Цель воинских игр и упражнений заключается в овладении прикладными двигательными навыками. Это бег по пересеченной местности, прыжки через препятствия, лазание, упражнения на равновесия, метание в цель и на дальность, поднятие и переноска тяжестей, а также некоторые другие. У древних германцев к числу прикладных упражнений можно было отнести практически все игры и состязания.
К числу наиболее популярных упражнений относилось метание в цель и на дальность копий, пик и специальных метательных булав. С такой же ловкостью, как они умели метать, германские воины перехватывать на лету брошенное в них оружие. Еще Гай Юлий Цезарь оставил свидетельство: «они... перехватывали метательные копья и пускали назад в римлян». (184, с. 139)
Кроме метаний, неотъемлемой частью воинской подготовки древних германцев были прыжки. По свидетельству Тацита, на всех родовых собраниях проводились игры с прыжками, среди которых выделялись прыжки через оружие, воткнутое в землю острием вверх: «Их зрелища на всех собраниях одни и те же: обнаженные юноши прыгают с разбега меж врытых в землю мечей и смертоносных фрамей (копий -Авт). Привычность этой игры сделала ее искусством, а искусство придало изящество этому зрелищу, которое никогда не вознаграждается: их дерзкая ловкость требует лишь одной награды - удовольствия зрителей».
В более поздние времена важную роль прыжкам отводили рыцари. Л. Кун пишет об этом так: «В XV веке получили популярность состязания по прыжкам через стол и на стену. В этих видах наибольший успех, как гласит одна из надписей в коридоре Королевского дворца в Мюнхене, связывается с именем баварского князя Кристофа (1449-1493), который вырвал гвоздь, забитый на высоте 3,4 м. Обычай прыгать на стену и через стол нельзя рассматривать как простую причуду. Оба вида состязаний развивали у рыцарей чувство равновесия и ловкость, которые стали необходимыми для службы в пеших войсках, занявших первостепенное место». [100, с. 98]
Во многих римских источниках древние германцы признаются очень хорошими пловцами. Они с детства упражнялись в переплывании самых широких рек, в том числе таких как Рейн и Дунай.
Тацит указывает на то, что важное место в воинской подготовке древнегерманских воинов занимало искусство верховой езды: «Верховая езда у них игра для детей, соревнование для подростков, ею занимаются даже старцы». Цезарь пишет: «Германцы... в своих доморощенных, малорослых и безобразных лошадях развивают чрезвычайную выносливость. В конных сражениях они часто соскакивают с лошадей и сражаются пешими, а лошади у них приучены оставаться на месте, и в случае надобности они быстро к ним отступают. По их понятиям, нет ничего позорнее и трусливее, как пользоваться седлом. Поэтому, как бы их ни было мало, они не задумываются атаковать любое число всадников на оседланных конях».
Верхом на конях германские воины состязались в мастерстве владения оружием. Так, Прокопий описывает это мастерство в исполнении предводителя германского племени готов: «Сидя на великолепном коне, он на этом пустом пространстве с большой ловкостью показал искусство верховой езды. Сперва он заставил своего коня проделать изящнейшие повороты и вольты. Затем он на полном галопе бросал свое копье высоко в воздух и снова ловил его за середину, когда оно падало вниз. Он ловил его то левой, то правой рукой, искусно меняя руку, причем показывал свою ловкость, спрыгивая с коня спереди и сзади, а также с обеих сторон, и снова прыгая на своего коня, как человек, который с молодости был обучен искусству манежной верховой езды. В таких упражнениях он провел целое утро».
Германские воины славились умением запрыгивать с оружием в руках на неоседланных коней. Цезарь упоминает еще об одном приеме: «если нужно было продвинуться более или менее далеко или же с большой поспешностью отступить, то они от постоянного упражнения проявляли такую быстроту, что держась за гриву коней, не отставали от всадников».