Поршневой группой трактора МТЗ-80, как и любого другого, является целый комплект деталей. Она состоит из поршня, пальца, колец и крепежей. Основных функций у поршневой группы МТЗ 80 всего две:
- принятие давления, возникающего из-за расширения газов, и передача его на коленвал мотора;
- уплотнение околопоршневой ёмкости цилиндров. Тем самым образуется препятствие для попадания смазочной жидкости и отработанного газа в картер техники.
Важно: степень уплотнения в данном случае – это определяющий фактор для нормальной работы любого поршневого силового агрегата. Даже в ходе ТО мотора в первую очередь внимание обращают на эту функцию.
Минусы недостаточного уплотнения
Если степень герметичности недостаточная, то в камеру сгорания попадает масло. Из-за этого повышается дымность выхлопа, мотор постепенно изнашивается и приходит в негодность, хотя и способен выдавать удовлетворительную мощность.
Поэтому крайне важно проводить регулярные ТО, устранять неполадки или даже выполнять замену поршневой группы.
Симптомы износа
Как понять, что поршневая группа требует замены? На тракторах МТЗ-80 диагностировать степень её износа можно по нескольким характерным признакам:
- увеличивается расход масла;
- повышается проникновение газов в полость около цилиндров.
Важно: при обнаружении плохого уплотнения сразу прибегают к диагностическим приёмам, чтобы оценить критичность ситуации. Если после осмотра выявлены параметры, значение которых превышает допустимый предел, дизельный движок подлежит разборке.
В ходе проведения ТО проводится демонтаж поддона на картере и головки блока цилиндров. В случае обнаружения трещин разборка прекращается. Мотор снимают с машины и отправляют на ремонт.
Слабыми местами цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) тракторов и тяжёлых спецмашин, которые чаще всего подвергаются износу, можно назвать: кольца, гильзы, втулки для верхнего узла шатуна, поршни.
Все перечисленные комплектующие требуют замены, иначе эксплуатация трактора будет невозможна.
Важно: если дефектов в работе нет, то снимаются масляный насосный агрегат, трубы и крышки на шатунных подшипниках. Сами поршни извлекаются в сборе с шатуном.
Особенности проведения ТО
Ненормированные нагрузки, тяжёлые условия эксплуатации спецтехники приводят к тому, что ЦПГ приходит в негодность. В таких случаях требуются разборка и последующий ремонт с заменой изношенных запчастей.
Важно: демонтируют дизель в закрытом помещении, хорошо защищённом от пыли. Если в ходе разборки или проверки состояния были обнаружены трещины, то смысла в этой манипуляции нет. Двигатель заменяется в сборе.
Специфика разборки и выполнение ТО
Чтобы проверить техническое состояние поршневой группы на тракторе МТЗ-80, нужно внимательно осмотреть весь узел. Для этого потребуется снять головку с блока цилиндров, вытереть мягкой тканью гильзы и определить их овальность в местах, где они больше всего изношены.
Важно: замеры выполняются специальным прибором – нутромером. Овальность гильз допускается в пределах до 0,12 мм, не больше.
Замена комплектующих выполняется в несколько стадий:
- Перед тем как снимать поршни, требуется удалить нагар на гильзе.
- Демонтируются нижняя крышка картера, прокладка.
- Коленвал вращается до тех пор, пока поршень первого цилиндра не установится в положение Н.М.Т.
- Снимаются крышки с шатуна, вкладыши. Обезличивать их нельзя.
- Поршень посредством лёгких постукиваний перемещается к верхней части блока и вынимается из гильзы вместе с шатуном. Не меняя положение коленвала, нужно снять деталь и с четвёртого цилиндра.
- Теперь нужно провернуть коленчатый вал на 180 градусов. После этого можно извлекать поршни с шатунами из второго и третьего цилиндров.
- Снимаются кольца.
Дальше нужно осмотреть цилиндры и поршни, проверить их техническое состояние, степень износа. Если выявлены повреждения, то следует заменить эти детали. Крайне важно вовремя проводить техосмотры, чтобы не допускать серьёзного износа и повреждений, иначе придётся выполнять дорогостоящий ремонт с полной заменой цилиндро-поршневой группы.