Сбор, обработка и анализ информации о надежности

В процессе эксплуатации, кроме использования оборудования по назначению и выполнения технического обслуживания, необходимо вести учет их работы и регистрировать неисправности, т. е. собирать информацию о надежности. Сбор, обработка и анализ информации о надежности производятся согласно руководящему документу по стандартизации РД 50-204-87.

Сбор информации о надежности изделий в эксплуатации проводят с целью получения данных, необходимых для: совершенствования конструкции изделий и технологии их изготовления; правил и методов эксплуатации и ремонта; контроля показателей надежности.

Задачами сбора и обработки информации являются:

1)    выявление конструктивных и технологических недостатков изделия, снижающих его надежность, а также недостатков в организации ремонта и эксплуатации;

2)    установление элементов и составных частей, лимитирующих надежность изделия;

3)    уточнение критериев отказов и предельных состояний;

4)    уточнение норм расхода запасных частей;

5)    оценка эффективности мероприятий по повышению надежности изделий.

На повышение качества выпускаемых изделий оказывает огромное влияние государственная система стандартизации. Но государственный стандарт может реально способствовать повышению надежности только в том случае, если соблюдение его требований будет неукоснительным.

Однако контролирующие органы смогут проверять соответствие фактической надежности требованиям стандарта, если будут иметь сведения о работе оборудования в реальных условиях эксплуатации. Вот почему необходим систематический сбор и анализ достоверной информации о работе и неисправностях оборудования.

Особенно большое значение имеет информация о надежности при проектировании нового оборудования. Сведения о надежности серийно выпускаемых приборов аналогичного типа позволяют выбрать оптимальную конструкцию разрабатываемого прибора, отобрать типовые узлы и комплектующие элементы. Кроме того, собранная информация помогает установить оптимальные нормы и виды технического обслуживания, соответствие ЗИП реальным потребностям, состав эксплуатационной документации и ее качество. Наконец, данные об отказах, возникающих в реальных условиях, являются наиболее ценным материалом при разработке оптимальной системы эксплуатации.

Для того чтобы информация о надежности могла принести пользу при решении только что перечисленных задач, она должна быть, прежде всего достоверной, полной и непрерывной.

Очевидно, что достоверность сведений является необходимым условием для эффективного решения любой задачи. Она определяется объективностью и зависит от подготовленности обслуживающего персонала. Под объективностью понимается своевременное и непредвзятое внесение сведений о работе приборов в документы учетного и отчетного характеров. Подготовленность обслуживающего персонала заключается в его умении правильно заполнять учетные документы. Для этого обслуживающий персонал должен заблаговременно подробно ознакомиться с формами учетных документов и порядком их заполнения. Очевидно, что чем проще форма учетных документов и подробнее инструкции о порядке их заполнения, тем меньше ошибок следует ожидать при внесении сведений.

Информация о работе и неисправностях приборов должна содержать полные сведения. При этом под такими сведениями следует понимать информацию, на основе которой можно оценить и проанализировать надежность не только оборудования в целом, но и всех его составных узлов и деталей. Кроме того, информация должна содержать сведения о режимах работы оборудования, условиях его эксплуатации и т. д.

Очень важно, чтобы информация о надежности была непрерывной. В учетные формы необходимо регулярно вносить данные о времени работы оборудования, о затратах времени на восстановление при устранении отказов, а также подробные сведения о неисправностях. Непрерывность информации позволяет сопоставлять сведения, относящиеся к различным моментам времени, что облегчает анализ информации и обеспечивает всестороннюю оценку надежности.

Все работы по сбору информации о надежности судового радионавигационного оборудования подчинены единой централизованной системе, которую можно представить следующим образом. На судах обслуживающий персонал, заполняя первичные формы учета работы приборов, обеспечивает накопление информации о надежности. Каждый квартал эти сведения переносят в отчетный документ и два его дубликата представляют в БЭРНК, которая, совместно со службой пароходства (компании, акционерного общества), один дубликат направляет в головную организацию, ответственную за работу по сбору и обработке информации о надежности, а другой — использует для анализа системы технического обслуживания на судах. Головная организация, выполнив обработку и анализ первичных материалов, составляет документы, в которые обязательно включает обобщенные данные по недостаткам приборов, а также рекомендации по их устранению. Эти документы и направляют предприятиям-изготовителям приборов.

Таким образом, наиболее ответственным исполнителем работ по сбору информации о надежности оборудования является судовой обслуживающий персонал. От того, насколько регулярно и добросовестно будут вноситься сведения о работе приборов в первичные формы учета, настолько эффективней будет конечная информация о надежности.

Кроме судового персонала, регистрацией первичной информации о надежности занимаются и специалисты БЭРНК. Как правило, они устраняют наиболее сложные неисправности. Поэтому можно полагать, что их записи в первичных формах учета являются более ценными, особенно при выявлении первичных неисправностей.