Скифы... они разные - 2 (Археология и поздние сведения)

Первую статью о скифах мы завершили на несколько грустной ноте с выводом о том, что понимание скифов может быть весьма разным. При этом было упомянуто и о своем понимании скифов у археологов, и о разном понимании скифов у источников будущих времен (после Геродота), но разобраны данные понимания не были. Сейчас самое время устранить свои задолженности. (1-ю часть смотреть здесь: Скифы ч-1)

Скифы... они разные - 2 (Археология и поздние сведения)

Археология

Как уже говорилось в первой статье, археологи определяют принадлежность к скифской археологической культуре в основном по так называемой «скифской триаде», на которую мы сейчас весьма коротенько и взглянем.

Археологами на настоящее время уже накоплено достаточно материала, исходя из данного материала было сформировано понимание скифской археологической культуры. Данное понимание тесно связано с скифской триадой. Скифская триада представляет собой три типа материала который всегда сопутствует скифской археологической культуре. Этими тремя типами являются: специфические вооружение, конское снаряжение и прикладное искусство (скифский звериный стиль).

Скифы... они разные - 2 (Археология и поздние сведения)

В основном украшения с скифским звериным стилем помещаются на двух других представителях триады, т.е. на предметах вооружения и конского снаряжения, на самом важном для кочевника-скотовода.

Скифы... они разные - 2 (Археология и поздние сведения)

Скифской археологической культуре сопутствовала так же и сложная погребальная традиция, известная нам под именем «скифские курганы». В степной зоне, как и положено кочевнику, скифы проживали в юртах, в лесостепной имеются и следы стационарных жилищ и даже городов.

Следует отметить один интересный момент, в погребениях женщин так же иногда встречается оружие. Что говорит об участии части женщин скифов в боевых столкновениях.

Уже к середине 20 века в связи с наработкой археологами определенного археологического материала ими были очерчены определенные границы народа с определенной специфической формой хозяйствования, сходной материальной культурой. Этот скифский мир, или как стали его называть скифо –сибирский историко-культурное единство находится примерно в границах указанных на данной карте, в границах тех культур, что обозначены оранжевым цветом.

Скифы... они разные - 2 (Археология и поздние сведения)

Вероятно по причине сходства данного археологического массива стали появляться версии того, что самоназвание скифов было саки. Ибо имеются письменные свидетельства о данном имени племен сопоставляемых с восточной частью данной археологической культуры.

Именно понимание скифов в ограниченно восточной части археологической культуры, видимо и привело Блока и других сторонников к версии о монголоидности скифов. Ибо не только в те времена, но еще в "доскифский" (по Геродоту) период у предков данных племен вступавших в связи с монголоидными женщинами имелись частичные признаки монголоидности.

Скифский квадрат

Как мы видим археологическое понимание скифов в части территории их распространения совсем однозначно не совпадает с пониманием Геродота Он совсем не равен тем размерам Геродота которые он указывал (во всяком случае как в основном его примитивно воспринимают) для Скифии, далеко выходит за пределы знаменитого скифского квадрата Геродота.

Вот карта реконструкция восприятия Геродота с основным упором на данную фразу о квадрате.

Скифы... они разные - 2 (Археология и поздние сведения)

Сразу же скажу, что я не совсем не сторонник примитивно-буквального восприятия данного квадрата. У каждого есть свои квадраты, не буду сравнивать квадрат Геродота с квадратом Малевича, определенного цвета, но одну другую картиночку для сравнения все же вставлю.

Скифы... они разные - 2 (Археология и поздние сведения)

По карте видно, что скифы занимают всю территорию Причерноморья до мифического Фасиса, хотя сама по себе территория и мелка.
Вот другая карта.

Скифы... они разные - 2 (Археология и поздние сведения)

Это я все к чему…. Это я к тому, что для греко-центричного восприятия мира того времени их родная великая Эллада немногим меньше всего окружающего мира.

Это высказывание Геродота (о скифском квадрате) является символическим, оно означает, что скифский мир огромен, он даже больше самой Греции.

Тем не менее, я совсем не сторонник того, что это все были единые племена. Да, возможно, или даже скажу, скорее всего, эти племена имели единые корни, но не более того. Вспомним существенно более поздний период, перечисление в ПВЛ племен участвовавших в образовании государства по имени Русь. Не слишком большое территориальное удаление способствовало обосабливанию даже родственных племен. А в данном случае в более ранние времена при отсутствии специфических государственных структур единое управление на столь дальних расстояниях было еще невозможно.

Видим мы так же и то, что кроме увеличения региона обитания скифов на восток, археологические скифы были существенно сужены по сравнению со скифами Геродота. Скифы как археологическая культура представляют собой исключительно те скифские и культурно близкие к ним племена которые являются кочевниками.

Поздние сведения

Теперь обратимся к пониманию скифов в более поздних сведениях (после Геродота)у различных авторов.

Продолжая традиции археологов вспомним про сообщение римского историка 1 века н.э. Помпея Трога, о том, что скифы были основателями Бактрийского царства и Парфянского царства, великого противника Римской империи. Теми «скифами» были потомки восточной части только что рассмотренной нами скифской археологической культуры известные нам под именем саков.

Но было и множество иных пониманий скифов у различных поздних авторов. Очень яркий пример можно найти в Истории Льва Диакона в которой росы упоминаются более 100 раз, но именуются, то росами, то скифами, то тавро-скифами.

Скифы... они разные - 2 (Археология и поздние сведения)

Не буду много копаться, обращусь к одному весьма известному источнику в соответствии с сообщениями которого в принципе можно объяснить всю картину в целом.

Обратите внимание: 1. Такие разные вертолеты.

Этот источник чаще всего именуется как ...... Повесть временных лет.

Смотрим данную картинку.

Скифы... они разные - 2 (Археология и поздние сведения)

Что мы видим? Мы видим, что именно те племена на основе которых впоследствии образовалась Русь, русский народ, три его составляющих (великороссы, малороссы, белорусы) и являлись теми самыми народами которых греки называли скифами. Вот вам и пожалуйста, откуда взялась вторая версия (по Блоку ), о том, что скифы это, собственно говоря, и есть мы.

Но мы торопиться не будем. Перевернем всего одну страничку назад, в той же самой ПВЛ..... и что мы видим....

Скифы... они разные - 2 (Археология и поздние сведения)

А мы видим, что летописец вещает нам о неких болгарах, которые пришли от скифов. И потом поясняет кого он понимает под скифами, он понимает под ними хазар. У прочитавших обе странички ПВЛ возникает небольшой диссонанс. "Великие" историки конечно же возьмут, каждый, вариант, подтверждающий ту версию которой он придерживается, редко кто из них думает об истине. Те кому не нужно ничего подтверждать, могут подумать все что угодно, типа, из разных источников, что-то одно является ошибкой переписчика и т.п.

В этом, последнем направлении и пришлось бы рассуждать если бы не помощь. Помощь пришла из той же ПВЛ.

Скифы... они разные - 2 (Археология и поздние сведения)

Казалось бы, запись практически один в один напоминает запись на пятом листе ПВЛ, выставленную в данной статье первой. Но это не совсем так. По сути добавлено всего одно слово толмачи, но это в корне все меняет. Если в первом случае мы видим "греки называли", это можно понять как то, что те давние греки, читай Геродот и иже с ним, называли русов скифами. То в данном случае, с толмачами, мы отчетливо видим , что так называют их греки, современники составителя летописи, а сами русы, судя по сообщению на обороте 4 листа, скифами полагают хазар.

Вновь о выводах

Что нам это дает?

Да, практически ничего. Это дает нам то, что через тысячу (условно) лет, разные народы, разные лица, на основании каких-то своих оснований могли считать скифами или их потомками те или иные народы. Они считали какие-то народы скифами абсолютно так же, как в настоящее время тысячи историков, псевдо историков, горе историков и т.п. считают кого-то скифами или потомками скифов.

Завершая данную статью, вновь озвучу тот же вывод который был сделан в первой статье о скифах. Скифы, они разные. У Геродота много весьма разных скифов. У лингвистов скифы с определенной спецификой. У археологов так же свои специфичные скифы. У разных лиц более поздних от Геродота времен оставивших свои сведения о скифах, их понимание так же разное. И, соответственно, из этих разных пониманий можно сделать и совершенно разные выводы о каких-то поставленных задачах.

Серия статей о скифах ждет своего продолжения.....

Скифы... они разные - 2 (Археология и поздние сведения)

О предшественниках скифов, Киммерийцах, можно посмотреть здесь.

С другими статьями на исторические темы двух каналов можно ознакомится здесь: Список статей по истории В данном списке есть краткое описание о чем статья (удобно).

теги:

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Скифы... они разные - 2 (Археология и поздние сведения).