САМОЛЕТ

САМОЛЕТ

Самолет — наиболее распространенный летательный аппарат тяжелее воздуха для полетов в атмосфере. Все самолеты имеют в своей конструкции одни и те же основные части: двигатели, крылья, фюзеляж, хвостовое оперение...

По типу двигателей различают винтомоторные, турбовинтовые и турбореактивные самолеты, по скорости — дозвуковые и сверхзвуковые. (Напомним, что скорость звука в воздухе 330 м/с.)

Крылья (одно — у моноплана, два — у биплана) обычно крепятся к фюзеляжу — корпусу самолета. Самолет поддерживает в воздухе подъемная сила крыла. При его движении набегающий поток воздуха неравномерно обтекает верхнюю и нижнюю поверхности крыла: сверху получается некоторое разрежение, снизу — повышенное давление (это достигается особой формой профиля крыльев и постановкой плоскости крыла под углом к воздушному потоку). В полете самолет как бы опирается крылом о воздух.

В фюзеляже размещаются кабина экипажа (в его составе — пилоты, штурманы, бортинженеры, радисты, стюардессы), салон для пассажиров, грузовые отсеки, оборудование. Хвостовое оперение самолета включает киль, заканчивающийся так называемым рулем направления, и стабилизатор, на котором расположены рули высоты .

Если опустить рули высоты вниз, на них снизу начинает сильнее давить поток воздуха, хвост самолета поднимается кверху — и самолет снижается. Управлению самолета с помощью руля высоты способствует подвижная часть руля — триммер.

При повороте, например, влево нужно повернуть в эту сторону руль направления — и под давлением воздушного потока на руль самолет развернется влево. Чтобы при этом самолет не потерял устойчивости, его накреняют при помощи устанавливаемых на крыльях рулей крена — элеронов.

Под обшивкой самолета его крылья и фюзеляж состоят из сложного переплетения различных деталей. Брусья, которые тянутся вдоль фюзеляжа, называются стрингерами; округлую форму в поперечнике ему придают шпангоуты. По всему размаху крыльев протянулись лонжероны (основные продольные несущие балки), а профиль крыла, его поперечное сечение определяют нервюры (поперечные элементы).

Для взлета и посадки на землю у самолета имеется специальное устройство — шасси. Гидросамолет при посадке на воду использует в качестве шасси корпус или поплавки.

Системы управления самолетом включают управление воздушными рулями, двигателями,

шасси, тормозами и т. д. Управляют самолетом с помощью штурвальной колонки или ручки управления и переключателей, расположенных в кабине экипажа. Для облегчения пилотирования и безопасности полета используются автопилоты и автоматические бортовые вычислители.

Самолет оборудован различными электро-и радиоприборами, обеспечивающими его управление, а также работу средств радиосвязи и радионавигации.

Еще до недавнего времени всем самолетам была необходима взлетно-посадочная полоса (см. Аэропорт). Но в последние годы положение начинает меняться. Появились самолеты с изменяемой геометрией крыла. На взлете крыло такого самолета отстоит от фюзеляжа почти под прямым углом, обеспечивая взлет после короткого разбега. Взлет произведен, обе части крыла прижимаются к фюзеляжу, и самолет, мгновенно набрав скорость, устремляется вверх, подобно ракете. При посадке, как и при взлете, крыло, снова изменяя свое положение по отношению к фюзеляжу, позволяет самолету быстро закончить пробег.

Самолеты вертикального взлета и посадки благодаря имеющимся у них специальным двигателям, создающим тягу в вертикальной плоскости, могут взлетать, как вертолеты, с места, и так же садиться.

Работа авиации очень важна для народного хозяйства нашей страны. Транспортные и пассажирские самолеты быстро доставляют пассажиров, почту и грузы в самые отдаленные области и районы. Самолеты-лаборатории ведут разведку полезных ископаемых, помогают синоптикам составлять точные прогнозы погоды, а картографам — подробные географические карты. Самолеты-разведчики наводят рыболовецкие флотилии на косяки рыбы, определяют наилучшие маршруты передвижения судов во льдах Арктики. Сельскохозяйственная авиация с воздуха вносит на поля удобрения, а также ведет обработку посевов гербицидами — химическими веществами, уничтожающими сорняки. Воздушные пожарные могут быстро обнаружить огонь в лесу и погасить пожар, а крылатая «скорая помощь» окажет необходимую помощь больному.

Бдительно охраняет небо нашей Родины авиация Военно-Воздушных Сил.