Успешная закладка основания храма

“Когда строители положили основание храму Господнему, тогда поставили священников... чтобы славить Господа...” (Ездра 3:10).

Без хорошего основания не построить ничего прочного. Одна моя знакомая со своим мужем купили новый дом и вскоре после того, как они въехали туда, заметили, что на стенах стали появляться трещины. Между оконными проемами и рамами появились щели, а одну из дверей перекосило так, что она совсем перестала открываться. Когда они пригласили специалиста, чтобы выяснить причину, он установил, что фундамент дома был никуда не годным. Хотя дом был красивый, в нем нельзя было жить из-за некачественно заложенного фундамента.

Одной из задач иудеев, возвратившихся из Вавилона, было восстановить храм и возобновить там поклонение. Эта цель была достигнута нескоро; но, по крайней мере, как говорит Езд. 3, они с успехом начали выполнять план, заложив основание храма.

Экскурс в историю:

Иудеи возвратились в землю Палестины во главе с Зоровавелем, поселившись в Иерусалиме и других городах (Езд. 2:70). Они вернулись домой, чтобы восстановить храм (Езд. 1:2-4).

Через некоторое время они были готовы начать то, для чего они вернулись. Глава 3 повествует о хорошем начале восстановительных работ, когда был заложен фундамент храма.

Для начала они соорудили жертвенник Богу, чтобы приносить Ему жертвы. Это было в седьмой месяц по еврейскому календарю (ст. 1) — месяц, приходящийся на время между нашим сентябрем и октябрем.

Важно отметить, что они построили жертвенник и стали приносить на нем жертвы, “как написано в законе Моисея, человека Божьего” (ст. 2). Они помнили закон, который Бог дал им через Моисея, они знали, что этот закон был записан, и соблюдали его. Иудеями управляло записанное Слово Божье!

“Эти люди боялись других народов, которые жили возле них. Но это не остановило их” (ст. 3; Современный Перевод). Они все равно построили жертвенник и стали приносить на нем жертвы. Может быть, они верили, что, если они будут поклоняться Богу, Он защитит их от врагов.

Само строительство началось “во второй месяц второго года” (ст. 8). Задержку можно объяснить отсутствием строительного материала: как-никак лес для храма доставлялся из Ливана (ст. 7). По словам одного комментатора, “второй месяц — ийар (апрель/май) — был тот самый месяц, когда Соломон начал строительство храма (3 Цар. 6:1). Так как иудеи, вероятно, возвратились в Палестину весной 537 г., «вторым годом» была весна 536 г.” Когда они начали строительство, все приняли в нем участие. Можно с уверенностью предположить, что все без исключения иудеи пожертвовали на храм, кто сколько мог (ст. 5, 7). Во главе стояли Зоровавель и Иисус (ст. 8). Священникам, левитам и сыновьям Кадмиила была отведена своя роль в процессе строительства (ст. 9). Когда основание было положено, музыканты повели всех людей в восхвалении Бога (ст. 10, 11).

Пожилые люди плакали, потому что восстановленный храм — второй храм — не шел ни в какое сравнение с первым. Храм Соломона, наверное, был одним из чудес древнего мира (ст. 12, 13). Позже Аггей и Захария ободрили разочарованных людей (см. Агг. 2:1-9; Зах. 4:10). Однако преобладало все-таки настроение радости и ликования — восклицания были слышны далеко (ст. 13)!Несмотря на некоторое разочарование, строительство началось удачно. Почему? Что способствовало успешной закладке основания?

Конечно, когда мы задаем этот вопрос об иудеях и их строительном проекте, мы задаем его ради себя, мы ищем здесь образное сравнение. В наши дни храмом Божьим является церковь. Павел писал в Эфес:

«Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, составляемое стройно, возрастает в святой храм в Господе» (Еф. 2:19-21).

Мы читаем о церкви в 1 Кор. 3:16: “Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?”

Строим ли мы здание, которым будет пользоваться Божий народ, или нет, мы всегда участвуем в процессе строительства церкви (Еф. 4:12). Для этого нам нужно положить прочное основание, как сделали иудеи. Как этого достичь? Для созидания общины необходимы пять качеств, которые имелись у иудеев, строивших храм.

ИХ ЕДИНСТВО

Люди успешно заложили фундамент храма, потому что они все были за одно: “Тогда собрался народ, как один человек, в Иерусалиме” (ст. 1). Точно так же и община достигнет хоть каких-то результатов, если ее члены будут демонстрировать сплоченность (см. напр. Ин. 17:20, 21; 1 Кор. 1:10; Еф. 4:1-3; Фил. 2:1, 2). Частью прочного основания церкви является единство в ней.

ИХ ЩЕДРОСТЬ

Имея огромное желание заложить прочное основание храма, иудеи проявили щедрость. Они совершали добровольные приношения (ст. 5) и давали деньги тем, кто непосредственно трудился на постройке храма (ст. 7; см. 2:68, 69). Можно вспомнить другие примеры того, как Божий народ щедро жертвовал, например когда израильтяне участвовали своими щедрыми пожертвованиями в постройке скинии (Исх. 35:20-29; 36:2-7), а также когда церкви македонские, сами находясь в глубокой нищете, щедро жертвовали на благо нуждавшихся святых в Иерусалиме (2 Кор. 8:1-5; см. Деян. 4:32-35). Подобным же образом, чтобы многое сделать для Господа в наши дни, чтобы создать прочные церкви, необходима щедрость со стороны Божьего народа.

ИХ ПРАВИЛЬНО УСТАНОВЛЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Божий народ успешно заложил основание храма потому, что (по крайней мере, в этот раз) он поставил на первое место самое важное (ст. 2-6). Их первоочередной задачей — или одной из таких задач — было построить Божий дом.

Обратите внимание: Колоссы заупокойного храма Аменхотепа Третьего.

Еще до начала работ они стали поклоняться Богу и приносить Ему жертвы. Завершение закладки основания также сопровождалось поклонением и восхвалением.

А чему каждый из нас должен придавать первостепенное значение? Предположим, вы переехали на новое место жительства. Что будет волновать вас в первую очередь? Станете ли вы, как они, прежде всего хлопотать о том, чтобы иметь возможность поклоняться Богу? Поставите ли вы на первое место царство Божье? (См. Мф. 6:33).

Может, уместнее будет спросить: “Чему мы как община должны придавать первостепенное значение?” Бывает, что община уделяет главное внимание мелочам. Мы должны определить, какие задачи для нас являются главными, и стремиться к их выполнению. Один может сказать, что мы должны придавать первостепенное значение евангелизации. Другой скажет, что нашей главной заботой должна быть миссионерская работа. Третий будет настаивать, что на первое место мы должны поставить назидание церкви. Кто-то еще может требовать, чтобы мы главный упор сделали на богослужении. Наверное, можно примирить все эти точки зрения, сказав, что на первое место мы должны поставить Божье дело, дабы прославлялся Бог, — а это в разное время потребует от нас различных видов работы.

Именно так и поступили иудеи. В то время самым важным, что они могли сделать для Бога, было восстановление храма и возобновление богослужения. За выполнение этой задачи они и принялись.

Чтобы местная церковь преуспевала, ей нужно установить правильные приоритеты. Возможно, об этих приоритетах лучше всего будет сказать, что на первое место как в нашей личной жизни, так и в жизни общины нам нужно поставить дело Божье.

ИХ ВЕРНОСТЬ

Иудеи успешно заложили основание храма, потому что для них было важно поклоняться Богу так, как сказано в Его законе, и преданно соблюдать этот закон (ст. 2). Если бы они не сделали этого, все остальное, что бы они ни делали, оказалось бы напрасным. Точно так же и в наши дни: если мы хотим строить церковь так, чтобы это было угодно Богу, нашим основным руководящим принципом должно стать следование записанному Слову Божьему. Церковь должна быть “столпом и утверждением истины” (1 Тим. 3:15). Если мы не будем проповедовать истину, учить истине и повиноваться ей, то все остальное, что мы делаем, будет напрасным.

ИХ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ

Наконец, они успешно заложили основание храма, потому что тем или иным образом в этом участвовали все люди. В главе 3 говорится, что Зоровавель и Иисус, которым помогали прочие братья и священники, повели в работе. Зоровавель, Иисус и левиты вместе с Кадмиилом и его сыновьями, сыновьями Иуды и сыновьями Хенадада надзирали за работавшими в храме Божьем. Священники и левиты, “сыновья Асафовы”, играли на музыкальных инструментах во время ликования, когда строительство фундамента было завершено. Другие работали “производителями работ”, “строителями” и “каменотесами и плотниками”. Кроме того, собрался “народ”, который совершал добровольные приношения, возносил всесожжения и восклицал во время ликования, славя Господа. Каждый принял участие в успешно начатой работе.

Так же и церковь сможет выполнить какую-либо важную работу только тогда, когда в ней будут задействованы все члены. Не всякий может руководить работой; не всякий призван быть лидером. Однако каждый член церкви может внести свой вклад в выполнение церковью ее миссии. Бог дает разным членам разные дары, но все эти дары предназначены для созидания тела Христова (Еф. 4:11, 12). Каждому дается какой-то талант, с тем чтобы использовать его для помощи другим членам церкви и для прославления Бога (1 Пет. 4:10, 11). В целом, успех церкви в исполнении Божьей работы пропорционален количеству принимающих в ней участие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Что требуется для того, чтобы церковь была крепкой? То же, что потребовалось для закладки основания храма в дни Ездры: единство, щедрость, правильно установленные приоритеты, верность и активность. Восстановление храма началось успешно именно потому, что Божий народ обладал всеми этими качествами.

Очень важно хорошо начать! Спринтер, стартовавший лучше всех, получает решительное преимущество над остальными бегунами. Это же можно сказать и о команде, которая открывает счет на соревнованиях. Хорошее начало поднимает дух команды, деморализуя соперника. Поэтому нам понятно значение поговорки “Хорошее начало полдела откачало”. Если мы хотим положить хорошее начало нашей работе по укреплению местной общины, мы должны стремиться создать такую общину, члены которой проявляют единство духа, щедрость в приношениях, верность Слову Божьему, принимают участие в делах церкви и придают работе Божьей первостепенное значение.

История восстановления храма, начавшаяся в Езд. 3, не заканчивается там. Далее мы узнаем, что из-за противодействия работа была прекращена на много лет. Пусть это будет нам предупреждением, что хорошее начало не обязательно ведет к успешному завершению. Нам нужно хорошее начало, но мы также должны проявлять настойчивость. Мы должны решительно “хранить веру”, не останавливаться, пока работа не будет сделана. Тогда, если мы сможем сказать: “Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил”, — то сможем по-настоящему возрадоваться тому, что Бог сделал через нас.

#храм #ездра #церковь #христиане #христианство #религия #история #история древнего мира #история древнего востока

Еще по теме здесь: История.

Источник: Успешная закладка основания храма.