Казалось бы,
что такого важного в сегодняшнем дне - 5 февраля?
Однако именно в этот день 270 лет назад Елизаветой Петровной был подписан Указ, который определил жизнь России на столетия вперёд.
И чем дальше мы живём, тем жёстче мы обязаны следовать этому императорскому указу.
Но пока мы гуляем по петровскому Санкт-Петербургу.
Начало начал
Для строительства новой столицы требовалось огромное количество людей - от каменщиков и плотников до поваров, поскольку прибывшие
в Россию европейцы не могли есть нашу пищу. Потому и брали с собой, так скажем, частичку Родины - личных мундкохов или шеф-персональ.
Да и продукты для именитых архитекторов и художников привозились
из-за границы.
И вот представьте себе столпотворение на только-только появляющихся прошпектах будущей столицы - кареты с высокопоставленными особами, сани с обычными людьми, дрожки с камер-фурьерами, телеги и повозки
с булыжниками для мостовых, с кирпичами для крепости на Заячьем острове, с брёвнами для жилых, постоялых и государственных зданий.
И всё это двигалось, сталкивалось, пыталось разъехаться, орало
до хрипоты, било по лошадям, осыпало друг дружку проклятьями.
Казалось бы,
неразбериха неминуема.
Но!
1709 год.
Северной столице - всего шесть лет от роду.
Датский посланник Юст Юль при дворе Петра I многое видел,
многое подмечал и многому удивлялся:
"В России повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь
друг с другом, разъезжались, держась правой стороны."
Так было положено начало правостороннему движению по улицам российских городов, что и закрепила в своём Указе Елизавета Петровна от 5 февраля 1752 года - ровно 270 лет назад.
А ещё строго-настрого наказала "не ездить слишком шибко" -
прямо как в воду глядела императрица, учитывая сегодняшние реалии.
Вот говорят, просвещённая Европа. А мы, дескать, лаптем щи хлебали. Хлебали, да не лаптем, а ложкой. И первыми навели порядок на улицах - знай себе держись правой стороны, дабы и пешеходов видеть,
и со встречными каретами/санями/телегами не столкнуться.
После нас Франция поняла преимущество регулировки движения
на улицах. И в своём декрете (после свершившейся революции) было предписано двигаться по улицам Парижа и других городов также по правой - простонародной - стороне.
Когда Наполеон начал своё завоевательное "турне", он и тут подсуропил старушке Европе. На правостороннее движение перешли его союзники - Польша, Испания, Голландия, Италия, Швейцария, Германия. "Налево" ушли противники Наполеона - Британия, Португалия, Австро-Венгрия.
Причём Англия постаралась "отмазаться" от того факта, что причиной
её левосторонности стал корсиканец. Бриты предпочли придерживаться теории об осторожных кучерах - будто бы они боялись кнутом задеть пешеходов на правой стороне, потому и старались держаться левее.
Казалось бы,
да не всё ли равно - право... лево...
Однако существует не самая худшая версия, почему первоначально сделали упор именно на правостороннее движение.
Давайте порассуждаем.
Если брать совсем уж древние века, то богатыри у нас и позже рыцари Европы держали булавы/мечи/копья чаще в правой руке, а щиты - в левой. И разъезжались они левой - защищённой - стороной, если для схватки не было оснований. Возможно, где-то на подкорке осталось понимание, что левая сторона - безопаснее. Да и правшам - основной части населения - сподручнее ориентироваться именно по правой стороне. А левостороннее движение возникло не благодаря,
а вопреки - вот и весь сказ. И я согласна с данной версией. Но с интересом выслушаю и другие доводы, почему право, а не лево.
Кстати,
задолго до появления первого самодвижущего экипажа, т.е. автомобиля, корабли в огромном множестве бороздили моря и океаны.
Обратите внимание: Как финно-угорская «чудь» 1000 лет назад захватила Русь, построила Москву и стала пугать Европу.
И всегда суда расходились именно ЛЕВЫМ бортом. У моряков даже есть выражение: "Береги правый борт!"Казалось бы,
раз правая сторона - более безопасная, значит, и руль в машине лучше присобачить справа. Водитель может спокойно выходить из машины.
Он лучше контролирует обстановку при обгоне и видит пешеходов, собравшихся пересечь проезжую часть. Почтальон вообще может
не покидать машину, забирая корреспонденцию из почтового ящика.
Очень рекомендую посмотреть видео о НАМИ - первой марке автомобиля, выпускавшимся в нашей стране. Весьма занимательная информация.
Так в Российской империи, а потом в СССР, и было - руль справа.
До 1932 года.
Пока руководство Страны Советов не постановило:
- Хватит оглядываться на запад и копировать его капиталистические замашки!
В стране зарождающегося коммунизма было решено начать выпускать машины с левосторонним положением руля.
Вот опять - не благодаря, а вопреки.
Пока наш рынок не насытился средствами передвижения с указанным
в постановлении ЦК левым рулём, в СССР было разрешено пользоваться автомобилями также и праворульными. Но уже в 1937 году Ежовым был наложен окончательный запрет на машины с правым рулём. Исключением стали авто, изготовляемые на экспорт.
Залезла в свои закрома - альбомы для марок и нашла серию про автомобили СССР с 1932 по 1946 гг.
фото автораИ как вишенка на торте - марка с изображением Запорожца ЗАЗ-968, ласково прозванный в народе "мыльница".
"Запорожец" после развала СССР стал головной болью для владельцев. Ведь теперь "горбатый", он же "ушастый", он же "чебурашка" стал импортной машиной, и за его 23 лошадиных силы надо было платить довольно-таки большую пошлину.
Казалось бы,
"запорожец" - детище советского автомобилестроения. Хотя чего уж
греха таить, и "горбатый" был сконструирован по "мотивам" капиталистического автопрома - итальянского FIAT-600.
Но вот двигатель - это точно изобретение наших инженеров: четыре цилиндра, орущее охлаждение и весьма редкий V-образный двигатель,
к которому запчасти не найти было даже по блату. Потому что их просто не было.
Но вернёмся к сегодняшнему празднику по Указу Елизаветы Петровны.
Швеция до 1967 года оставалась единственной страной в Европе
с левосторонним движением. Она такая - Швеция эта. Упёртая,
как стадо стая племя викингов.
И вот наконец-то наступил День Х Dagen H - 03 сентября 1967 г.
Хронологическая последовательность исторического события:
4.50 утра
Все машины на улицах больших и малых городов Швеции, а также деревень, хуторов и пр. перестроились с левой стороны на правую.
5.00 утра
Машины начали своё правостороннее движение и двигаются в этом направлении до настоящего момента.
Ура! Свершилось!
Теперь вся Европа имеет правостороннее движение и левостороннее положение руля в автомобилях. Никогда ещё народы Старого света
не чувствовали такого плотного единения друг с другом😄👍
А так ничего особенного в этот день - 5 февраля - и не произошло...
Статьи, которые вам обязательно нужно прочитать👇
Матисс и его натурщицыБелая Орхидея25 июня 2020Город, где "М" есть, а "Ж" не предусмотреныБелая Орхидея24 августа 2020Последняя "малина" Лёньки ПантелееваБелая Орхидея21 ноября 2020Мода на... татарБелая Орхидея11 декабря 2020#история российского государства #история ссср в деталях #автомобилестроение #правила дорожного движения
Всегда рада читателям, лайкам
и подписке на мой канал - это вдохновляет!
Еще по теме здесь: История.
Источник: Ровно 270 лет назад за нас сделали выбор. Как оказалось, правильный.