Сергей Королев: Главный по космосу

Его «лишили» имени – для современников Королев был Главным конструктором, а документы подписывал аббревиатурой СП. Тост в его день рождения – святая традиция для космонавтов на орбите. Его именем названы пик на Памире, перевал на Тянь-Шане, астероид и горная цепь на Луне. А если бы не преждевременная смерть – первыми лунную пыль наверняка топтали бы советские космонавты.

Рожденный творить

Будущий Главный конструктор родился в канун Нового года по старому стилю – 12 января 1907 года. Отец, Павел Яковлевич, преподавал русскую словесность в одной из гимназий Житомира. Мама, Мария Николаевна, была домохозяйкой. В три года, после развода родителей, Сережу забрали к себе родители матери в Нежин, где он прожил до 1916 года. Дедушка и бабушка очень любили внука, но чрезмерная опека практически лишила его полноценного детства – мальчика даже за калитку не выпускали, опасаясь того, что его может «украсть» отец. Именно в Нежине Сергей впервые столкнулся с аэропланами - в 1911 году в город прилетел знаменитый русский летчик Уточкин. Увиденное сильно впечатлило Королева и оказало немалое влияние на его будущий выбор профессии.

Сережа Королев. Фото: itvek.com

В 1916 году вместе с мамой и отчимом Сергей переехал в Киев, а затем в Одессу. Поступив в гимназию, через год Королев был вынужден перейти на домашнее обучение, так как после революции учебное заведение закрыли. Но Сергей сильно не переживал - в начале двадцатых годов в Одессе организуют отряд гидросамолетов, и у мальчишки была возможность целыми днями пропадать в мастерских отряда, сначала наблюдая за работой механиков, а со временем и помогая им.

В 1922 году Королев поступает в Одесскую строительную профессиональную школу, и параллельно записывается в кружок авиамоделирования – в Советах в то время уделяли огромное значение техническому развитию молодежи, повсеместно открывая различные общества, кружки и клубы. Уже к 17 годам Королев разрабатывает свой первый проект планера, и его «безмоторный самолет К5» рекомендуют к постройке.

Королев с юности мечтал о небе. Фото: itvek.com

В 1924 году Сергей становится студентом механического факультета Киевского политехнического института, но через два года, стремясь получить именно авиационное техническое образование, переводится на вечернее отделение Бауманки в Москву.

Учебу в институте Королев совмещал с занятиями в Московской планерной школе, работой на авиационном заводе в Филях и практикой в конструкторском бюро Туполева. Но планеров парню было мало – он грезил высотными полетами и мечтал о стратосфере. Масла в огонь добавила встреча с Константином Циолковским – знаменитый ученый посоветовал молодому конструктору заняться полетами в космос, подарил свою книгу «Космические ракетные поезда» и порекомендовал познакомиться с инженером Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) Фридрихом Цандером.

Планер К-5 Сергея Королева. Фото: kosmo-museum.ru

Буквально сразу после выпуска из института Королев заболевает брюшным тифом. Осложнения потребовали серьезной операции, в итоге трепанация черепа и временная нетрудоспособность на полгода. За время реабилитации Сергей штудирует работы Циолковского, все больше проникаясь идеями ракетостроения.

Весной 1931 года Королева берут на работу старшим инженером в ЦАГИ. Летом этого же года он играет свадьбу с Ксенией Винцентини, в которую был влюблен со школы и чьей руки добивался все эти годы.

Сергей Королев с женой Ксенией и дочерью Натальей. Фото: newrezume.org

К осени при содействии Фридриха Цандера молодой конструктор добивается создания Группы изучения реактивного движения (ГИРД) при Осоавиахиме, которая в итоге становится первым в истории страны конструкторским бюро по разработке ракетных двигателей и летательных аппаратов. Сотрудники созданной на общественных началах ГИРД поначалу работали на чистом энтузиазме, не получая ни зарплаты, ни продовольственных карточек. Необходимое оборудование закупали на личные средства. Именно здесь были созданы и испытаны первые советские жидкостные ракеты ГИРД-09 и ГИРД-10. В итоге такие творческая и профессиональная самоотверженность не остались незамеченными, и руководство Осоавиахима решило взять ГИРД «на довольствие».

Первые советские ракеты на жидком топливе ГИРД-09 (слева) и ГИРД-10. Фото: wikimedioc.com

Через два года по протекции заместителя наркома обороны Тухачевского, рьяно поддерживающего ракетчиков, Реввоенсовета принимает решение о создании в Москве Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ), в который вошли ГИРД и Ленинградская Газодинамическая лаборатория. Королев становится заместителем директора института, но вскоре его понижают в должности до начальника отдела ракетных летательных аппаратов – к ракетопланам, которыми занимался конструктор, руководство страны относилось скептически, считая их второстепенными проектами. От сотрудников РНИИ в первую очередь требовали новых перспективных вооружений, каким явилась в том числе созданная в стенах института знаменитая «Катюша».

Сергей Королев (второй справа) с коллегами по РНИИ, 1935 год. Фото: alternathistory.com

Несломленный

Летом 1937 года маршала Тухачевского вместе с другими военачальниками арестовывают и расстреливают. В это же время под арест попадают ряд сотрудников института по обвинению в троцкизме. Через год «забирают» Королева. Поводом послужила авария на очередных испытаниях ракеты. Конструктора обвиняют в антисоветчине, вредительстве и саботаже. Свидетельствовали против Сергея Павловича его же коллеги-ученые из института, арестованные несколькими месяцами ранее.

Два месяца допросов, короткий суд и приговор – 10 лет каторги на колымских приисках.

Обратите внимание: СЕРГЕЙ РЯЗАНСКИЙ: «ЖИТЕЛИ ЗЕМЛИ – БОЛЬШОЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭКИПАЖ».

В 1939 году после многочисленных обращений родственников Королева дело было отправлено на пересмотр, и в итоге приговор «смягчили» до 8 лет с отбыванием в спецтюрьме НКВД. Год Сергей Павлович добирался до Москвы: доехав с прииска до Магадана, он опоздал на пароход, что в итоге спасло ему жизнь – судно «Индигирка» так и не дошло до Владивостока, напоровшись на скалы и затонув со всем экипажем и пассажирами. В ожидании следующей навигации перебивался случайными заработками – ремонтировал обувь, работал кочегаром, разнорабочим. По приезду в Находку заболел цингой, уже больного его сняли с поезда в Хабаровске. Выжил благодаря сердобольному местному старичку, который подобрал больного и увез в сопки, буквально за неделю поставив его на ноги с помощью простой черемши.

Прииск Мальдяк, куда был сослан Сергей Королев. Фото: wikimapia.org

В 1940 году Королев наконец-то добрался до столицы, где следующие четыре года трудился в «шарашке» - закрытое конструкторское бюро для ученых-арестантов. Под руководством также арестованного в 1937 году известного авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева, который в свое время был руководителем дипломной работы Королева.

В 1944 году конструктора досрочно освобождают и в составе технической комиссии отправляют в Германию изучать трофейную ракетную технику. По итогу командировки команда под руководством Королева из немецких узлов ФАУ-2 создает ракету А-4, которая стала прототипом отечественной Р-1. Через два года в подмосковном Калининграде (сегодня город Королев) создается засекреченный НИИ-88, куда Сергей Павлович назначается главным конструктором. Его зоной ответственности были разработка и создание баллистических ракет дальнего действия. К этому времени Королев разводится с женой, которая не хотела «делить мужа с работой». В холостяках конструктор был не долго – буквально через год женится на сотруднице бюро переводов института Нине Котенковой. Как оказалось, в этот раз уже на всю жизнь.

Сергей Королев с супругой Ниной Котенковой. Фото: emaze.com

Дорога к звездам

В 50-е годы КБ, возглавляемое Королевым, конечно же занималось ракетами. Здесь конструктор заложил основу мобильным баллистическим ракетам как наземного, так и морского базирования. На то время это было революцией в мировом ракетостроении. Главным же итогом работы конструктора в НИИ-88 стали первая советская стратегическая ракета с ядерным боезапасом Р-5М, на основе которой создавался ядерный щит страны. И межконтинентальная ракета Р-7, достигающая первой космической скорости.

Стратегическая баллистическая ракета Р-5М с ядерным боезапасом. Фото: pinterest.nz

В 1955 году Королев с коллегами Мстиславом Келдышем и Михаилом Тихонравовым обратились в правительство, предложив программу по выводу искусственного спутника Земли с помощью ракеты Р-7. Инициативу одобрили, бюро Королева ОКБ-1 вывели из состава института, сделав самостоятельной организацией под руководством Сергея Павловича.

Уже через два года команда Главного конструктора выводит на орбиту первый спутник, дав начало новой, космической эпохи в истории человечества. Когда о запуске советского спутника доложили президенту США Эйзенхаэуэру, тот просто не поверил, заявив, что скорее в Советах новая революция случится, чем те выведут аппарат на орбиту.

Первый спутник Земли. Фото: ng.opera.news

ОКБ-1 под руководством Главного конструктора продолжало работать над космической программой страны, параллельно с совершенствованием ракетной техники изучая и влияние солнечного и космического излучений, магнитного поля Земли в условиях орбитального полета, невесомости и перегрузок на живые организмы. Всего с момента запуска спутника до первого полета человека было произведено более семи десятков ракетных пусков.

После знаменитого полета Юрия Гагарина Главный конструктор вывел в космос еще десятерых космонавтов. Под руководством Королева Алексей Леонов впервые вышел в открытый космос. Четыре полета автоматических аппаратов на Луну – это ему принадлежит знаменитая фраза «Поверхность Луны считать твердой!», когда в ходе совещания коллеги опасались, что автоматический модель при посадке «утонет» в лунной пыли.

Юрий Гагарин со своим "космическим папой". Фото: bykvu.com

Королев никогда не стремился к славе, его трудно обвинить в тщеславии – главным для него было дело, Дело всей его жизни. Именно поэтому он в 1953 году, пройдя каторгу и репрессии, вступил в партию – чтобы ничего не мешало работать ему и его коллективу, за который Сергей Павлович нес ответственность прежде всего перед самим собой. Он спокойно относился к обезличенному Главный конструктор и СП – Дело прежде всего!

"Восток" - детище Главного конструктора. Фото: ppt-online.org

С начала 60-х Сергей Павлович активно работал над проектом орбитальной станции «Союз». Но до запуска станции, к сожалению, не дожил. При операции на кишечник у Королева обнаружили опухоль. Сердце ученого не выдержало интенсивного наркоза, плюс возникли проблемы с интубацией из-за сломанной в свое время при допросах челюсти. 14 января 1966 года его не стало - он прожил всего два дня только отпразднованного 59-летия. А на следующий день из официального некролога весь мир узнал настоящее имя Главного конструктора.

Захоронение Сергей Павловича Королева в Кремлевской стене.Фото: mlrd.net

Похороны Сергей Павловича Королева прошли 18 января на Красной площади. Урну с прахом Главного конструктора захоронили в Кремлевской стене.

Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Хотите высказать свое мнение - не стесняйтесь, комментируйте. А лучше всего - подписывайтесь в раздел "ЛикИстории".

Что еще можно почитать:

Семен Фарада: Уно Моменто гения эпизода...

Эдуард Успенский: как правильно есть бутерброды и откуда у Чебурашки такие уши…

Ольга Аросева: просила милостыню в Праге и сама водила троллейбус

Леонид Броневой: играл в домино на деньги, чтобы купить еды для дочери

Павел Третьяков: Хранитель русского искусства

Валентин Гафт: "Я в жизни переторопился, а надо было замедлять..."

Михаил Румянцев: знаменитый Карандаш – Великий маленький человек

Нина Дорошина: символ и легенда «Современника»

Евгений Дворжецкий: жизнь похожая на вспышку

Белла Ахмадулина: последний лирик ХХ века.

#знаменитости #космос #ракеты и техника #сергей королев #изобретатель #могилы знаменитостей #полеты в космос

Еще по теме здесь: Космос.

Источник: Сергей Королев: Главный по космосу.