Славный Святослав: жизнь как поэма. Часть первая - копьё Одина и сила Дажьбога

Придворная древнерусская поэзия X века, появившись при Игоре и Ольге, достигла своего расцвета в короткое правление их сына Святослава. Сама жизнь Святослава была достойна воспевания песнотворцами: это был полководец, живший в походах и буквально сложивший свою голову в битве.

Предлагаем познакомиться с малоизвестными эпизодами его мистической жизни, начиная с детства - когда впервые проявились сверхъестественные способности Святослава-воина.

Княгиня Ольга и её сын Святослав

Славянин среди викингов

Впервые Святослав упоминается в договоре 944 года: его посол занимает вторую позицию после посланника отца, великого князя русского.

Изучая имена князей, купцов и послов из этого документа, невольно приходишь к выводу, что власть на Руси принадлежала варягам, среди которых человек с именем Святослав смотрелся необычно.

Действительно, в княжеской семье все носили скандинавские имена: Игорь, Ольга, два племянника великого князя - Игорь и Якун - а также ещё один близкий родственник по имени Улеб. В повторении имён и их частей видится некая традиция скандинавского имяславия и даже связь со скандинавскими сагами и мифами.

Раскопки ладьи Сальме-2 на о . Сааремаа (Эстония). Захоронение "первых викингов" сер.VIII века. Предположительно, могила шведского конунга Ингвара.

Так, имя Ингварь носил шведский конунг, который одним из первых отправился "на Восток", в земли эстов, и с чьей гибели в середине VIII века теперь принято начинать эпоху викингов в Восточной Европе. В XVII веке шведы даже пытались возвести к нему "русскую" династию Радбарта.

Имена Ольги и Олега, напротив, отсылают нас к условно датской группировке знати из числа варягов. Имя Хельги носил один из датских конунгов во второй половине IX века. Поэтому союз Игоря и Ольги выглядит весьма важным для стабильности власти русского князя.

Но как и почему в голову Игоря пришла идея назвать своего наследника славянским именем Святослав? Ведь, со времени первого упоминания славянского имени Ярослава около 809 года, мы не встречаем в русских землях славянских имён князей.

Древнейшая русская надпись первой половины X века из Гнёздово (Смоленск). Найдена на корчаге из могилы скандинавского облика. В надписи использована руна (или тамга) и знаки кириллицы (или греческого алфавита). Читается как "гороуна", то есть как славянское имя владельца - Горуны или Горуна.

Всё дело в том, что, как мы выяснили в очерке о клятве Игоря, к 944 году огромная русская армия говорила на славянском языке. Все новые русские города при Игоре также носили славянские названия. А княжеская канцелярия в Киеве и купцы из Смоленска пользовались славянской письменностью. Закон русский в договорах также был записан славянской кириллицей.

Поэтому и имя наследника в такой обстановке должно было звучать на государственном языке Руси. И это имя было Святослав.

Что оно значило?

Священный, быстрый, славный

Игорь должен был обратиться к славянской традиции имяславия, которая была тесно связана с ремеслом песнотворцев.

Есть предположение, что имя Святослав связано с именами Олега ("святой") и Рюрика ("славный правитель"). Но, как мы знаем, по отношению к Рюрику, о котором в X веке ничего не знали, эта гипотеза не верна. А вот ссылкой на Олега имя Святослава вполне может быть.

Олег в первой половине X века был известен как удачливый правитель, который мог бросить вызов "оракулам" и избежал предсказанной ему смерти в походе на Византию. Именно на эту сверхъестественную удачливость Олега мог ориентироваться инициатор имянаречения Святослава.

Кто же подсказал Игорю имя для наследника?

В его окружении в эти годы был человек, который по долгу службы хорошо разбирался в значениях имён на разных языках. Это посол Вуефаст, который в 941-944 годах и представлял в Византии малыша Святослава.

Русские послы князя Игоря при дворе византийского императора около 944 года. Миниатюра Радзивилловской летописи. Среди послов - Вуефаст.

Есть все основания считать, что Вуефаст (Vifastr) трактовал своё имя для Святослава, так как его второй корень означает "быстрый". Легко заметить по описанию летописи, что быстрота для Святослава выступала как кредо полководца. Вероятно, общение со своим послом на тему значения его имени оказало серьёзное влияние на мировоззрение малолетнего княжича .

И именно Вуефаст мог предложить назвать наследника именем, содержащим корень "свят" ("святой, священный"), так как и в его собственном имени имелся корень со схожим смыслом - vi, означающий "священный (храм)". Ольга, носившая женский вариант имени Олега, также, несомненно, была за такой выбор имени сына.

Второй же корень имени княжича был, наверняка, предложен его родственницей, Предславой, также упомянутой в договоре.

Её имя говорит о знатном славянском происхождении (Предслав - имя в династии Великой Моравии) и о связи с династией Рюриковичей (Предслава - сестра Ярослава Мудрого). Судя по расстановке имён в тексте 944 года, Предслава была женой Игоря, племянника великого князя, и матерью их сына Володислава, второго представителя княжеской элиты со славянским именем помимо Святослава.

Корень "слав" означает "славный" или "славящий". Он характерен для княжеских имён славян, начиная с VIII века и напрямую связан с расцветом песнотворчества и имяславия.

Имя Предславы означает "предшествующая славе" или "передняя (будущая) слава". Имя Володислав можно понимать как "владеющий славой" (так трактовалось имя в начале XI века) и вот как раз оно может быть ссылкой на имя отца Игоря с корнем "-рик" - например, Харек (Hárekr, "высокий правитель") из саг.

Имя Святослава, таким образом, может означать "священно славный".

Наследник Великой Швеции и "славы росов"

По данным Константина Багрянородного, Святослав уже при жизни Игоря правил в Новгороде. Это, по мнению некоторых исследователей, может указывать на его сознательный возраст к 945 году, когда погиб Игорь.

Но русская летопись говорит, что Святослав был тогда ещё слишком мал, так что бразды правления взяла на себя его мать Ольга, руководившая государством до 962 года ( в летописи - 964 год).

Примирить два известия о ранних годах Святослава можно при условии номинальности его княжения. Практика назначения в Новгород малолетнего наследника повторилась при самом Святославе, пославшем туда младенца Владимира править под присмотром его дяди Добрыни.

Летопись называет двух воспитателей Святослава - кормильца Асмуда и воеводу Свенельда - тем самым указывая на реальных руководителей государства и войска при малолетнем князе. Новгородский летописец даже указывает, что Свенельд занял "место" Олега.

Свенельд лично управлял значительными территориями на юге Руси, был богат и руководил обособленной многотысячной армией. Он также скреплял своей подписью международные документы Руси вместе с князем.

Нужно ли говорить, что Свенельд и Асмуд были носителями скандинавской культуры?

Само имя Свенельда (Свѣнгельд) означает "шведское золото" и может быть связано со шведской группировкой варягов на Руси. Асмуд, возможно, стал прототипом Асмунда из саги об Одде Стреле, которая сложилась не ранее XI-XIII веков на основе песни о вещем Олеге.

Для этих варягов, воспитывавших Святослава, его имя могло напоминать о Великой Швеции (Свитьод) и о шведах. Дело в том, что носовое "я" слышалось как "ен" и имя в X веке звучало как Свентослав и было созвучно имени Свѣн, которое было популярно в русской элите, и имени самого Свѣнгельда.

Антинорманнисты указывают, что сами шведы слышали имя как Свантослав (ср. с Svantopolk, Svante), но и в данном случае оно созвучно с именем Сванхейд, родственницы Святослава, с которым мы ранее связали представление о Руси как о наследнице державы Германариха.

Бог Один на восьминогом коне Слейпнире. Камень с о. Готланд, 9 век.

Звучание имени Свентослава будило у его окружения воспоминания о шведских предках и о богах-асах, правивших во главе с Одином в Великой Швеции, которая географически частично совпадала с Русью.

Вместе с тем идентичность самого Святослава не была скандинавской. Он чётко отождествлял себя с русами как минимум в двух поколениях. Лев Диакон цитирует слова князя, сказанные им в 971 году, о славе, "которая шествовала вслед за войском росов, легко побеждавшим соседние народы и без кровопролития порабощавшим целые страны".

Русская идентичность не сводилась к эддическим мифам, а была связана с реальным расширением территории Руси в IX-X веках, занявшей в историческом пространстве место мифической Великой Швеции.

Княжение самого Святослава также началось с победы. В её описании отразилось отношение современников маленького правителя к его свойствам как носителя некоего священства, о котором говорилось в его имени.

Копьё Одина в руках Святослава

В летописи рассказывается, как Святослав в 945 году, восседая на коне, начал битву руси с древлянами: он бросил копьё в сторону вражеского войска. Копьё пролетело между ушей коня и упало на землю. Чтобы воодушевить воинов, Свенельд и Асмуд обратились к ним с короткой речью:

«Князь уже почалъ, потягнемъ, дружино, по князи».

Битва началась, и древляне под натиском бежали с поля боя, уступив княжеской дружине.

Битва руси и древлян, 945 год.

Неудачный бросок как элемент биографии вводит читателей "Повести временных лет" в замешательство. И ещё трудней понять, чем же должен был гордиться сам Святослав, слушая этот рассказ о детском конфузе.

Ясно, что победа русичей оправдывает малолетнего неумёху, но на самом деле смысл этого броска выходит далеко за военно-бытовые рамки.

Бросок имел символическое значение и принёс победу Святославу, так как князь обладал не физической, а магической силой.

Обратите внимание: Ложь и мифы СССР. Часть 3-я..

В Устюжской летописи есть удивительное дополнение к этому рассказу. В нём неожиданно сказано:

«И посаби бог Святославу, и победи древляны».

Получается, что христианский Бог почему-то помог Святославу победить.

Аналогичный случай описывается в летописи под 1111 годом, когда Владимиру Мономаху в битве с половцами помогают победить ангелы. Их помощь заключалась в буквальном участии в битве: ангел скакал над войском, вгоняя половецких воинов в страх, и срубая им головы.

Если упомянутое дополнение о помощи Святославу восходит к тексту летописца Ярослава Мудрого, то логичнее предположить, что помощь Святославу оказывал не христианский Бог, а какой-то из воинственных языческих богов. По описанию битвы можно сказать, что таким богом был скандинавский Один.

Своим действием юный князь повторял бросок бога Одина в войне асов и ванов:

fleygði Óðinn
ok í fólk um skaut;
þat var enn fólkvíg
fyrst í heimi.
В войско метнул
Один копье,
это тоже свершилось
в дни первой войны.

Если картина «пособления» Святославу была схожей с битвой, в которой участвовали ангелы, то легче всего предположить, что над полем битвы скакали скандинавские валькирии, посланные Одином, выбирая, кому умереть. Есть вариант, что и сам Один участвовал в битве на стороне Святослава, помогая своему подопечному последователю.

В летописном описании битвы русов с древлянами, возможно, есть ссылка на цитируемое место "Эдды": в нём впервые применяется слово "полк" для обозначения войска. "И снемъшемася обѣма полкома на скупь". Слово "полк" - это калька с готского folk ("народ"), которое в скандинавской "Эдде" использовано также в значении войска.

Словосочетание ok í fólk um skaut повторяется в созвучном "полкома на скупь" без повторения смысла skaut и скупь. Такая игра слов характерна для русских песнотворцев.

Будет несколько смелым заметить, что словосочетание, ставшее названием "Слова о полку Игореве" содержит созвучие слову folkvig ("война, народоубийство"), а словосочетание folkvig fyrst ihęimi ("война первая в мире") созвучно фразе "първыхъ временъ усобице" из русской поэмы.

Сам автор "Слова" мог и не знать об этих созвучиях, но заимствовать их из наследия Бояна, который, судя по некоторым признакам, сам был наследником имяславия Игоря Старого, восходящего к песнотворцам времён князя Владимира Святого. А уж в то время, в X веке, русские песнотворцы вполне могли делать в своих произведениях отсылки на скандинавскую эддическую поэзию (о чём мы уже писали - тут и тут).

Одна из реконструкций расположения Великой Швеции.

Святослав и его войско уподоблялись в таком случае асам (имя Асмуда намекает на знание об этих богах в окружении князя), а древляне - ванам. Но в случае с описываемой битвой победу одержали русы-асы, а не ваны. Это пример часто применяемого на Руси сюжета-"перевёртыша".

Образ Ольги в этой истории также становится перевёртышем ванской ведьмы Гулльвейг (Хейд), которую трижды сжигали, но она трижды выживала. Ольга трижды отомстит древлянам огнём, а сама выживет во время похода в загробные "дерева".

Возможно, эти сопоставления кажутся натяжками. Но и в славянском язычестве Святослав занял почётное место, связанное с богами.

Святой и светлый

Для славян имя Святослава было созвучно имени солнечного божества Святовида, который у западных славян почитался как верховный бог-воитель. Это может быть связано с западным происхождением имён династии рюриковичей. Так, княжеское имя Святослава известно в польских (поморских) землях.

Схожее имя носили князья Великой Моравии - Святополки. Имя Святополк как раз и обозначает "священную битву", которая фигурирует в нашем сравнении первой битвы князя с первой в мире войной. И именно его будет носить внук Святослава - Святополк Окаянный (что косвенно может датировать рассказ о первой битве малолетнего Святослава временем не позднее 980 года).

Бог-воитель на коне (Святовид?). Изображение на грани Збручского идола, X век.

На Руси Святовида не почитали, но князья считались потомками другого солнечного божества. В "Слове о полку Игореве" русичи названы внуками Дажьбога, который почитался в Киеве наряду с Перуном. Автор поэмы связывает этого бога с "силой", то есть с войском, что делает Дажьбога тождественным Святовиду по воинским функциям. В летописном же рассказе Дажьбог назван ещё и первым солнце-царём.

Именно с солнечным происхождением власти князей у славян связывают и высший титул славянских правителей - "светлый князь". Имя Святослава было созвучно этому титулу, делало отсылку к божественному и солнечному его происхождению для славянских подданных. Арабские авторы, кстати, пишут, что часто имена славянских князей были и титулами (это, видимо, отражает традицию имяславия).

Титул светлого князя носил правитель славянского государства со столицей в городе Хорват в 30-е годы IX века. Арабские авторы говорят, что он означал "князь князей". Этот же титул упоминается в договоре Олега с Византией 911 года, которым руководствовался и Игорь.

Русский князь, как и правитель белых хорват, ездил в полюдье, символизируя солнце, путешествующее по своим владениям. Князь был потомком солнца, а дань ему воспринималась как дары божеству. На этом была построена легитимность киевского князя. Подражая славянским правителям в образе жизни и устройстве государства, Игорь использовал и подходящее имя для своего наследника.

Так что победа Святослава была показателем священства не только с точки зрения скандинавского язычества, но и для славян-язычников.

"Вазнь благая"

«Пособие» бога Святославу в битве с древлянами было мистическим актом. И если в скандинавской традиции был термин хамингья, обозначающий сверхъестественное везение вождя, то у славян имелось своё обозначение для такого рода свойств воителя.

В переводе «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия (XI век) подобное «везение» описано словами:

«Вазнь благоу прiимше wдолѣша».

То есть воин мог победить в битве благодаря некой благодатной "вазни". Термин этот вошёл в русскую поэзию.

В «Слове о полку Игореве» упоминается «вазнь» Всеслава, князя, который мог перемещаться в образе волка или «лютого зверя», был почитателем языческих гаданий перед битвами и родился "от волхования". Некоторые исследователи русской поэмы трактуют "вазнь" Всеслава как "удачу, полученную с помощью колдовства".

«Вазнь» – это свойство воина, схожее с объективной «славой», которую получают или добывают своими действиями, но она в отличие от славы даётся свыше. Ещё в VI веке описывается обычай славян покупать помощь бога-громовержца с помощью жертв. С этой точки зрения "пособие" от бога, упомянутое в летописи по отношению к Святославу, более точно описывается славянским понятием "вазнь", чем скандинавским хамингья.

Именно наличие "благой вазни" в жизни Святослава может объяснить многое из его действий и слов. Не только сам князь, но и его окружение верило в наличие у него божественного пособия.

Святослав, отвечая матери-христианке Ольге о причинах, по которым он не мог принять православие, говорит:

«А дружина моя сему смѣяти начнут».

Князь боялся, что дружина будет смеяться над ним, так как его военная удача полностью проистекала от языческих богов.

Боги Святослава

Язычество Святослава было неподдельным и воинствующим. Летописец глухо вспоминает о том, как поколение отца Владимира отвергло западное христианство: «Яко отци наши сего не прияли суть». Речь идёт, конечно, о событиях 961 года, когда, судя по всему, молодой Святослав подверг репрессиям миссионеров, приглашённых матерью.

Статуэтка скандинавского бога Тора из Чёрной могилы (Чернигов), X век. Орнамент на фигурке демонстрирует восточные мотивы в одежде персонажа.

Более того, новгородские летописи сохранили оговорку летописца Ярослава, что священник при княгине Ольге в 969 году находился "тайно". То есть репрессиям были подвергнуты и киевские христиане. Татищев даже пишет о казнях и разрушении церквей, но археологи не убеждены в таком повороте событий.

О язычестве князя говорит и «Повесть временных лет»: «Онъ же не послуша матери и творяше норовы поганьскыя». В этой фразе слова «творяше норовы» маркирует активную языческую позицию Святослава и даже конкретные ритуальные действия, которых придерживался князь.

Из договора 971 года мы знаем, что главными богами Руси при Святославе были громовержец Перун и "скотий бог" Волос. Также Лев Диакон описывает ночные кровавые жертвоприношения Святослава в разгар осады византийской армией русов в Доростоле в июле 971 года, непосредственно в дни праздников Перуна.

Безусловно, жертвы, приносимые Святославом, были направлены на получение (возвращение) "вазни" от богов перед решающей битвой. Тогда воинская удача не вернулась к Святославу. Но он многое успел сделать, опираясь на свой мистический дар, за короткое правление, которое он провёл в походах.

Об этом - в следующих очерках, посвящённых русскому песнотворчеству X века. Мы познакомимся с самым ярким произведением - похвалой молодому Святославу.

Оставайтесь в разделе.

#древняя русь #славяне #викинги #летописи #славянское язычество #скандинавская мифология #история россии #история украины

Еще по теме здесь: История.

Источник: Славный Святослав: жизнь как поэма. Часть первая - копьё Одина и сила Дажьбога.