РУДОЛЬФ ДИЗЕЛЬ (1858—1913)

Рудольф Дизель — выдающийся немецкий инженер-изобретатель.

В истории техники известны имена таких изобретателей, как Т. А. Эдисон, Н. Тесла, В. Г. Шухов, которые подарили миру сотни идей и решений. У Р. Дизеля только одно детище, но зато такое, без которого сегодня немыслим мир машин. Это — двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия, носящий имя его создателя.

Еще студентом Мюнхенской высшей политехнической школы Р. Дизель увлекся идеей повысить КПД паровой машины, который выше 10% поднять не удавалось. Но путь от теории к воплощению мечты оказался труден, потребовал многих лет творческого труда.

Наконец в 1892 г. Р. Дизель получил патент на изобретенный им четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. В цилиндре двигателя изобретатель решил сжимать не горючую смесь, а чистый воздух. И только к концу сжатия, когда температура достигала 600—650° С, в цилиндр под сильным давлением впрыскивалось жидкое топливо. Оно немедленно воспламенялось, и газы, расширяясь, двигали поршень. Так, Р. Дизелю удалось значительно повысить КПД двигателя. К тому же здесь не нужна была система зажигания. Двигатель Дизеля очень экономичен, работает на дешевом топливе.

Впервые построенный в 1897 г. двигатель Дизеля сразу же нашел применение, был оценен во многих странах.

Но у себя на родине Р. Дизель не нашел признания и тяжело это переживал.

Сентябрьским днем 1913 г. он сел на пароход, отправлявшийся в Лондон. Там его видели в последний раз. Обстоятельства его гибели остались неизвестными.

Созданный Дизелем двигатель продолжает работать и совершенствуется. Дизели приводят в действие суда, тепловозы, автомобили, тракторы...