Илья Михайлович Чумбарев родился в 1922 году в селе Александровское Миндагалинского района Кустанайской области. С 1940 года был призван в Челябинский ГВК и вошел в ряды Красной Армии. Окончил военную авиационную школу пилотов. Военнослужащий с 27 августа 1942 года.
С 6 сентября 1942 года воевал в составе 237-го боевого авиационного полка (16-я воздушная армия, 220-я боевая авиационная дивизия, Сталинградский фронт). К 15 сентября 1942 года сержант И.М. Чумбарев выполнил на Як-1 31 боевой вылет и провел 12 коллективных боев. 14 сентября 1942 года на подходе к Сталинграду таранным ударом уничтожил вражеский самолет-корректировщик FW-189. Сам он приземлился на поврежденный самолет.
"Будьте начеку! И вот мы вчетвером летим в небо. Мне поручено ее командование. Миссия не новая. Авиация противника прикрывает часть линии фронта и корректирует артиллерийский огонь. Группа состоит только из сержантов лидер первой пары – я, второй пары – Илья Чумбарев.
При приближении к району цели вас встретят четыре Ме-109. Они пытаются втянуть нас в воздушную войну. Что ж, давайте примем это! Но как только мы начали атаку, мессеры почему-то ушли. Они действительно трусы? Я так не думаю. Нас пытаются увести с назначенного маршрута.
Над облаками над нашей территорией кружит FW-189. Видимо они уже вносят коррективы в свою бомбардировку. Не многие пилоты смогли сбить Ламы. Она необычайно уклончива. Сдвоенный фюзеляж с проникающим хвостовым оперением и два двигателя позволяли «переднему сержанту» поворачивать одним колесом.
Находясь в движении, продолжайте атаковать, не обращая внимания на прикрывающего истребителя противника. Споттер немедленно делает резкий поворот. Я просто не могу ухватиться за хвост. Еще одна атака. «Фокке-Вульф-189» буквально на мгновение предстает перед глазами. Нажать на кнопку. Берсту удается поймать хвост. Корректировщик спрятался в облаках, а мессер атакует нас. Они появятся сверху, затем слева, затем справа, чтобы избежать ваших атак.
Неожиданно рядом появился новый самолет FW-189, скрытый группой истребителей. Я принял его за сбежавшего охранника.
Словно сговорившись, мы все четверо ориентировались на новую группу врагов. Пока Илья Чунбарев и его ведомые бросились в атаку на «Фокке-Вульф», я столкнулся с головным «Мессером» в лоб. Давайте подойдем ближе. Немцы не смотрят в сторону. Я зажигаю огонь. Враг пикирует вниз, отбрасывая за собой длинный столб дыма ударять? Я оглядываюсь вокруг. Мой ведомый расстрелял поврежденный мною истребитель практически в упор, а к моему хвосту прикрепился еще один Ме-109.
Я оставляю его в полувертикальном каскаде фигур и мчусь к Чумбареву. После того, как атака не удалась, Илью окружили два «мессера», а вторая пара атаковала его ведомого. Чунбариев успешно убегает и снова атакует «Фокке-Вульф». Мы поможем его ведомому.
Илье удается отстать от рычащего врага. Огненный след шел от Яка и пробил фюзеляж FW-189. Контратака прекращается. «Фокке-Вульф» больше не маневрирует и просто пытается уйти по прямой. Чунбарев буквально болтается за хвостом. Илья может стрелять во врагов с близкого расстояния. Теперь открывается смертельный путь, и FW-189 уничтожен.
Во-вторых, во-вторых. Но рута нет. Это означает, что ящик с патронами пуст. И мы, и немцы об этом догадались. Справа к самолету Ильи устремилась пара «Мессеров». Когда я попытался пересечь их, мой ведомый развернулся и врезался в голову головному Ме-109. Скорость яка Ильи увеличилась. Расстояние от винта до хвостовой части «Фокке-Вульфа» составляет менее 5 метров. Что делал Чумбарев? Это действительно ром ?
Як приближается к самолету противника и внезапно взлетает. Мусор разлетается. FW-189, похоже, получил хороший удар. Он кивнул и упал. Вы можете увидеть, как пилот спускается на парашюте. И тут Чунбариев делает правый поворот под гору, покидает горку и начинает планировать. Один из истребителей противника пытается атаковать его, но в этот момент даже всему флоту «Мессера» нельзя позволить обидеть безоружного товарища. Немцы встретили сильный артиллерийский огонь, быстро изменили курс и вернулись домой. Оставшиеся самолеты противника также исчезнут. Похоже, у нас кончается топливо.
«Як» сержанта Чунбарева выпустил шасси и благополучно приземлился. Илья вышел из самолета и помахал нам рукой. Все хорошо, формируем над ним почетный круг и мчимся на аэродром. У нас даже топлива не хватит, чтобы продержаться вечно...
Едва дойдя до полка, сержант Чунбарев оказался в объятиях Е. Мельникова.
- Соколик! отличная работа! - Майор радостно обнял его. - Пехота в восторге. Я хотел бы выразить свою благодарность.
Через несколько минут Илью поздравил командир дивизии полковник Утин.
- Герой! - Он высоко оценил самоотверженный подвиг летчика. - Евгений Петрович, номинируйте, пожалуйста, этого игрока на награду.
Позже выяснилось, что сбитый Чунбаревым «Фокке-Вульф» действовал как самолет-разведчик. Он возвращался с нашей территории после выполнения задания. За уничтожение столь ценного вражеского шпиона Илья был награжден орденом Красного Знамени. Ему было присвоено необычное звание «лейтенант".
Это был первый таран в битве на Волге. Причём Илья исполнял это с удивительным спокойствием, расчетливостью и мастерством. На Яковлеве Чумбариева мы просто заменили винт, и самолет был готов к новому бою..."
Из мемуаров «Семья Соколов» советского героя Ю. Д. Михайлика".
за этот бой 15 сентября он был награжден орденом Ленина. Приказом по 29-й армии Сталинградского фронта от 17 сентября 1942 года награжден орденом Красного Знамени с присвоением чрезвычайного воинского звания «лейтенант".
Сбив еще один самолет противника в ходе Сталинградской битвы, он продолжил сражаться в составе 54-го ИАП СС. Войну закончил в составе 116-го иап (283-го иап).
После войны продолжил службу в ВВС. Подполковник И.М. Чумбарев скончался 26 июня 1957 года.
#Сталинский ястреб
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Сталинские Соколы. Илья Михайлович Чумбарёв.