БРОНЕНОСЕЦ

БРОНЕНОСЕЦ

Броненосец — боевое морское судно, обшитое кованым железом либо медными или стальными пластинами, использующее артиллерию крупного калибра и являющееся основным классом кораблей конца XIX — начала XX в.

Причина, по которой становится необходимым бронировать корабли, была связана с улучшением артиллерийского оружия, которое было способно единым залпом уничтожить военно-морское судно. Поэтому в XIX в. появляются броненосцы во всех военно-морских флотах крупнейших капиталистических стран.

В 1861 г. было впервые бронировано русское судно (частично). Это была канонерская лодка «Опыт». Полное же бронирование было осуществлено на фрегатах «Севастополь» и «Петропавловск» в том же году. Первым русским броненосцем явилась английская плавучая батарея «Первенец». В 1864 г. вышел первый броненосец, построенный в России, который назывался «Не тронь меня». Он имел железный корпус. В 1863 г. началась постройка однобашенных лодок типа «Ураган». Броненосцы делились на казематные, брустверные и башенные (по способу защиты орудий). Первым бруствернобашенным кораблем стал «Петр Великий», спущенный на воду в 1877 г. В дальнейшем усовершенствование броненосцев шло по пути улучшения брони и вооружения. Рост качества брони в конце XIX в. сделал возможной установку более тонкой брони на броненосцах. С 1892 г. различают эскадренные броненосцы и броненосцы береговой охраны. Первые использовались в морских сражениях в составе эскадры, вторые — в обороне прибрежных районов и в боях с береговой артиллерией.

Водоизмещение береговых броненосцев составляло 10 000—17 000 т при скорости 18 узлов и дальности плавания 6000—8000 миль. На них устанавливалось 2—4 орудия 305—452 мм, большое количество орудий малого калибра и 4—6 торпедных аппаратов. Броня составляла до 450 мм. Наиболее крупными и хорошо вооруженными броненосцами являлись «Андрей Первозванный», «Цесаревич» («Гражданин» с 1917 г.) и «Император Павел I» (с 1917 г. «Республика»). Русский броненосный флот принимал участие в русско-японской войне 1904— 1905 гг. Война показала основные недостатки этого класса кораблей. К ним относятся низкая скорость, маленькая дальность плавания, плохая остойчивость и др. Последними русскими броненосцами являются спущенные на воду в 1911—1912 гг. корабли «Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Андрей Первозванный» и «Император Павел I». В 1907 г. броненосцы с орудиями более 305 мм причислены к линейным кораблям.

В истории России широко известен броненосец «Князь Потемкин-Таврический» своим восстанием в годы первой русской революции 1905—1907 гг. В этот период матросы броненосца, подняв красный флаг и не получив поддержки эскадры, ушли в Румынию, так и не сдавшись царским властям.

Другим известным броненосцем был «Громобой», спущенный на воду в Санкт-Петербурге в 1899 г. На его борту было четыре орудия 203-мм калибра, 22 орудия 152-мм калибра, 30 мелких орудий, четыре пулемета и четыре подводных минных аппарата. Только в 1904 г. «Громобой» затопил свыше десяти японских судов, принял участие в морском сражении против отряда японских крейсеров в Корейском проливе и выиграл его. В мае 1905 г. подорвался на мине заграждения, но смог дойти до берега. Был отремонтирован. В Первую мировую войну сражался в составе Балтийского флота.

Сегодня броненосцы применяют в качестве оборонь! береговой линии и для ведения боевых действий в стесненных районах. Водоизмещение современных броненосцев 4000—8000 т. Скорость хода 15—25 узлов. Броненосцы вооружены четырьмя орудиями 254—280-мм; 6—8 орудиями 120-мм; 8—12 зенитными пушками.