В XIII—XIV вв. в Европе особенно быстро развивалась торговля. Этому способствовало оживление морского судоходства: перевозить грузы морем, минуя многочисленные государственные границы, было гораздо дешевле, да и безопаснее, несмотря на штормы и кораблекрушения.
На Средиземном море стали строить высокобортные вместительные нефы (фр. nef— «корабль»), в Северной Европе — когги, похожие на нефы. На коггах перевозили грузы купцы могущественной Ганзы — торгового союза северонемецких городов.
Суда русских мореходов — поморов, живших на побережье Белого и Баренцева морей, могли плавать среди льдов. На них поморы в поисках тюленей, моржей и пушного зверя сквозь льды доходили до Берингова пролива, отделяющего Азию от Америки, и полуострова Камчатка. Освоили поморы, по-видимому, в XI—XII вв., и архипелаг Гру'мант (ныне Шпицберген).
По морским дорогам ходили не только мирные суда. Скандинавы-викинги совершали далёкие морские походы. Они первыми доплыли до берегов Северной Америки и основали там поселения, позже брошенные. Вооружённые отряды викингов наводили ужас на прибрежные города Европы. Морские разбойники — пираты — нападали на торговые суда в водах Средиземного моря, а позже и у берегов Америки.
Уже на исходе Средневековья, в 1492 г., суда экспедиции Христофора Колумба пересекли океан и достигли островов у неизвестного европейцам континента — Америки. Несколько лет спустя Васко да Гама обогнул Африку и приплыл в Индию.
Торговля с заморскими странами вызвала невиданный спрос на продукцию горно-металлургической промышленности, а также ремесленных мастерских и мануфактур в Европе.
По мере развития мореплавания совершенствовался и военный флот. Появились быстроходные, вооружённые мощной артиллерией боевые парусные корабли. Их конструкция непрерывно совершенствовалась, до тех пор, пока им на смену — уже в XIX в. — не пришли пароходы.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Средневековое морское судоходство.