Стирлинга двигатель — двигатель внешнего сгорания. Был изобретен в 1816 г. в Англии изобретателем Р. Стирлингом, затем внедрен в 1840 г. Свое название двигатель получил по его имени. Двигатель имел внешний подвод и преобразовывал тепловую энергию в механическую работу, незамкнутый цикл и работал на подогреваемом воздухе. У него были несовершенный теплообменник, большие габариты и масса. Этот двигатель не получил дальнейшего распространения. Но впоследствии были созданы двигатели внешнего сгорания, использующие в своей работе так называемый цикл Стирлинга. Это замкнутый регенеративный цикл последовательно чередующихся процессов — двух изохорических и двух изотермических. Конструкция двигателя внешнего сгорания включает нагреватель, охладитель, поршни (вытеснитель и рабочий), регенератор, горячую и холодную полости, зубчатые колеса для регулировки работы поршней, ромбический механизм.
Двигатель внешнего сгорания отводит воду от нижней холодной полости. Вода циркулирует в охладителе. Каналы, проходящие через охладитель, нагреватель и регенератор, соединяют между собой холодную и горячую полости. Два поршня (один рабочий, другой вытеснитель) находятся в цилиндре двигателя. Работа двигателя внешнего сгорания состоит в цикле из четырех тактов. Первый такт: рабочий поршень движется вверх и в нижней полости сжимает рабочее тело, вытеснитель пока неподвижен.
Когда рабочий поршень выполнит сжатие газа, он останавливается. Второй такт: вытеснитель движется вниз, при этом из нижней полости в верхнюю перемещается сжатый газ, регенератор и нагреватель нагревают газ. Третий такт: газ расширяется в верхней полости, совершая полезную работу, и оба поршня направляются вниз. Четвертый такт: вытеснитель движется вверх, рабочий поршень не движется, газ направляется в нижнюю полость из верхней и отдает регенератору часть тепла. Охлаждается газ в охладителе. Ромбический механизм преобразует возвратно-поступательное движение поршней во вращательное.
Модификация двигателя внешнего сгорания — это многоцилиндровый двигатель с одним только поршнем в каждом цилиндре. Этот поршень выполняет расширение, сжатие, вытеснение газа. Рабочий цикл этого двигателя выполняется за один оборот кривошипа. Этот двигатель имеет меньшую массу и габариты. Двигатели внешнего сгорания способны работать на различном топливе, даже ядерном, его сжигание происходит в форсунках, и пламя идет в трубы нагревателя. Продукты сгорания топлива двигателей внешнего сгорания содержат намного меньше токсичных примесей, чем продукты сгорания поршневых двигателей внутреннего сгорания. Поэтому «двигатели Стирлинга» очень экологически выгодны,
а также надежны в эксплуатации и экономичны по расходу топлива. Но их существенные недостатки — это большая стоимость, масса, размеры, трудность в управлении и регулировке, сложность конструкции. Современные двигатели внешнего сгорания используются на грузовых автомобилях и судах. Дальнейшее использование таких двигателей перспективно и направлено на снижение габаритов, массы, стоимости, использование рациональных способов их изготовления из жаростойких материалов, увеличение их мощности и производительности.