В олимпийскую программу входят два вида велосипедных гонок - шоссейные и трековые. Соревнования на шоссе проводятся на большие расстояния, и поэтому тут наибольших успехов добиваются спортсмены выносливые, с твердым характером и умением постоять не только за себя, но и за свою команду. Именно такой коллектив и составили в Монреале A. Чуканов, В. Каминский, А. Пиккуус и B. Чаплыгин, выигравшие золотые олимпийские медали в командной гонке на 100 км.
Считают, что скорости велосипедистов на шоссе значительно ниже, чем на треке. Это заблуждение, поскольку на отдельных участках дистанции, и особенно на крутых спусках, шоссейники развивают скорость свыше 100 км/ч. В правилах проведения некоторых зарубежных гонок даже есть пункт, который гласит, что велосипедист, превысивший скорость 120 км, незамедлительно получает предупреждение.
Такие ошеломляющие скорости возможны только на отдельных участках. Большую же часть дистанции гонщики на шоссе проходят в среднем со скоростью 45-47 км/ч, на финише скорость увеличивается до 65 км/ч. Это очень высокие показатели, и выдержать такой темп могут только прекрасно тренированные гонщики. Для сравнения можно вспомнить, что, когда в 1869 г. впервые была проведена велосипедная гонка по маршруту Париж - Руан (Франция) на дистанцию 120 км, средняя скорость победителя - англичанина Мура была около 11 км/ч.
Впрочем, чествовали его как героя, поскольку в те годы умение человека проехать на велосипеде такое расстояние вызывало изумление. На I Олимпийских играх современности в Афинах (1896) в шоссейной гонке на 100 км участвовало лишь 10 смельчаков, а до финиша добрались двое.
В России первые велосипедные соревнования были проведены 24 июля 1883 г. на Московском ипподроме.
В целом достижения русских велосипедистов дореволюционных лет были невысокие. Обычно же русские велосипедисты конкурировали только с приезжими зарубежными гонщиками, в чем, кстати, особенно преуспел любимец публики, одессит С. Уточкин, который прославился и своими бесстрашными трюками на первых аэропланах.
Выступал он в основном на треке, поскольку даже мало-мальски пригодных дистанций для других гонок в ту пору было маловато. Сейчас их предостаточно, но состязания на треке не потеряли своего былого очарования- сложные тактические маневры, внезапные смены темпа и напряженная борьба на последних метрах. И за всем этим есть возможность следить с небольшого расстояния, поскольку участники соревнований на треке ни на мгновение не исчезают из поля зрения внимательного зрителя.
Эти соревнования требуют взрывной силы мышц, бесстрашия и одновременно умения хладнокровно оценивать ситуацию. Из советских спортсменов первые золотые олимпийские медали выиграли на треке И. Целовальников и В. Семенец. На Олимпиаде 1972 г. в Мюнхене они соревновались на тандемах, т.е. на велосипеде с двумя гонщиками. Скорость этих машин превышает 65 км/ч. Первым нашим олимпийским чемпионом в шоссейной гонке стал В. Капитонов (Рим, 1960).
В олимпийскую программу входит и гит на 1 км. Это гонка для определения лучшего времени, и поэтому велосипедисты сразу же стремятся развить максимально высокую скорость. До команды арбитра на старте машины участников поддерживают помощники.
В гонке преследования участники стартуют одновременно и с диаметрально противоположных точек трека.
В соревнованиях на треке принимают участие женщины. Самое крупное соревнование женщин- чемпионаты мира. Из советских спортсменок наибольшего успеха добилась Г. Ермолаева, которая в спринтерской гонке 6 раз выигрывала мировые первенства. Затем эстафету побед приняла Г. Царева, в 1977 г. она в пятый раз выиграла первенство мира в спринте.