ТОРМОЗ ГРУЗОВОЙ

ТОРМОЗ ГРУЗОВОЙ

Тормоз грузовой — устройство, предназначенное для удержания от вращения вала грузоподъемной машины; подразделяется на:

1)    ленточный;
2)    колодочный;
3)    дисковый;
4)    конусный.

Тормоз грузовой включается при отключенной системе питания привода. Выключают такой тормоз путем размыкания колодок или ленты (специальной тормозной). Управление тормозом грузовым выполняют с использованием:

1)    электромагнитов;
2)    гидроцилиндров;
3)    центробежного толкателя или других устройств в зависимости от конструкции грузоподъемной машины.

Электромагниты по-разному осуществляют управление тормозом:

1)    элементы электромагнита непосредственно воздействуют на два рычага и, сжимая две пружины, раздвигают тормозные колодки;
2)    электромагнит установлен между двумя коромыслами; при включении электромагнита одно коромысло притягивается к другому и через толкатель первое коромысло воздействует на пружину и раздвигает колодки.

От гидроцилиндра управление тормозом производится через пространственный механизм, при этом воздействуя на специальный рычаг, раздвигают тормозные колодки. В другом варианте пружины и гидроцилиндр размещают между рычагом и стойкой, при этом также оказывается воздействие на тормозные колодки через рычаг. В системе тормозов ленту (специальную тормозную) или колодки замыкают обычно пружинами.

Например, лента тормозная огибает шкив, а через два рычага она соединена с коромыслом, взаимодействующим с магнитом. Три звена (коромысло и два рычага) образуют двухкоромысловый механизм, при этом два рычага соединены пружиной. Третий рычаг и вторая пружина используются для того, чтобы при отключении тормоза отводить ленту от шкива. Тормоза у железнодорожного подвижного состава образуют целую систему, в которой они связаны между собой и управление осуществляется совместно или раздельно по группам.

Такая система из нескольких тормозов состоит из: пневмоцилиндров, балансирных звеньев, нескольких тяг и рычагов с выходом на специальные тормозные колодки, охватывающие колеса вагонов. (Тормозные колодки для подвижного железнодорожного состава выполняются из специальных марок чугуна, причем для тепловозов и электровозов они делаются усиленными.) В данном случае тормозные колодки связаны шарнирно со всем семизвенным механизмом, в который входит и пневмоцилиндр. В процессе управления тормозной системой колодки при соответствующем положении звеньев прижимаются к колесу (при включении системы тормозов для выполнения торможения) или удаляются от него. Кроме того, семизвенный механизм обеспечивает само-установку колодок в зависимости от положения оси колеса.

У транспортных средств тормозные системы устроены по-разному. Простейшая система тормозов автомобиля управляется раздельно педалью и специальной рукояткой. В данном случае тормозная система включает в себя: тяги, рычаги, троса, кулачки управления колодками (тормозными), тормозной барабан. В другом варианте автомобильная система тормозов выполнена вакуумной и состоит из: педали, рычагов, тяги, пневмораспределителя (соединяющего полость цилиндра с всасывающим трубопроводом), поршня, кулачка, колодок (тормозных автомобильных), тормозного барабана, цилиндра.

Поршень под действием атмосферного давления перемещается, поворачивает рычаг и через тягу поворачивает кулачок, который раздвигает колодки и прижимает их к тормозному барабану. При отпускании педали она возвращается в начальное положение, при этом пневмораспределитель соединяет полость цилиндра с атмосферой и тормозная система выключается.

В тех случаях, когда тягач и прицеп составляют автопоезд, для управления тормозами используется специальный тормозной пневматический кран. Последовательность включения тормозных систем при различии времени их срабатывания обеспечивает синхронность подачи воздуха к тормозам тягача и прицепа.