Верующие — как дети… Этому есть научное обоснование

Открываем новую рубрику, судя по всему. Начнём с очень интересного вопроса в комментариях сайта. Цитирую:

«В 2009 году, группа английских ученых, после изучения поведения и психологии детей, сделала вывод: если группу детей, с момента рождения изолировать на необитаемом острове от внешнего мира, то к 10 годам они начнутся поклоняться Богу. Объясните сей феномен, уважаемый автор».

Если даже меня, ражего мужика, изолировать на необитаемом острове… то через 10 лет можно будет забирать спокойного, умиротворенного жреца какого-нибудь нового культа. Который обязательно придумаю, оформлю на черепахо-панцирных скрижалях, по дороге домой обращу в него весь экипаж корабля. Не сомневаюсь, ага.

Теперь о феномене, который упомянул уважаемый Читатель. Он действительно существует и заключается не в какой-то недоразвитости юного мышления. А благодаря врождённой склонности детей учиться у более взрослых, референтных особей. Невзирая на очевидные ошибки примитивной логики. Получая откровенно неверные сигналы, дети делают странные и далеко идущие выводы.

В 1954 году был проведён эксперимент. Психологи обратили внимание на один феномен: годовалые малыши регулярно совершают одну и ту же ошибку. Абсолютно все. Суть: любимую игрушку или другой интересный предмет прятали в один из двух контейнеров (например, в правый). Ребёнок оттуда его доставал, до одури наслаждался… и игрушку прятали в левый контейнер у него на глазах. Но малыш всё равно продолжал искать желанный предмет в правом контейнере, день за днём. Что это значит?

Предположили: у детей в возрасте 8-12 месяцев ещё не оформилось представление о постоянстве (устойчивости) материальных объектов в пространстве и времени. Ребёнок был уверен в волшебном состоянии окружающего мира, игрушка «появляется» в контейнере по причине… его желания заглянуть в правый контейнер. Другие психологи сказали: в ходе эксперимента формируется простой двигательный рефлекс, поэтому малышня ползёт к тому источнику, который даёт нужный предмет.

(Иллюстрация из открытых источников)

Логично. Такое поведение несколько раз было «вознаграждено» (дали поиграть в игрушку), и этого оказалось достаточно, чтобы подавить более слабый сигнал (от рассудка). Который говорил: игрушка в другом месте, сам же видел! Но поощряемый инстинкт побеждал, настраивал на другую, устойчивую последовательность рефлекторных двигательных движений.

Через лет двадцать к проблеме вернулись. На основе более свежих научных данных высказали гипотезу: виновна неразвитость кратковременной памяти у детей. Или же возможность активации «протоколов подражания» на основе активации «зеркальных нейронов». Это может работать, когда ребёнок видевший несколько раз, как взрослый тянет руку к правому контейнеру, начинает подражать этому движению. Игрушка оказывалась вообще ни причём. Но обе версии быстро опровергли, вопрос продолжал висеть в воздухе…

Только десять лет назад к проблеме подступились вновь, проведя серию экспериментов. Наиболее показательными они получились у венгерских детских психологов, предложивших очень простое объяснение детской ошибки с контейнерами-игрушкой. Как оказалось, дело в механизмах «естественной педагогики», заложенной в человека эволюцией. Маленькие дети, как и взрослые, — существа чрезвычайно социальные. Антропологи даже термин специальный ввели, «ультра-социализация».

Наше сознание в первые годы жизни настроено на извлечение общей информации об устройстве мира… не на личных наблюдениях. Основные данные черпаются благодаря общению со взрослыми, которые обязаны своим присутствием постоянно занимать внимание малышей. Те всегда ждут, кто бы поделился с ними своей мудростью. Механизм прост, каждый родитель это может подтвердить собственными наблюдениями. Вспоминайте, короче…

(Иллюстрация из открытых источников)

Когда ребёнку передают какую-то информацию (словом, интонацией, мимикой или действием), малыш фокусируется. Прежде всего пытается найти в ней некий общий смысл. Потом наступает черёд объяснений правил, общего порядка, принципов и законов окружающего мира. Дети в начале жизни не способны обобщать информацию, полученную самостоятельно. Зато склонны генерализовать и обрабатывать ту, что получили от родителя, любого другого взрослого человека. И только при прямом личном контакте.

Учёные предположили: причина детских ошибок при поиске игрушки кроется в неверной интерпретации начального этапа эксперимента. Экспериментатор несколько раз подряд кладет игрушку в правый контейнер, а дети воспринимают это обучением некому общему правилу. Малышня думает, что взрослый человек своими действиями объясняет что-то неимоверно важное. Говорит своими действиями: «Это такой закон мира, игрушки здесь принято хранить в правой коробочке». Вполне возможно, закон обрабатывается детским мозгом ещё проще: «Если понадобится игрушка, ты знаешь где её искать».

Доказательством послужили три серии экспериментов с детьми в возрасте 8-12 месяцев. В каждой участвовало по 14 малышей. Родителей исключили из влияния на результат, мамы держали своих чад на коленях, сидя перед экспериментатором. Не шевелясь и закрыв глаза. Итак, вот как это было:

(Иллюстрация из открытых источников)

Первый тест «а», тут присутствовал прямой контакт малышей с девушкой-экспериментатором. Она смотрела на ребенка, привлекала максимум внимания дружелюбием и радостью. Постоянно улыбалась ребёнку, разговаривала (малыш, смотри что есть!»).

Обратите внимание: Разобрал свою веб-камеру и изучил ее. Внутри она выглядит очень интересно, поэтому прикрепил много фото..

Сначала игрушку прятали четыре раза под правый колпачок, потом три раза — под левый.

Накрыв любимую игрушку малыша, девушка ждала 4 секунды. Пододвигала картонку, на которой стояли оба колпачка. В этот момент маме разрешали открыть глаза. Малыш должен был выбрать что-то одно. Если в течение 20 секунд не трогал ничего — тест не засчитывался. Если выбор был сделан правильно, мама поднимала колпачок, позволяя немного потешиться игрушкой.

Второй тест «в» работал так же, за исключением одного важного момента. Девушка-экспериментатор теперь сидела к ребёнку боком, демонстрируя полное равнодушие к нему. Никак не привлекая его внимание, не улыбаясь и не разговаривая. Механически совершала все действия, прятала игрушки под колпачки и пододвигала картонку к испытуемым. То есть, никакого «социального контакта» теперь не было. Но все действия были прекрасно видимы ребёнком, мог подражать… было бы желание.

Третий тест «с» был самым интересным. Девушка пряталась за занавеской, управляла колпачками тончайшими лесками. На дистанции двух метров их было совсем не видно, создавалась полная иллюзия — предметы движутся сами.

Результаты были впечатляющие. Идея авторов была в том, чтобы доказать: решающее значение для результатов теста должен иметь «социальный контакт» между ребёнком и экспериментатором. Результаты теста «а» должны резко отличаться от «в» и «с», в котором вообще не было никакого контакта со взрослым. Всё вышло, как предположили.

В первом эксперименте дети уверенно тянулись к правому колпачку, даже после того, как на их глазах игрушку спрятали под левый. Это произошло в 80% случаев. Во втором и третьем экспериментах ошибка не исчезла, но её частота снизилась до 50%. Что просто говорит о равной вероятности, случайном выборе. Значит… на выбор влияет именно дружелюбный первый «социальный контакт».

(Иллюстрация из открытых источников)

Проверена была теория кратковременной памяти. В ходе эксперимента колпачки предлагались к выбору после 4-хсекндной задержки. Но когда этот временной разрыв исключили, дети не ошибались почти никогда в тестах «а» и «в», безошибочно находя игрушку там, где её спрятал экспериментатор.

Так о чём рассказали результаты? Дети очень внимательны к сигналам, которые подают им взрослые. Они активно пытаются вывести из них далёко идущие обобщения. Что подтвердило другую гипотезу, «культурного интеллекта». Согласно которой, в эволюции человеческого мышления решающую роль сыграл «прыжок» в сферу интеллектуальных функций «культурно-социального» характера. Способности к обучению, общению, пониманию мыслей, желаний и поступков соплеменников. Статья в разделе скоро будет, обсудим крайне интересные эксперименты…

Выводы…

Итак, что доказал эксперимент венгерских психологов? Решающую роль в детской мышлении играет врождённая склонность к обучению. Но не абы какому, а исключительно «социальному». Которое связано с человеческим общением. Самостоятельно исследовать мир малышне неинтересно, никаких выводов они не способны делать. Это подтвердили тесты серии «с», когда предметы двигались с помощью невидимых нитей. Механизмы мышления включались только при наличии явно выраженных знаков, которые подаёт живой взрослый человек. Настраивая «социальный контакт», пытаясь своими действиями объяснить какие-то правила.

Как это может работать в маленькой голове? Пока не совсем понятно, дело в пресловутых 4-х секундах. Какие процессы происходят за это время, что за далёко идущие выводы побуждают их делать выбор, опираясь на сигналы взрослых? Результаты тестов «в» и «с» полностью отметают «подражательные механизмы». Дети не проявили никакого желания повторять действия экспериментатора, равнодушно сидящего к ним боком.

А теперь к заявленной теме статьи, почему верующие — как дети. Потому что этот эксперимент говорит о наличии в человеке очень специфической, социально-ориентированной «педагогической программы». Которая позволяет детям развивать своё мышление. Это объясняет многие загадки эволюции наших предков, странности человеческой истории и культуры.

Именно так закреплялись и культивировались в обществе всевозможные предрассудки и верования. Несмотря на нелепость и даже вредоносность. Так заложено в механизмы психики: человеческий детёныш от природы склонен больше верить авторитетам, чем собственным органам чувств. Мало того, малыши испытывают в этом острую потребность. Быть обученными или… обманутыми.

Кстати, высшие приматы имеют предохранительные механизмы от такого «доверия». Их детёныши следуют за матерью в процессе «обучения и социализации», но только до определённого предела. Легко устраняют противоречия, полагаясь на собственную наблюдательность, сигналы органов чувств, самостоятельное физическое освоение окружающего мира.

Человек же (с младенчества) запрограммирован быть подчинён механизмам «индоктринации». Двустороннему и целенаправленному процессу распространению идей, идеологем, доктрин, стереотипов и оценок, которые предложит… улыбчивый взрослый человек. Будьте бдительны, товарищи!

Комментарии распахнуты, милости прошу.

#психология #религия #история религий #религиозное воспитание #образование и наука #научный атеизм #наука #человек и общество

Еще по теме здесь: Новости науки и техники.

Источник: Верующие — как дети… Этому есть научное обоснование.