Сталинские Соколы. Герой Советского Союза Пётр Васильевич Базанов

Петр Базанов впервые увидел самолет, когда пассажир по кличке «Сталь-3» приземлился в поле в 5 километрах от села. Все мальчишки из деревни бросились к месту посадки, но времени не было – самолет улетел. Когда Петр переехал в подмосковный город Люблино, он увидел в небе еще одно летающее чудо — гиганта Максима Горького. Научитесь управлять крылатой машиной самостоятельно – о чем еще можно мечтать ?!

Но Питер все еще не знал, что делать. Окончив седьмой класс школы ФЗУ, работал слесарем – слесарем-инструментальщиком – на литейном заводе в Люблине. Однажды его друг Сергей Шиндеев пожаловался: он хотел поступить в аэроклуб, но уже прошел медкомиссию. 3 раза - ему отказали из-за зрения. «Может быть, сходим вместе в Подольский аэроклуб. Можете ли вы направить меня к этому офтальмологу?» Петр сдал комиссию за своего друга, но ему захотелось проверить себя на новом.

В конце 1939 года Петр Бажанов поступил в Подольский аэроклуб, располагавшийся на станции Силикатная в 10-15 километрах от Подольска. Там он проучился чуть больше года. Освоил навыки вождения У-2. После окончания школы, получив хорошую летную подготовку, отправился в Качинскую авиационную школу пилотов в Крыму для продолжения обучения. Через три месяца он прибыл в Крым в декабре 1940 года и принял присягу полет. Они летают густо. За короткий срок Бажанов освоил навыки управления самолетом УТ-2, а в начале июня освоил навыки управления УТИ-4. В мае 1941 года курсанты отправились на полевой аэродром в Алма-Тамарке на побережье Черного моря для прохождения летной подготовки. Утром 22 июня весь лагерь был поднят по тревоге. "Мы находились на месте до 12 часов и не могли понять, почему не сработала тревога, почему нам ничего не сказали ?

Хотя над Севастополем виднелись вспышки света «.. вдруг бомбардировщики СБ пролетели над курсантами четким строем в девять колонн, как будто на параде. Наконец им сообщили, что началась война. Все стало ясно, и на окончания первого налета в бомбардировщиках никто не сомневался: «Ну, наши бомбардировщики дадут им первый день!» Исследования на Каче продолжались, но уже к концу июня Пётр Бажанов приступил к самостоятельным полётам на И-16.

В июле началась эвакуация школ из Крыма в глубь страны. Маршрут пока не объявлен. Вскоре по железнодорожной линии курсанты узнали, что их конечной остановкой является Красный Кут Саратовской области (тогда еще называвшаяся Волжской Германской Республикой), где продолжалась летная подготовка курсантов, но преимущественно в УТИ. -4 - Боевой И-16 Почти всех отправили на фронт. Необходимо осваивать новые истребители промышленного производства. В Каче рассматривали варианты: какого типа бойца нам продолжать готовить наших курсантов? Их познакомили с МиГ-1, затем с ЛаГГ-3. В итоге решили продолжить обучение на истребителе Як-1.

Но только ранней весной 1942 года в школу прибыли два яка. Эти две машины получила эскадрилья Петра Бажанова. В качестве эксперимента его и его друга Женю Бурлакова освободили без транспортных рейсов («потому что возить было нечего»), чтобы обеспечить школу новым самолетом. В конце мая 1942 года Петр Бажанов окончил школу. Качиньского и вместе с другими был отправлен в город Кузнецк и приписан к резервному авиационному корпусу, оснащенному яками. Вскоре, после завершения операции «Сенявин», он прибыл туда для пополнения запасов и переподготовки Як-1 и 3-го гвардейского авиационного полка.

Но командир полка подполковник Шпак не торопился приступать к освоению Як-1, а был полон решимости получить истребитель Ла-5: возглавляемые им ВВС имели опыт эксплуатации ЛаГГ-3, и это было проще и удобнее в эксплуатации. Ускорить переподготовку летчиков истребителей Лавочкина, было сделано обращение в вышестоящие инстанции по поводу нецелевого проведения перевода в полк «Яки.
Его доводы были настолько убедительны, что полк отправился на Горьковский авиазавод получать только что выпущенный Ла-5.

Для пополнения летного состава ВВС ее командование отобрало из запасного полка двух летчиков: Петра Базанова и Евгения Бурлакова. К моменту прибытия пилотов в аэропорт Семас для приема Ла-5 первые серийные машины уже улетели. Заводской этаж. Бажанов получил третий самолет первой серии. "...Первоначально они назывались ЛаГГ-5. Пять танков, пять точек. Из-за конструктивных недостатков масляного насоса на этих машинах после запуска двигателя приходилось поддерживать повышенную скорость - до 1500, что было невозможно, если двигатель работал на холостом ходу. Увеличьте обороты.

Приходится его выключить и слить масло. «Переподготовка прошла очень быстро и третий ГвИАП быстро перевели в Москву.
Там началась подготовка к боевому применению истребителей. На полигоне под Ногинском в Подмосковье Петр Бажанов впервые увидел Ме-109: летчик-испытатель НИИ ВВС управлял самолетом, захваченным у немцев в конце октября 1942 года. После завершения обучения 3-й ГвИАП был направлен на Калининский фронт, Западно-Двинский район – для получения опыта вождения новой машины в реальных условиях. Бажанов выполнил там множество боевых задач.

5 ноября 1942 года полк получил задание о переброске на тыловой аэродром Сталинградского фронта. Прибыв на новое место, летчики приступили к изучению зоны боевых действий, а техники приступили к подготовке техники к предстоящему бою. 15 ноября — Снова переехал, ближе к фронту, в аэропорт Ленинска. Никаких боевых задач на полк не возлагалось. Боевые задачи выполняли только ВВС соседних стран, оснащенные самолетами Як-1.
«Каждое утро в 9:00 над аэропортом появлялись два Ме-109. Если бы наши самолеты в это время взлетали, немцы бы атаковали и сбили их. Мы решили положить конец этому хулиганству. Командование понимает педантичность немцев, два Ла-5 взлетели в 8.50 утра. Они полетели боком, развернулись и появились над аэропортом в 9 часов утра, над аэропортом точно в это же время прибыли два самолета "Мессера".

Как немецкий лидер крутился, уклоняясь от атаки нашего Ла-5! Но его сбили, а его ведомый ушел. Больше немцы над нашими аэродромами не появлялись. «С началом наступления Юго-Западного фронта, Сталинградского фронта и Донского фронта 3ГвИАП принял задачу прикрытия наземных войск от атак авиации противника и после окружения немецкой группировки 5 декабря 1942 года Бажанов Выполняя задание над Сталинградом, он сбил свой первый самолет - немецкий транспортный самолет Ю-52, пролетавший на малой высоте через нижнюю кромку облаков на истребительном аэродроме.

Два Ла-5, участвовавшие в задании, взлетели, но у пилота при взлете отказал непрогретый двигатель, и Петр в одиночку вылетел на перехват транспортного самолета. Я подошел к «юнкерсу» сзади и обстрелял крыльевые танки с расстояния примерно 50 — 100 метров. Люди в аэропорту наблюдали, как самолет Юнкерса окутал дым и рухнул на окраине аэропорта, чего не успел заметить сам Петр Бажанов, когда произошла атака. Едва избежав столкновения с немецкой машиной, он проскользнул между самолетом и фюзеляжем и тут же улетел в облака. Действительно, облака были тонкими и Ла-5 тут же выскочил из них и окунулся в солнечный свет. Бажанов, следуя указаниям капитана, выполнил «стандартный» разворот, выпустил шасси и приступил к посадке. "Итог - полет по кругу." Прорвавшись сквозь облака, он увидел на земле горящий самолет "Юнкерс", а при рулении увидел своего улыбающегося техника "Бажановского" Ю-52 был не первым сбитым таким самолетом летчиками полка, но этот. Только что приземлился в аэропорту.

Разбитый автомобиль был изучен, в частности содержимое его грузового отсека. Юнкерс погрузил заменители в полиэтиленовой упаковке - хлеб, мед (вывезли 5 бочек), сигареты... Последнее количество оказалось огромным; грузовик был уже полон. Техники особенно поблагодарили Петра Бажанова за сигареты, которые помогли Петру в тот день улучшить свой боевой счет. Полк отправился на прикрытие самолетов Ил-2, взлетавших на атаку аэропорта Дубинское. При подлете к цели Бажанов заметил несколько взлетевших с аэродрома Ю-52. Он атаковал один, но сбил его лишь с четвертой попытки — опыта воздушного боя ему еще не хватало. 11 декабря 1942 года при выполнении задачи по прикрытию войск экипаж полка обнаружил заманчивую цель – Ю-52 без истребительного сопровождения.

Восемнадцать транспортников в районе Красноармейска подверглись зенитному обстрелу. Восемь самолетов прошли зону огня и продолжили полет к центру «котла», а остальные самолеты повернули назад. Лавочкины отвернулись и почти догнали их над родным аэропортом. На этот раз Петр сбил 3 самолета Юнкерса, увеличив количество своих побед. За успешное выполнение задачи по уничтожению «воздушного моста» Бажанов был удостоен первой награды – ордена Отечественной войны I степени, которым Петр Бажанов одержал 22 февраля 1943 года в Ростовском сражении свою очередную победу. - Преподаватели университетов.

Оба вылетели на разведку противника. Вернувшись, мы увидели, как два Ме-109 атаковали самолет Бостона недалеко от линии фронта, довольно далеко от Ла-5. Летчики не успели прийти на помощь – немцы добились своей цели раньше. После того как немцы сбили советский бомбардировщик, они пролетели низко над своей территорией. Бажанов вел свой Ла-5 в пикировании на встречном курсе на высоте 800-1000 метров над ведомым Ме-109 и с близкого расстояния обстрелял «Мессер», сбив его. Пилот спрыгнул с парашютом. "Он был ранен в ногу и руку. Его доставили в госпиталь в Новочеркасске.

Обратите внимание: Что рассказывали немецкие военнопленные, когда возвращались из Советского Союза. .

Он был асом группы "Удет", на его счету 72 победы, он свободно говорил по-русски и в 1930-е годы учился летать в школе в Липецк, СССР.

Вскоре Бажанов узнал, что сбитый им поручик хочет видеть своего победителя. Питер отправился в больницу. Разговор был коротким. Немцы сказали, что он был ведомым командира эскадрильи в том полете! "Моя работа заключалась в прикрытии лидера, и мне повезло не увидеть вас. У меня большой опыт и летный стаж. Я летал 12 лет и воевал в Испании, Франции и других странах!" "Ответил Питер. Итак, мы расстались.

Весной 1943 года полк был переброшен на Кубань. Третий ГвИАП прибыл туда 1 мая, в самый жаркий день. За неделю участия в Кубанском воздушном бою Базанов выполнил 45 боевых вылетов, принял участие в 40 воздушных боях, приумножил свои боевые достижения, сбив 2 Ме-109. Но 9 мая в другом бою его самолет получил серьезные повреждения. «Каждый день мы совершали не менее 5 вылетов. Мы очень устали. Меня сбили только из-за накопившейся усталости и ослабления бдительности".

Летчик не покинул поле боя, когда у него была возможность, и только когда истребители противника начали покидать поле боя, он проследовал на свой аэродром для приземления на брюхо.
Бажанов лечился в больнице после ранения в бою. После ухода из армии он некоторое время летал на отремонтированных самолетах, прежде чем отправиться на фронт в составе полка с группой молодых летчиков. 3-й ГвИАП уже вел воздушный бой над Курской дугой. Петр Бажанов участвовал в битве за Белгород. Возросший опыт, внимание к воздушной обстановке и рассудительность позволили ему избежать неприятных моментов и не подставить хвост Ла-5 истребителям противника.

Он улучшил свой боевой результат, сбив самолеты Ju-88, He-111, FW-190, Ме-109 и Do-215. Но самое главное, что прикрывавшие Базанова и его команду штурмовики и бомбардировщики потерь не понесли. Дошли до цели, отбомбились и вернулись домой. Особенно мне запомнился бой на Днепре в Переяславль-Хмельницкой области. 2 ноября 1943 года штаб полка выдал задачу: прикрыть группу штурмовиков для достижения цели и возвращения. На сопровождение вылетели шесть Ла-5 под командованием капитана Мудрова. Когда мы перелетали линию фронта, то сразу столкнулись с двумя FW-190, которые сразу же полетели навстречу Ил-2, но на пути к штурмовикам оказались самолеты Бажанова.

Завязался воздушный бой. Мастерство немецкого ведущего неоспоримо. В поворотах боя он уверенно догонял Бажанова за хвост. Капитан Мулдров увидел это. Через два оборота Петр услышал по радио: «Совершить переворот», а затем – в первой половине переворота: «Выходите, фашисты готовы…» Зимой 1943-1944 гг полк принимал участие в действиях совместно с частями 1-го Украинского фронта при ликвидации немецких войск в Корсон-Шевченковской группировке. 1 февраля капитан Бажанов получил задачу сопровождать 8 Ла-5 и два 6-Ил-2 для атаки на железнодорожную станцию ​​Корсунь-Шевченковская (около 60 километров от линии фронта.

При подлете к цели мы встретили в воздухе 12 самолетов Ю-52. Бажанов, руководивший операцией группы прикрытия, приказал четырем истребителям лейтенанта Скрипнова оставаться рядом со штурмовиком, в то время как четыре истребителя продолжали атаковать сам Юнкерс. В этом бою было сбито четыре транспортных самолета. Всего летчики «сбили» 10 самолетов, еще два сбитых ими самолета совершили вынужденную посадку.

Вернувшись домой, Бажанов сообщил о результатах атаки в свой штаб. Находившийся в тот момент на аэродроме командующий 10-й истребительной воздушной армией генерал Головня решил лично проверить ситуацию и вылетел в район боя с Бажановым. Оказалось, что все было на месте: в результате сгоревших немецких самолетов на земле возникло 10 пожаров, а 2 трехмоторные машины совершили вынужденную посадку. Бажанов и Головня совершили несколько атак на два поврежденных Юнкерса: «Мы израсходовали все боекомплект, затем появились два немецких истребителя, я отдал приказ генералу «ЗЗ0», Потом отвернулся от немцев, которые думали, что я за ними , и я погнался за ними, но никуда - мы были уже на 60 километров вглубь вражеской территории !

Нырнуть в облака. Топлива хватило только на то, чтобы доехать до ближайшего аэропорта. Заправившись и долетев до аэропорта, я все думал: генерал прибыл в аэропорт ?
Возвращаемся домой, проезжаем аэропорт – его яка не стало! Как только он сел, остановился лимузин, и Головня вышел. Оказалось, что он не расслышал точного курса, а отклонился от курса на 30 градусов. Я прилетел в Киев, переехал и вернулся. Петр Бажанов летал на Як-9, который был хорош и имел хороший запас топлива. «За успешное выполнение задания Петр Бажанов был награжден медалью Отечественной войны 2-й степени. На следующий день Бажанов вместе с лейтенантом Герасимовым вылетел на разведку к месту посадки немецкого транспортного самолета, а на Таганский немецкий аэродром с Возле блокпоста было обнаружено девять Ю-52, в результате налета был уничтожен один самолет.

В последующие дни Базанов продолжал вести разведку немецких аэродромов. К февралю 1944 года капитан П. В. Базанов, заместитель командира 3-го гвардейского истребительного авиационного полка, совершил 219 боевых вылетов и сбил 19 самолетов противника. Летом 1944 года случился небольшой отпуск, а затем снова вспыхнули бои. Летчик участвовал в Проскулиевской и Львовско-Сандомёрской операциях, освобождал Закарпатскую Украину. Задача полка в то время заключалась в сопровождении штурмовиков и ведении разведки. Экипажи также вели «свободную охоту», но не по воздушным целям, а по наземным: немецкая авиация уже не проявляла особой активности.

Бажанову также удалась необычная роль пилота штурмовика. 16 августа 1944 года он вывел четыре истребителя на сопровождение Ил-2. По пути Питер обнаруживает вражеское хранилище газа. После совместной атаки со штурмовиками близлежащих целей на земле произошли три сильных взрыва.
26 октября 1944 года за успешную боевую деятельность Петру Васильевичу Бажанову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Весной 1945 года 3-й ГвИАП получил в Сейме новые истребители Ла-7 и улетел с ними на фронт. Маршрут заканчивается в аэропорту Оберглаугау в Германии. Они долго находились в резерве и наконец в ночь на 8 мая приняли задачу атаковать немецкий аэродром в 150 километрах от штаба полка: там находилось около 200 самолетов противника. Но к раннему утру 9 мая летать уже не пришлось... За время войны П. В. Бажанов выполнил 362 боевых вылета, провел 62 воздушных боя, лично сбил 22 самолета, сбил 6 вместе с товарищами Сетом поднимать самолеты противника.

После войны Петр Васильевич продолжил службу в ВВС. В 1947 году он перешёл с поршневых двигателей на реактивные. Сначала я переучился на Як-15, а через некоторое время переучился на МиГ-9. Впоследствии МиГ-9 стал третьим основным самолетом на вооружении ГвИАП. Бажанову нравятся два истребителя Яковлев и Микоянов, хотя каждый истребитель имеет свои особенности: «Як 15 похож на спортивную машину. Он легко управляется и позволяет выполнять любой комплекс фигур высшего пилотажа. Но время полета составило всего 30 часов». "МиГ-9 был более внушительной машиной, время полета составляло уже 1 час 20 минут, но все равно: на момент перебазирования эти самолеты были пропущены. Железнодорожный транспорт. "Дело не в том, что дальности полета не хватает. Срок службы первых реактивных двигателей был очень мал. У Як-15 он составлял 10 часов, у МиГ-9-20...

Поскольку время эксплуатации настолько короткое, большая часть операций по новым реактивным технологиям приходится на замену двигателей. Неудивительно, что к 1950 году, когда П.В. Базанов начал летать на МиГ-15, его налет на реактивных самолетах составлял всего 100 часов (за три года!). Однако к тому времени летчики освоили не только пилотаж реактивных истребителей, но и их боевое применение, и Петр Бажанов был направлен в одну из истребительных частей, где проводил испытания экипажа по новой подготовке оборудование.

В дальнейшем он освоил и другие истребители семейства МиГ: МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21 (модифицированные Ф-13, ПФ, ПФМ, позже появились и вертолеты: Ми-1, Ми-4, Ми-); 2, Ми-8, Ми-24. В 1958 году окончил Военно-воздушную академию (ныне имени Гагарина), а в 1973 году учился на Высшем академическом курсе. Генеральный штаб Академии. Служил на различных руководящих должностях в ВВС. Он занимал должности командира полка, истребительной авиационной дивизии и командующего ВВС. Долгое время работал в Генеральном штабе ВВС, в отделе боевой подготовки и управлении безопасности полетов. Заслуженный военный летчик СССР. С 1985 года генерал-лейтенант авиации П.В в отставке. Последние годы жил в Москве.

источник

Великая Отечественная война Военные героические подвиги СССР Длинный пост 0

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Сталинские Соколы. Герой Советского Союза Пётр Васильевич Базанов.