На протяжении многих веков религия занимала в жизни людей очень важное место. Даже если верили они и не совсем искренне.
Но в эпоху модернизма многие традиционные ценности утратили свою актуальность и подверглись критическому пересмотру. Именно эта эпоха произвела на свет труды Чарльза Дарвина, Зигмунда Фрейда, Карла Маркса и Фридриха Ницше. Религия у многих людей стала ассоциироваться исключительно с крестовыми походами, католической инквизицией, тотальным принуждением других исповедовать только «правильную» веру и другими неслыханными, а порой просто чудовищными злодеяниями.
Началась эпоха безверия, нигилизма и свободной морали. Что в конечном итоге тоже не привело ни к чему хорошему. И хотя Фрейд убедил нас в том, что «человек не так уж и совершенен», а Ницше учил обращаться прежде всего к своим внутренним личностным ресурсам, многие люди окончательно разуверились в том, что человеческая жизнь может иметь какой-то продолжительный смысл.
Всё бы ничего, да такое отношение к собственной жизни влияет и на качество социальных связей во всём обществе. Некоторые специалисты считают, что разложение общества начинается с частичной или полной утраты семейных ценностей. Историк Вил Дюрант, например, пишет о том, что именно это стало основной причиной падения Римской империи. Изначально римское общество гордилось и славилось своими крепкими семьями. Но по мере утраты традиционных ценностей политические, экономические и военные связи стали слабеть.
Можно представить условную ситуацию. У двух сенаторов одна любовница на двоих. Понятно, что в критической ситуации они, скорее всего, будут думать не о боеспособности армии, и не о благополучии своих детей и жён, а о том, как обставить друг друга в политических интригах. То же самое можно сказать о солдатах и офицерах римской армии. Разве они станут драться насмерть за то, что в глубине души вовсе не считают чем-то ценным?..
Нечто подобное стало происходить и в Советском Союзе после того, как позиции большевиков начали крепнуть. Повсеместно говорили о взглядах представителей власти на нормы половой морали:
«А зачем официально регистрировать браки?.. Это же всё пережитки царизма. Давайте жить так!..».
Очень показателен в этом отношении пример классика отечественной литературы поэта Владимира Маяковского. С Лилей и Осипом Бриками... они жили... втроём...
Мало того, что в таких весьма странных трёх- пяти- шести- (и так далее)- угольных симбиозах происходила полнейшая дичь, всё это разгульное массовое «веселье» поспособствовало всплеску самой настоящей эпидемии сифилиса по всему Советскому Союзу, что нашло своё отражение в поэзии Серебряного века, например, в стихах Сергея Есенина, которые популярны и по сей день.
Поэтому, более-менее адекватно оценивая хотя бы самые элементарные вещи, невольно задумываешься о том, что нужна, наверное, какая-то уравновешенность.
С одной стороны, как писали некоторые авторы, «самые страшные злодеяния в истории человечества» действительно «совершались во имя религии», а с другой, - умеренная религиозность может дать человеку неплохие установки для развития собственной личности.
В связи с этим стоит, наверное, упомянуть об относительно новом термине, который вошёл в обиход сравнительно недавно. Слово «итсизм» используется для описания религиозных взглядов тех людей, которые считают себя верующими, но не хотят принадлежать ни к одной из ныне существующих на земле конфессий. Зачастую, это люди, которые являются представителями интеллектуальных профессий. Писатели, учёные, журналисты, инженеры и т. д. Они для себя решили, что лично им для большего осознания собственной идентичности в этом мире нужно чувствовать над собой некий «купол мироздания». Но в основных религиях мира их смущает то, что слишком часто они используются просто для получения прибыли. И в мировоззрении таких людей есть, наверное, что-то разумное.
Интересно, что всё это довольно точно описывает религиозные представления известного физика прошлого столетия Альберта Эйнштейна. Он говорил о некоем «космическом чувстве» и отождествлял Бога с высшими законами природы, хотя и не верил в него как в разумную личность.
Религиозная принадлежность, или же отсутствие таковой, - это всегда сугубо личное дело каждого отдельно взятого человека. Но, так или иначе, никогда не утратят своей актуальности такие «вечные» ценности как честность, верность, а также умение любить и уважение к достоинству других людей.
Стоит еще зайти сюда: Новости науки и техники.
Источник статьи: . Совместима ли религиозность со здравым смыслом?.