В XIII—XIV вв. в Европе особенно быстро развивалась торговля. Этому способствовало оживление морского судоходства: перевозить грузы морем, минуя многочисленные государственные границы, было гораздо дешевле, да и безопаснее, несмотря на штормы и кораблекрушения.
На Средиземном море стали строить высокобортные вместительные нефы (фр. nef— «корабль»), в Северной Европе — когги, похожие на нефы. На коггах перевозили грузы купцы могущественной Ганзы — торгового союза северонемецких городов.
Суда русских мореходов — поморов, живших на побережье Белого и Баренцева морей, могли плавать среди льдов. На них поморы в поисках тюленей, моржей и пушного зверя сквозь льды доходили до Берингова пролива, отделяющего Азию от Америки, и полуострова Камчатка. Освоили поморы, по-видимому, в XI—XII вв., и архипелаг Гру'мант (ныне Шпицберген).
По морским дорогам ходили не только мирные суда. Скандинавы-викинги совершали далёкие морские походы. Они первыми доплыли до берегов Северной Америки и основали там поселения, позже брошенные. Вооружённые отряды викингов наводили ужас на прибрежные города Европы. Морские разбойники — пираты — нападали на торговые суда в водах Средиземного моря, а позже и у берегов Америки.
Уже на исходе Средневековья, в 1492 г., суда экспедиции Христофора Колумба пересекли океан и достигли островов у неизвестного европейцам континента — Америки. Несколько лет спустя Васко да Гама обогнул Африку и приплыл в Индию.
Торговля с заморскими странами вызвала невиданный спрос на продукцию горно-металлургической промышленности, а также ремесленных мастерских и мануфактур в Европе.
По мере развития мореплавания совершенствовался и военный флот. Появились быстроходные, вооружённые мощной артиллерией боевые парусные корабли. Их конструкция непрерывно совершенствовалась, до тех пор, пока им на смену — уже в XIX в. — не пришли пароходы.
Дромон — основное боевое византийское судно.Арабское судно дау по водоизмещению не уступало каравеллам. Длина его достигала 30 м, а осадка — 2—2,5 м.Судно викингов. У разных народов оно называлось «дракон», «драгон», «драккар», «драккер», «дрейк». На таких судах в VIII—IX вв. викинги неоднократно нападали на Лондон, Париж, Гамбург. Обычно несколько драккаров внезапно подходили к берегу, воины быстро высаживались и грабили население.Каракка. XV в. Ещё древнегреческий историк Геродот упоминал лёгкий парусник «керкура». Средневековые арабы сделали его трёхпалубным и назвали «куркура». Судно оценили мореходы Северной Европы и окрестили его «караккой». В Голландии этот парусник именовали «каравель» — отсюда название «каравелла».Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Средневековое морское судоходство.