Уважаемые читатели, в конце прошлого года я предложил вашему вниманию две статьи из серии "Старый конь борозды не испортит" – "Экскаваторы СССР в постсоветский период" и "Автокраны СССР в постсоветский период" (ссылки активны, жмите). Эта серия публикаций посвящена советской строительной и дорожной технике, которая несмотря на свой почтенный возраст еще лет 5-10 назад была в активной эксплуатации, да и в наши дни иногда встречается.
В сегодняшней статье я показываю советские бульдозеры, применявшиеся в строительстве сравнительно недавно, в 2010-х годах. В основу этой публикации, как и в предыдущих материалах серии, легли мои личные наблюдения.
Бульдозеры, выпущенные в СССР, которые до недавних пор находились в эксплуатации, – распространенное явление для большинства регионов бывшего Советского Союза. С одной стороны, поддержание в рабочем состоянии техники, имеющей почтенный возраст, – это вынужденная необходимость для многих, в первую очередь небольших, предприятий, имеющих ограниченные финансовые возможности. С другой стороны, живучесть отработавших 30-40 лет машин внушает уважение к ним самим и людям, сделавшим их. Не будем при этом забывать о том, что советский стройдормаш всегда работал в условиях острого дефицита материальных ресурсов. Но, несмотря ни на что, наши инженеры и рабочие умели выжать максимум из того, что им предоставляло родное государство. Подтверждением тому служат тысячи машин, несущих свою трудовую вахту не одно десятилетие после распада Советского Союза.
Самым массовым строительно-дорожным оборудованием в СССР, устанавливавшимся на базе гусеничных тракторов, были бульдозеры – в конце 70-х годов их ежегодное производство превышало 50000 единиц в год. Для монтажа бульдозерного оборудования брали не только тракторы промышленного назначения, но и сельхозтракторы. Причем доля последних превышала долю промышленных. До наших дней дошло большое количество бульдозеров советского периода на базе челябинских промышленных тракторов Т-170, а также волгоградских и павлодарских сельскохозяйственных ДТ-75.
Бульдозеров позднесоветской поры на базе других тракторов сохранилось гораздо меньше, поскольку их выпуск не был столь крупномасштабным. Но в эксплуатации еще можно было встретить бульдозеры на базе таких тракторов, как ДЭТ-250 Челябинского тракторного завода, Т-330 Чебоксарского завода промышленных тракторов, Т-4АП Алтайского тракторного завода. Маловероятна встреча с мелкосерийными бульдозерами на базе трактора Т-180Г Брянского автомобильного завода. Экзотикой стали бульдозеры на базе тракторов, давно снятых с производства, – Т-100М, ДТ-54, Т-74, ранних "круглолобых" ДТ-75. Но тем не менее такая техника кое-где еще осталась.
Бульдозерное и рыхлительное оборудование для челябинских тракторов изготавливалось на Челябинском ордена Ленина заводе дорожных машин им. Колющенко.
Обратите внимание: Порог изменения климата в мире будет преодолен в период между 2027 и 2042 годами.
В последнее десятилетие наиболее распространены были бульдозеры с неповоротным отвалом серии ДЗ-171 на базе трактора Т-170. Таких машин до недавних пор я встречал великое множество на строительных объектах в разных регионах России, в том числе в Москве.Бульдозер серии ДЗ-171 на базе трактора Т-170Более ранние версии бульдозеров с неповоротным отвалом серии ДЗ-110 на базе трактора Т-130 в последние 10 лет были уже большой редкостью, не говоря уже о менее распространенных бульдозерах с поворотным отвалом серии ДЗ-109.
Бульдозер серии ДЗ-110 на базе трактора Т-130Самое удивительное, что в наши дни удалось даже повстречать бульдозер с гидроприводом бульдозерного отвала на базе ветерана Т-100М3ГП. Этот трактор был снят с производства в 1983 году, однако отдельные работоспособные экземпляры 5-10 лет назад еще использовались по прямому назначению.
Бульдозер на базе трактора Т-100М3ГПНа базе трактора ДТ-75 в 2010-х годах массово были представлены бульдозеры с неповоротным отвалом серии ДЗ-42. Их в позднесоветский период выпускали Бердянский, Мингечаурский и Калкаманский заводы дорожных машин.
Мне попадались машины как на базе волгоградских тракторов ДТ-75НР...
Бульдозер серии ДЗ-42 на базе волгоградского трактора ДТ-75НР... так и на базе павлодарских ДТ-75МЛ.
Бульдозер серии ДЗ-42 на базе павлодарского трактора ДТ-75МЛРаз даже довелось встретить "круглолобый" волгоградский ДТ-75 в рабочем состоянии.
Бульдозер на базе "круглого" волгоградского ДТ-75А вот бульдозер на базе "круглого" павлодарского ДТ-75М лет 7 назад я видел уже не рабочий.
Бульдозер на базе "круглого" павлодарского ДТ-75М 1986 г.в.Еще один редкий экземпляр встретился мне в 2013 году. Это машина щелевого дренажа ЭТР-101 1985 года выпуска на базе волгоградского "почтальона". Такую технику выпускал Мозырский завод мелиоративных машин. Правда, данный экземпляр уже не имел роторного рабочего органа, который устанавливался в задней части трактора. Он был оснащен только бульдозерным оборудованием.
Машина щелевого дренажа ЭТР-101 с бульдозерным отвалом (с демонтированным ротором)В 2012 году мне довелось увидеть в работе три бульдозерно-рыхлительных агрегата на базе чебоксарского трактора Т-330 – два из них трудились в Чебоксарах, третий – в Нижнем Новгороде. В столице Чувашии бульдозеры были задействованы на выемке грунта из котлованов при строительстве жилых домов, а в Нижнем Т-330 работал в порту. Один из этих тракторов 80-х годов выпуска был полностью в оригинальном состоянии, на двух других родной двигатель воздушного охлаждения 8ДВТ-330 Волгоградского моторного завода (не отличавшийся надежностью) был заменен на более надежный мотор жидкостного охлаждения ЯМЗ-240. В советское время бульдозерное и рыхлительное оборудование для Т-330 изготовлял Балаковский завод самоходных землеройных машин.
Бульдозерно-рыхлительный агрегат на базе трактора Т-330 с родным мотором 8ДВТ-330Бульдозерно-рыхлительный агрегат на базе трактора Т-330 с неродным двигателем ЯМЗ-240 (характерное внешнее отличие – радиатор, расположенный перед кабиной)Крайне редкий экземпляр – бульдозер с неповоротным отвалом ДЗ-101 на базе трактора Т-4АП2, выпущенный в 70-х годах Калкаманским заводом дорожных машин, – удалось повстречать в 2012 году в Нижнем Новгороде. Несмотря на почтенный возраст, машина продолжала выполнять свою работу и находилась в хорошем состоянии.
Бульдозер ДЗ-101 на базе трактора Т-4АП2Стоит отметить, что до наших дней дожило немало советских бульдозеров не только благодаря их живучести, но и массовости. Увы, сейчас этой массовости нет. В постсоветский период производство гусеничных бульдозеров в России неуклонно снижалось. По итогам 2021 года в РФ выпущено около 1000 бульдозеров – в 50 раз меньше, чем во времена СССР.
Поделитесь своим мнением.
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.
#ссср #трактор #бульдозер #чтз #стройка #завод #техника #история #машина
Еще по теме здесь: Новости науки и техники.
Источник: Старый конь борозды не испортит. Бульдозеры ссср в постсоветский период.