Известный ученый-универсал В.В. Налимов утверждал, что миф – это самый серьезный текст, созданный человечеством. По сути, мифологические сюжеты – это квинтэссенция культуры того или иного народа. Она в предельно сжатой образной форме вбирает в себя все ее основные черты, и этот образ обладает удивительным свойством – он и через тысячелетия доносит до нас многие детали, которые ускользнули от внимания историков и хронистов. Скифская мифология – не исключение.
О мифах и легендах скифов известно не так уж много, как и об их божествах. В основном, эти сведения сохранились в трудах Геродота и других античных историков. Какие-то сведения можно почерпнуть из записей бесед известного скифского мудреца Анахарсиса, в них нередко проскальзывали притчи и небольшие фрагменты из легендарного свода Скифии. Часть из них – память о реальных событиях, произошедших так давно, что и сами события, и герои успели стать частью мифологии
Рассказы о легендарные сражения и героических подвигах будущие скифские воины впитывали с молоком матери. Из уст в уста передавались предания о происхождении скифского народа. Пожалуй, это один из самых древних легендарных пластов Скифии.
В мифах и легендах скифов сохранилось две версии, поясняющие истоки возникновения скифского рода. Обе изложил Геродот. По одной из них в земле будущей Скифии,
«Бывшей безлюдной пустыней, родился первый человек, по имени Таргитай. У него родились три сына: Липоксай, Арпоксай и младший Колаксай. При них упали с неба на скифскую землю три золотых предмета: плуг, секира и чаша. Старший из братьев, первым увидев эти предметы, подошёл ближе, желая их взять, но при его приближении золото воспламенялось. Затем подошёл второй, но с золотом повторялось то же самое. Таким образом, золото, воспламеняясь, не допустило их к себе, но с приближением третьего брата, самого младшего, горение прекратилось, и он взял золото. Старшие братья, поняв значение этого чуда, передали младшему всё царство».
Важный момент: родоначальником скифского народа выступает Таргитай, сын самого Зевса (Деуса, Дыя), которого на скифский лад называли Папаем.
Вторая версия заслуживает не меньшего внимания.
По словам Геродота этот вариант был распространен среди греков-колонистов. По этому преданию первопредками скифского народа стали Геракл (который в греческой традиции выступает в качестве культурного героя, а у скифов почитался как один из богов) и змееногая Дева. Когда родившиеся от этого союза сыновья Агафирс, Гелон и Скиф возмужали, Дева, следуя совету Геракла, предложила каждому из них натянуть лук, который оставил их отец, а также особым образом опоясаться его поясом с золотою чашею на конце пряжки. С задачей справился только младший из сыновей, Скиф.
Обратите внимание: Скифы... они разные - 2 (Археология и поздние сведения).
Ему и досталась земля, которую отныне стали именовать скифской. Братья же Агафирс и Гелон удалились в соседние земли.«От этого-то Гераклова сына и произошли скифские цари, а от чаши Геракла - существующий до сих пор у скифов обычай носить чаши на поясах. Так рассказывают живущие у Понта эллины», - заключает Геродот.
Узел Геракла
Древнегреческий историк также приводит некоторые сведения о скифской религии, называя самых почитаемых богов: «…прежде всего Гёстию, затем Зевса и Гею. Этих богов признают все скифы, а так называемые царские скифы приносят жертвы ещё и Посейдону. На скифском языке Гестия называется Табити, Зевс - Папай, Гея - Апи».
Богине огня и домашнего очага Табити приносили клятвы, нарушивший такую клятву должен был поплатиться жизнью. Зевс-Папай олицетворял Небо, он творец и мира, и людей. Вспомним, именно Зевс был отцом Таргитая, имя которого некоторые исследователи выводят от древнеславянского Тарха Тарховича. Супругой Зевса в скифской мифологии считалась змееногая богиня Апи. Ее изображения особенно часто встречаются в курганах Кубани. Слово «Папай», кстати, почему-то выводят от иранского «отец», «защитник». Но на протославянском языке оно имеет такое же значение..
Само же имя Колоксай восходит к древнеславянскому КОЛО.
Что же касается легенды скифов о трех братьев, то совершенно очевидно, что упомянутые в ней три брата дали начало трем родственным народам. Это можно сравнить с белорусами, малороссами и русскими. У этих народов тоже изначально был один язык, одни корни, одни традиции.
Имена богов приводятся греческие. Но у них, как мы видим, есть и скифские соответствия. Обращаем также внимание на то, что у греков Зевса не считали богом Неба (Небо у них олицетворял Уран). Отдельно нужно сказать о Деве, которая повсеместно почиталась скифскими народами.
Интересно, что многое из этого было воспринято соседними народностями. Так, в Осетии и Абхазии существуют предания о древних нартах, о священной чаше, имеются и другие пересечения.
Существовал также целый пласт мифов и легенд скифов, посвященных героическим страницам их истории, а также житейской мудрости. К числу первых относится легенда о том, как скифы, измотав войска персов, наконец-то собрались с ними сразиться, однако, увидев зайца, бросились за ним вдогонку. Так они выразили свое отношение к противнику.
Еще одно предание описывает дары, посланные Дарию – стрела, птица, лягушка и мышь, которые знаменитый полководец посчитал знаком покорности, но его советники растолковал это как предложение убежать подобно мыши, ускакать подобно лягушке, улететь подобно птице, в противном случае никто не избежит разящих скифских стрел. Очень скоро выяснилось, что придворные Дария оказались правы, и воинственный перс посчитал за благо не связываться с таким опасным противником.
Мифы и легенды скифов открывают перед нами возможность прикоснуться к истории народа, который все большее число исследователей считают нашим прямым предшественником. А современные археологи и генетики дают все больше оснований считать, что эти исследователи правы.
#мифы и легенды #славяне #история #русь #история руси #история древнего мира #тайны истории
Еще по теме здесь: История.
Источник: Скифы - мифы и легенды.