Сбор и обработка информации в соответствии с требованиями отраслевой нормативно-технической документации (НТД) устанавливает:
- структуру системы сбора и обработки информации в данной отрасли;
- методы планирования наблюдений;
- методы обработки информации и определения значений показателей надежности;
- требования к программам наблюдений по видам изделий;
- методы сбора информации;
- техническое обеспечение сбора и обработки информации;
- порядок разработки мероприятий и оценки их эффективности;
- правила передачи и обмена информацией;
- порядок использования информации на предприятиях и в организациях отрасли;
- способы автоматизации работ.
Методы планирования наблюдений и обработки информации устанавливаются в соответствии с требованиями ГОСТ 27.502-83 и ГОСТ 27.503-81.
Обработка информации включает:
1) классификацию и кодирование исходных данных;
2) контроль полноты, достоверности и однородности информации;
3) внесение уточнений в исходные данные (при необходимости);
4) копирование исходной информации (при необходимости);
5) перевод содержания исходной информации на машинные носители;
6) оценку показателей надежности;
7) классификацию причин отказов и предельных состояний по видам, связанным с изготовлением, ремонтом и эксплуатацией, и их анализ;
8) подготовку исходных данных для разработки мероприятий, направленных на выявление недостатков и повышение надежности изделий в эксплуатации.
В процессе анализа причин отказов и предельных состояний производят:
- систематизацию первичной информации по принятым признакам (условиям эксплуатации, наработке, виду отказавших составных частей и т. п.);
- выявление составных частей, лимитирующих надежность изделия;
- установление причин отказов;
- оценку эффективности конструкторско-технологических и (или) организационных мероприятий;
- определение законов распределения и оценку показателей надежности по статистическим данным;
- обработку информации о расходе запасных частей;
- выявление и систематизацию причин и продолжительности простоев изделий;
- сопоставление полученных данных с нормативами и данными по изделиям-аналогам;
- анализ и систематизацию данных об отказах комплектующих составных частей;
- выявление случаев нарушения требований эксплуатационной документации;
- разработку рекомендаций по устранению выявленных недостатков и дальнейшему повышению надежности изделий.
На судах сбор информации о надежности осуществляется путем внесения сведений в два вида документов: учетные и отчетные. В качестве первичных учетных документов используют формы из технического формуляра каждого из эксплуатируемых на судне приборов. Эти формы предусматривают регистрацию времени работы приборов, а также учет неисправностей.
Технические формуляры приборов должны содержать две формы для учета работы. Одна из них представлена в табл. 9.5
Учет часов работы должен начинаться с момента испытания прибора на предприятии-изготовителе. Во время эксплуатации заполнению подлежат колонки 1, 4, 5 и 6. Очень важно, чтобы заполнение этой формы осуществлялось сразу же по выполнении операций включения и выключения. Нельзя полагаться на память и откладывать заполнение формы до того момента, когда наступит необходимость составлять отчетный документ. Это очевидное требование относится в одинаковой мере к заполнению любых форм. При этом описывать надо только то, что непосредственно наблюдается. В табл. 9.6 показана еще одна форма, также предназначенная для учета времени работы прибора.
Данные из этих двух форм используют при определении таких показателей надежности, как наработка на отказ и коэффициент готовности.
Для учета неисправностей в техническом формуляре предусмотрена табл. 9.7.
Таблицу 9.7 заполняют во время эксплуатации приборов. В ней регистрируют все отказы по мере их возникновения. При этом учитывают не только существенные отказы, т. е. те, для устранения которых приходится заменять элементы и детали либо выполнять сложный ремонт, но и такие, устранение которых осуществляется путем регулировок, чисток и т. п. Эти сведения служат не только для установления чисто качественных заключений о приборе или его элементах, но и для определения количественных показателей безотказности и ремонтопригодности. Для определения показателей безотказности используют данные из всех трех форм.
Для того чтобы можно было определить такой показатель ремонтопригодности, как среднее время восстановления, необходимо в графу «Примечание» вносить сведения о времени, затраченном на устранение неисправности. При этом надо помнить, что длительность восстановления содержит время поиска причин отказа и время, затраченное непосредственно на устранение неисправности. Лучше эти два интервала времени давать раздельно. В графе «Примечание» отмечают район плавания, а также другие сведения, замечания и предложения, способствующие совершенствованию технического обслуживания.
По мере регулярного заполнения форм образуется история эксплуатации прибора. На основании этих сведений составляют ежеквартальные отчетные документы о надежности судового оборудования. Ценность данных технического формуляра, собранных за весь период эксплуатации оборудования, состоит в том, что обслуживающему персоналу предоставляется возможность анализировать неисправности и таким образом совершенствовать его обслуживание.
Для сбора информации о надежности судового оборудования создан унифицированный судовой документ, который называется Журналом регистрации отказов, дефектов и недостатков оборудования и расхода сменно-запасных частей.
Информацию о надежности оборудования радиосвязи и электрорадионавигации вносят в этот журнал. В журнале каждый лист имеет два дубликата, которым присваивают те же порядковые номера, что и основному листу.
Важна роль и администрации судна в поддержании надежности навигационного оборудования. Эта роль сводится к осуществлению строгого надзора за деятельностью обслуживающего персонала, за строгим выполнением указаний наставления, которые предписывают обязательно отмечать в акте приема-сдачи приборов; наличие эксплуатационной документации у каждого прибора; наличие записей в формах технических формуляров о работе и неисправностях; состояние комплектации ЗИП, согласно ведомостям - каждого из приборов.
В заключение следует отметить, что современное состояние теории надежности позволяет достаточно корректно оценивать показатели надежности судовой техники. При этом используются различные методы: расчет, лабораторные испытания, сбор и обработка статистической информации в эксплуатационных условиях. Последний метод является наиболее эффективным, так как позволяет учитывать комплексное влияние на надежность всех эксплуатационных факторов, трудновоспроизводимых при испытаниях, не требуются затраты на создание испытательных стендов. К особенностям метода следует отнести большую длительность сроков накопления статистической информации и сложности учета наработки оборудования в условиях эксплуатации.