Президент России Владимир Путин предлагает создать координационный механизм в рамках газового союза, в который войдут Россия, Казахстан и Узбекистан. Руководители двух последних республик еще не приняли окончательного решения по этой инициативе, но шансы на положительный исход очень высоки.
В экспертном сообществе давно говорят о возможном появлении «газовой ОПЕК», но в предлагаемой конфигурации соглашение пока нельзя назвать чисто газовым картелем.
Да, в трех перечисленных странах есть значительные запасы газа. По данным британской BP, доказанные запасы России составляют 37,4 трлн кубометров (19,9% мировых запасов, первое место в мире), Казахстана — 2,3 трлн кубометров (2,8%), Узбекистана — 0,8 трлн кубометров (0,8 трлн кубометров). 4%). Все три страны имеют свободные ресурсы газа для расширения добычи, покрывая не только собственное потребление, но и значительные объемы экспорта. Исторически (и географически для Центральной Азии) экспорт оказался трубопроводным. В частности, на конец 2021 года Россия экспортировала по системе магистральных газопроводов 201,7 млрд кубометров газа, Казахстан — 10,6 млрд кубометров, Узбекистан — 4,5 млрд кубометров.
Это означает, что, за исключением России, речь идет о не очень крупных игроках газового рынка. Тот же Туркменистан (13,6 трлн кубометров, 7,2% мировых запасов газа) или Иран (32,1 трлн кубометров, 17,1%) выглядели бы гораздо уместнее в «газовой ОПЕК.
Но Казахстан и Узбекистан «продают» свое географическое положение. Таким образом, из 42 миллиардов кубометров туркменского экспорта львиная доля направляется в Китай по газопроводу через Узбекистан и Казахстан. То есть реализация инициативы Путина «привязывает» к ней Туркменистан, можно сказать, автоматически.
Также решаются пути реализации давно заявленного (но так и не строящегося) проекта магистрального газопровода ТАПИ мощностью 33 миллиарда кубометров в год, который соединит поставщиков газа в Туркменистане и СНГ через Афганистан с быстрорастущие рынки Пакистана и Индии (только за последние 20 лет спрос на газ там удвоился и продолжает расти, причем речь идет об объемах, сопоставимых с поставками российского газа в ЕС в предыдущие годы).
«Эксперт» ранее сообщал, что в октябре этого года было подписано соглашение на $44 млрд, согласно которому Россия примет участие в разработке газовых месторождений в Иране, строительстве газопроводов и регазификационных терминалов на юге страны (подробнее см.
Обратите внимание: По словам президента «АвтоВАЗа» Максима Соколова, рост показателей говорит о высокой эффективности госпрограмм льготного автокредитования.
«В один ров», № 48 за 2022 г.). Таким образом, в круг газового сотрудничества с Россией втягивается и Иран, хотя формально пока еще вне предполагаемого соглашения.Для России традиционными рынками экспорта газа были страны Европы (167 млрд куб м, или 82%, в 2021 г., в том числе 132 млрд куб м в страны ЕС). События этого года привели к фундаментальной реструктуризации газовых рынков. Проще говоря, газ из России стал «политически токсичным» для Запада, и перед Россией встала задача переориентировать экспортные поставки, чтобы обезопасить их от политических авантюр, таких как «маргинальное ценообразование» и предвзятый арбитраж.
Казахстан и Узбекистан в принципе могут помочь России как в увеличении поставок газа в Китай, так и в организации стабильного канала (при условии строительства подходящих магистральных газопроводов) экспортных поставок в Индию и Пакистан. И даже с экспортом в Европу через организованный в Турции газовый хаб.
Казахстан и Узбекистан сами столкнулись с увеличением внутреннего потребления газа и, следовательно, с истощением экспортных возможностей. Они уже экспортируют в Китай меньше, чем могли бы по долгосрочным контрактам. По мнению отраслевых экспертов, через пару лет Узбекистан может стать нетто-импортером газа, а через пять лет – Казахстан.
Однако можно будет организовать такую схему, как своп, где формально газ из Казахстана и Узбекистана будет экспортироваться в Европу (или газовую смесь, как это практикуется на нефтяном рынке, где всех полностью устраивают), а в выполнение своих экспортных контрактов с Китаем, а для внутреннего рынка - газ из России.
Другое дело, что все это должно быть оформлено юридически. На внутреннем рынке газа в России практикуются взаимозачетные схемы, когда «независимые производители» используют газотранспортную инфраструктуру «Газпрома». Однако принципиальная позиция России (как в отношении третьего энергетического пакета ЕС, так и в вопросе поставок газа из Средней Азии) долгое время была законодательно закрепленной экспортной монополией «Газпрома». Приходится учитывать огромный разброс цен на разных рынках газа.
Больше интересных статей здесь: Промышленность.