Древний Василиск, один из представителей змеиного царства. Он пришел из мифов древних египтян. Приобрел популярность у греков, римлян и славян. Пугающий образ змея дополнялся и видоизменялся в зависимости от территории.
Василиск- царевич.
Древние египтяне поклонялись змеям. Следует вспомнить первую восьмерку египетских богов. В ней, богини изображались с головами змей. Да и вообще, изначально змеи в египетской мифологии были создателями мира и всего сущего. Неудивительно, что, несмотря на скорую трансформацию образа змея, египетские фараоны продолжали носить на своих головных уборах изображения змея – Урея.
В древнеегипетской мифологии, змей по имени Василиск был священным. Он царствовал над змеями и сеял ужас среди животного мира. Василиск не был единственным змеем. Василисков было много. Они появлялись из яиц ибисов. Эти птицы питались яйцами змей. По мнению египтян, именно это и способствовало появлению особого яйца. Несмотря на то, что ибисы были священными в Древнем Египте, люди частенько разбивали их яйца, дабы избежать появления новых Василисков.
Исходя из египетских текстов, впервые Василиск появился в Северной Африке в Киренаике. Люди подробно описывали змея. Был он около тридцати метров длинной, на его голове виднелось пятно в виде диадемы. Видимо это и стало поводом, называть Василиска, царем змей, да и вообще всего мира. Само тело змея было желтого цвета. На его голове виднелись наросты, в виде рогов.
Сила Василиска обуславливалась его умением убивать взглядом, а также зловонным запахом, который исходил из пасти змея. Помимо этого, Василиск был ядовитым, мог выжигать траву и камни после себя.
Но загадочного змея описывали не только египтяне. Среди греческих авторов, впервые упомянул Василиска, древнегреческий философ- Аристотель. Вероятно, информацию о змее, он получил от египтян. Демокрит писал о ласках, которые проникают в норы к змеям и уничтожают их потомство. Для самого же змея смертельную опасность несет крик петуха.
Обратите внимание: Был обнаружен самый древний рисунок, написанный человеком. «Он похож на хэштег».
Из глаз змея делали обереги и готовили зелье.В дальнейшем Лукан будучи древнеримским автором текстов, описал рождение змея. По его мнению, Василиск появился из тела обезглавленной Медузы Горгоны.
Василиск греков был более реалистичным. Он отличался ядовитостью и зловонным дыханием. Там, где проползал змей, погибали растения. Но Василиска можно было убить. А вот у римлян он считался бессмертным.
Существует легенда о встрече Александра Македонского и Василиска. Змей, практически уничтожил войско царя. Македонский приказал соорудить больше зеркало. Оно было направлено на змея, отражение которого, сработала против него же.
В славянской мифологии также есть Василиск. И если западные славяне описывали его таким же как греки и римляне. То восточные славяне видоизменили Василиска. Был он с телом змея и головой индюка. А также с телом пернатой жабы и головой петуха, при этом у зверя были крылья. Славянский Василиск преобразился в ящерицу с головой петуха. Крылья его были как у дракона, кожа напоминала кожу жабы, когти были орлиными. Василиск обладал четырьмя парами лап, глаза его были нефритового цвета. Взгляд зверя убивал все вокруг.
В славянских мифах, Василиск появился из яйца черного петуха. Высиживала яйцо жаба. Сам змей описывали похожим на ящерицу с крыльями. Вероятно, образ Василиска породил такого персонажа как Змей Горыныч.
У славян, Василиски не всегда были жуткими. Они исполняли желания, оказывали воздействие на мышление человека.
В христианстве Василиск считается слугой Дьявола. Яд его отождествляется с завистью. Так же бытует мнение, что Василиск является падшим ангелом. С приходом христианства Василиск стал больше походить на дракона.
Еще по теме здесь: Новости науки и техники.