365 Pro открывает новые возможности для коротких и длительных поездок.

И я, пока шла от дома, отморозила себе щеки до черноты. Климент Ефремович посмотрел на меня и спрашивает: «Что, с морозом целовалась?».

«У станка как на линии огня!»

10 марта 1942 года в Ижевске была создана первая в Удмуртии комсомольско-молодежная бригада. Рабочие Ижевского мотозавода во главе с Вилем Дубовым работали под девизом «У станка как на линии огня!», ежедневно перевыполняя собственную норму. Вскоре это движение распространилось по всем оборонным заводам Удмуртии.

  • 3147 комсомольско-молодежных бригад насчитывалось на заводах Удмуртии к лету 1944 года.
  • 18 000 человек входили в состав этих бригад.
  • В полтора раза больше нормы в среднем вырабатывала каждая такая бригада.
  • 52% рабочих Ижевского металлургического завода к 1945 году были стахановцами.
  • 80 000 000 рублей – столько стоила вся продукция, выпущенная ижевскими заводами сверх плана.
  • Более 800 рабочих Ижевска за свой труд были награждены орденами и медалями.
Фронтовая комсомольско-молодежная бригада сталевара Тебенькова

Трое ижевских рабочих, трудившихся в годы войны на металлургическом и машиностроительном заводах, стали Героями Социалистического Труда. Это прокатчик Степан Александрович Гондырев, сталевар Александр Григорьевич Лыков и слесарь Василий Иванович Муравьев.

Ижевские врачи выполняли сложнейшие операции

С первых дней войны в тылу развернулась сеть эвакогоспиталей, и одной из госпитальных баз стала Удмуртия. В Ижевске работало 20 эвакогоспиталей, причем большинство из них разместились в зданиях школ. Кроме того, раненых размещали в домах детского творчества, санаториях и домах отдыха.

Поезда, помеченные красными крестами, прибывали в Ижевск ежедневно. На вокзале работал эвакоприемник, где «ранбольных», как их называли в годы войны, осматривали и заполняли документы. Затем самых тяжелых отправляли в головной госпиталь, занимавший часть корпусов современной Республиканской детской клинической больницы. Остальных везли в школу №25, где размещался сортировочный госпиталь, а там уже распределяли в зависимости от характера ранений.

Эвакогоспитали размещались в зданиях школ Ижевска

Так, в здании гимназии №24 работал госпиталь №3672, врачи которого специализировались на черепно-мозговых травмах и повреждениях позвоночника.

Еще один эвакогоспиталь, под номером 3777, располагался в здании школы №30. Здесь оперировали и выхаживали солдат и офицеров с ранениями грудной клетки и живота.

Наш госпиталь начал работу 12 ноября 1941 года и был рассчитан на 500 коек. Ученики и педагоги нашей школы переехали в деревянное здание райпотребсоюза на улице Красногеройской, но после уроков обязательно шли в здание родной «тридцатки» - помогать раненым и медперсоналу. Ребята кипятили бинты, убирались в палатах, читали раненым газеты и книги, писали под их диктовку письма родным, устраивали концерты.
Лилия Федоровна Богатырева, руководитель школьного музея ИЕГЛ «Школа №30»

Поддержку госпиталям оказывали не только школьники и учителя, но и заводы, колхозы, административные учреждения. Горожане обеспечивали госпитали мебелью, постельным бельем, приносили раненым курительную бумагу, вязали варежки и носки, собирали растения, из которых затем готовили лекарства.

8718 литров донорской крови сдали ижевчане для раненых в годы войны. Донорами стали 4447 горожан. Были среди них и те, кто сдавал кровь больше 100 раз. А оружейники Ижевского машзавода изготавливали для эвакогоспиталей хирургический инструмент: скальпели, ампутационные ножи, пинцеты.

Те ижевские врачи, что не уехали на фронт, работали не покладая рук. Они проводили сложнейшие операции, буквально вытаскивая раненых бойцов с того света, занимались научными исследованиями и даже придумывали новые методы лечения. Например, доцент мединститута Семен Иванович Ворончихин, главный хирург эвакогоспиталей Удмуртии, придумал способ пополнить запасы медицинского клея – клеола, который наряду с бинтами использовали для фиксации повязок. Ворончихин научил провизоров заменять дефицитные смолы обычной серой — живицей от хвойных деревьев. Это новшество использовали хирурги на фронте и в тылу.

Еще один знаменитый хирург, работавший в годы войны, – профессор Николай Федорович Рупасов, директор Ижевского мединститута, а с 1944 года – нарком здравоохранения республики. С 1941 по 1945 год он лично выполнил около 2500 операций, в том числе и невероятно сложных. Он же предложил методику восстановления рук и ног после ранений, разработал систему лечения обморожений, которую могли применять прямо на фронте, занимался лечением несросшихся огнестрельных переломов костей. Николай Федорович также сконструировал раздвижную шину-раму для лечения переломов. За свою работу в тылу он получил орден Красной Звезды.

Большие стройки Великой Отечественной

Многие жители Ижевска в годы войны трудились на стройках. В наш город эвакуировали несколько крупных предприятий, для которых не было отдельных помещений. Потребовалось быстро построить новые здания. Ижевчане возводили новые корпуса металлургического, машиностроительного, мотоциклетного заводов, с нуля построили Ижевский механический завод. К декабрю 1941 года практически все эвакуированные в Ижевск заводы и фабрики приступили к работе.

В 1943 году в Ижевске закончили строительство цирка

Несмотря на постоянную нехватку рабочих рук, в годы войны ижевские строители возводили не только промышленные объекты, но и жилые дома, школы, общежития, больничные корпуса и даже здание цирка. Цирк стал наградой за труд жителей Ижевска и их вклад в оборону. И, конечно, новое здание, купол которого возвышался над городом, вселяло надежду, что война рано или поздно закончится, и ижевчане вернутся к мирной жизни

Другие подвиги советского народа в тылу и на фронте можно увидеть в вагонах иммерсивной инсталляции «Поезд Победы – наука в годы войны». Поезд демонстрирует путь к Великой Победе – через окопы, концлагеря, многочисленные битвы и непрекращающуюся работу в тылу. В передвижном музее зритель столкнется с трудностями, которые каждый день преодолевали советские люди, а также ознакомится с жизнью в тылу – с работой санитаров и учёных.

Стоит еще зайти сюда: Новости науки и техники.

Источник статьи: «Поезд Победы» прибыл в Ижевск.