С таким предложением выступил депутат Государственной Думы Артем Кирьянов. Контроль за цифровой общедоступной информацией, по его мнению, позволит значительно снизить число преступлений в данной сфере

28 сентября 2022, 19:54

С таким предложением выступил депутат Государственной Думы Артем Кирьянов. Контроль над цифровой публичной информацией, по его мнению, значительно снизит количество преступлений в этой сфере.

С таким предложением выступил депутат Государственной Думы Артем Кирьянов. Контроль за цифровой общедоступной информацией, по его мнению, позволит значительно снизить число преступлений в данной сфере

Один из важных законопроектов, который будет рассматриваться в Государственной Думе в осеннюю сессию, - "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" (о распространении цифровой наружной рекламы и установке цифровых рекламных конструкций).

Статьи по: Кибервойна как движущая сила бизнеса

Его автор - Артем Кирьянов, заместитель председателя Комитета по экономической политике Государственной Думы. В интервью корреспонденту "Эксперта" он объяснил суть законопроекта и то, что он предлагает, а именно создание государственного стратегического медиаканала - единого информационного ресурса для снижения риска распространения недостоверной информации и содержания нарушений российского законодательства.

Закон призван обеспечить равные права для игроков рынка

"Полномочия единого оператора - это установка и эксплуатация цифровых рекламных конструкций по всей стране, проверка содержания рекламы, контроль технического состояния конструкций и защита персональных данных на созданном сайте, а также удаление рекламы со всех билбордов в случае нарушения закона", - отметил Артем Кирьянов.

В то же время, говорит депутат, законопроект предъявляет определенные требования к одному оператору цифровой рекламы, а именно он должен быть российским юридическим лицом, не контролируемым иностранными государствами и юридическими лицами.

Оператор должен являться системообразующей организацией для российской экономики в части рекламных агентств, владеть цифровыми рекламными конструкциями на объектах транспортной инфраструктуры, в том числе в городах федерального значения, и обладать исключительными правами на программы для ЭВМ, обеспечивающие функционирование информационного ресурса для размещения информации на цифровых конструкциях и электронных информационных табло.

В пояснительной записке к документу также говорится, что он призван обеспечить равные условия для всех субъектов, активно использующих цифровую рекламу, и предотвратить распространение ложной информации, содержащей признаки нарушения российского законодательства.

Российские эксперты по-разному оценивают потенциальную инновацию. Гаджи Гаджиев, ведущий юрист компании Madrock, например, отметил, что дополнительные меры контроля могут привести к деградации рекламного сегмента рынка.

Похожие статьи: На рынке кибербезопасности произошел тектонический сдвиг

"В настоящее время в правилах уже предусмотрен достаточный контроль, а с появлением онлайн-сервиса, позволяющего рекламодателям сообщать о нарушениях, этот контроль стал гораздо более доступным для всех. А имея информацию о рекламодателях и рекламораспространителях - как известно, на распространение рекламы заключается официальный договор - не так уж сложно найти виновных и привлечь их к ответственности в случае нарушения закона, что сейчас очень легко и часто делают соответствующие антимонопольные органы. В то же время бизнес всегда действовал в соответствии с принципом добросовестности в гражданских правоотношениях, а дополнительный административный контроль только усугубит ситуацию и может привести к чрезмерной цензуре, поскольку за этот контроль будет отвечать некий чиновник, которому всегда проще отказать в публикации той или иной рекламы, чем нести ответственность за ее возможно вредное содержание. Для оспаривания таких решений может возникнуть целый пласт судебных дел", - сказал Гаджиев в интервью Experian.

В то же время он считает, что резкого перехода к одному оператору или одному формату в сфере рекламы не произойдет, так как этот рынок достаточно велик. Однако, поскольку сам закон не имеет обратной силы, можно предположить, что новые правила могут действовать перспективно во времени и будут применяться к новым рекламным сообщениям. Или старые, если они продлеваются на новый срок.

В документе нашли уязвимости

Однако есть и те, кто видит в законопроекте явную опасность монополизации рекламного рынка. Так, Павел Селезнев, первый заместитель декана факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета, в интервью корреспонденту 'Эксперта' отметил, что основным бенефициаром законопроекта может стать компания Russ Outdoor - единственная организация на рынке, отвечающая требованиям единого оператора, описанным в законопроекте.

"Во-первых, она нарушает права участников рынка, навязывая де-факто новую монополию и устраняя конкуренцию, что, несомненно, может привести к ценовым злоупотреблениям. Во-вторых, наличие единой монополии, безусловно, делает ее очень уязвимой для киберугроз и хакерских атак на территории страны, имеющей значительную протяженность и различные часовые пояса", - предположил эксперт.

Алексей Горелов, старший партнер консалтинговой компании "Дубинин и партнеры", не согласен со своим коллегой. Он уверен, что предложенный законопроект не противоречит друг другу. Несмотря на создание единого оператора, все действующие агрегаторы фактически могут сохранить свои рекламные структуры и разрешения.

"Договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций ограничены по времени. То есть, они фиксируются на строго ограниченный период времени. Существующие контракты и существующие структуры будут стоять до тех пор, пока не истечет срок действия контрактов, тогда уже все пойдет через создаваемый агрегатор. Поэтому новый агрегатор будет регулировать только установку и работу новых структур, но в то же время контролировать содержание существующих." - прокомментировал ситуацию "Эксперт".

Алексей Горелов считает, что инициатива направлена на регулирование рекламного рынка в целом. Таким образом, одной из функций назначенного регулятора является проверка содержания рекламы. "Если будет установлено, что содержание не соответствует фактическим обстоятельствам - содержание будет удалено. Если же реклама законна и размещена на основании реальных договоров - она будет использоваться по назначению в течение всего срока действия договора и не будет изыматься из публичного оборота", - добавил он.

Эксперт напомнил, что рынок рекламных услуг прошел множество этапов с момента распада СССР до настоящего времени: от массовой рекламы "всего и вся" в начале 1990-х годов он постепенно "выровнялся".

"Несмотря на это, реклама сомнительных финансовых компаний, незаконных массовых акций и других незаконных материалов продолжает появляться. Этот закон должен регулировать контент и максимально приблизить его к закону. Кроме того, при наличии единого агрегатора произойдет выравнивание цен и унификация контрактов с учетом прав и общности сторон. Что касается актуальности этого закона, то это прерогатива государства. Только государство решает, когда и как оно будет регулировать ту или иную сферу. Если вопрос был поднят на уровне Государственной Думы, значит, его время пришло", - заключил он.

Реклама не должна противоречить национальным интересам

Между тем, автор законопроекта в комментарии для "Эксперта" считает, что опасения по поводу монополизации рынка наружной рекламы и киберугроз преувеличены. По его мнению, принятие законопроекта не нарушает конкуренцию, так как согласно позиции Федеральной антимонопольной службы (ФАС), рекламный рынок не разделен на отдельные товарные рынки: телевидение, радио, интернет и реклама.

По словам Артема Кирьянова, вопросы хакерства и киберугроз в наружной рекламе, наряду с безопасностью данных российских граждан, стали более острыми. "Буквально на днях Роскомнадзор сообщил, что в результате взломов произошла утечка 230 миллионов данных наших граждан - их имена, адреса, номера телефонов, медицинские данные, поведенческие признаки", - сказал он. - сказал депутат, отметив, что использование этих данных представляет собой систему организованного мошенничества, создание "цифровых портретов" российских граждан и возможность их использования в других незаконных целях, в том числе людьми из недружественных стран.

"С начала специальной военной операции раздавались призывы к взлому и трансляции незаконной информации на иностранных платформах". - Артем Кирьянов подчеркнул. Он упомянул случаи отключения операторами экранов накануне празднования Дня Победы в Ростове-на-Дону из-за подобных угроз.

Артем Кирьянов считает, что начало масштабной цифровизации индустрии наружной рекламы в России началось несколько лет назад, предвидя рост киберугроз в связи с развитием технологий. Поэтому необходимо создать эффективный механизм для предотвращения размещения информации, противоречащей национальным интересам.

"Это позволит предотвратить подобные угрозы путем создания национального единого информационного ресурса, требования к безопасности которого будут устанавливаться уполномоченными органами исполнительной власти". - заключил депутат.

Напомним, что законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 15 июля 2022 года. Срок подачи поправок к законопроекту продлен до 1 октября 2022 года. Ожидается, что поправки к его тексту будут представлены в Совет Думы к этой дате.