Немецкая группа приняла решение продать свои активы в России и полностью уйти с российского рынка. В то же время более года назад Volkswagen остановил производство автомобилей на площадке Горьковского автозавода, оставив нижегородскому производителю многомиллиардные убытки. Как ГАЗ добивается возмещения ущерба и как может развиваться ситуация, если VW откажется выполнять свои обязательства — в материале «Эксперта».
Когда VW пришел в Россию, ГАЗ построил для немецкой компании новый завод на территории собственного заводаНа первом заседании правительства в 2023 году, которое Президент России провел дистанционно из Симферополя 29 марта, обсуждались экономические вопросы, в том числе большой акцент был сделан на замещении промышленных ниш, оставленных западными компаниями, работающими в России. Владимир Путин обозначил это направление как одно из шести основных направлений работы правительства в 2023 году (наряду с развитием транспортной инфраструктуры, логистических коридоров, созданием рабочих мест и решением вопросов финансового суверенитета и демографии).
«Мы должны стимулировать создание новых производств и рабочих мест. Бизнесу нужно понимать свои перспективы, заказы. Они должны нанимать рабочую силу, содержать или расширять производство, сказал Владимир Путин.
На фоне этого спроса тем более примечательно, что больше года вынужден простаивать завод ГАЗ в Нижнем Новгороде, мощности, созданные для Volkswagen. Они рассчитаны на выпуск 140 000 автомобилей в год и создание 3 000 рабочих мест.
VW, приняв решение уйти с российского рынка, не возместил ГАЗу убытки от разрыва с ним сотрудничества, в том числе потерянные инвестиции.
Обнадеживающее начало
Когда в Россию стали приходить мировые автомобильные компании, руководители каждой из них приезжали на ГАЗ для переговоров о сотрудничестве. Это неудивительно, ведь у этой российской компании самый большой спектр производственных возможностей во всех сегментах рынка — от легковых автомобилей и автобусов до большегрузных автомобилей. Обладая широким кругом партнеров, ГАЗ принял стратегическое решение в пользу компании, предоставившей наиболее глубокое сотрудничество и максимальные возможности для развития бизнеса. Этой компанией был Фольксваген.
В 2012 году на площадке ГАЗ в Нижнем Новгороде было запущено производство автомобилей VW и Skoda. Запущено производство полного цикла с инвестициями в 300 миллионов евро. Что сделало это возможным?
ГАЗ построил новый завод для VW внутри завода, создал инфраструктуру, учебный центр и обучил более трех тысяч рабочих. Завод регулярно расширял и обновлял модельный ряд, выпускаемый для VW, сначала для российского рынка, а затем начались поставки в Европу.
Параллельно началась локализация двигателей и других комплектующих в России. А обязательства ГАЗа по локализации производства двигателя были закреплены в специнвестконтракте предприятия, заключенном с Минпромторгом.
VW — не в своем праве
По оценкам экспертов, за последние 10 лет VW получил льготный режим работы в России не менее 350 млрд рублей — в виде компенсации за утиль, снижения таможенных пошлин и участия в программах стимулирования рынка.
Несмотря на это, после введения антироссийских санкций в марте 2022 года немецкий концерн в тот же день прекратил производство в России — собственное дело в Калуге и производство автомобилей на площадке ГАЗ в Нижнем Новгороде.
Почти через год, в 2023 году, VW Group приняла решение полностью покинуть страну и продать свои активы в России.
Уход из Нижегородского автозавода с многомиллиардными убытками, вызванными остановкой производства.ГАЗ подал иск против компании и ее дочерней компании в России в Арбитражный суд Нижнего Новгорода. Российский производитель оценил ущерб в 15,575 млрд рублей. Для гарантии реализации иска в случае его удовлетворения суд постановил наложить арест на имущество VW в России.
И только после этого представители немецкого концерна «очнулись» и стали утверждать, что продаже имущества препятствует его арест. А что мешало сделке более 12 месяцев?
Но не прошло и нескольких дней после ареста активов, как лидеры немецкого бизнеса начали манипулировать общественным мнением, указывая на то, что иск ГАЗа тормозит сделку по продаже активов, а это якобы вредит производству и трудовой коллектив в Калуге. Трудно поверить, что VW, остановивший все свое производство в России более года назад, действительно доволен их судьбой.
В то же время VW хочет продать свои активы с максимальной выгодой, выбрав покупателя, который предложит лучшую цену и условия покупки.
Депутат Госдумы Нижегородской области Наталья Назарова обратила внимание на недопустимое поведение представителей немецкого автопрома в России. Она призвала Минпромторг РФ взять под контроль ситуацию, которая сложилась в связи с уклонением Volkswagen от исполнения договорных и финансовых обязательств в отношении Нижегородского автозавода.
«Может ли страна позволить западной компании, которая способствует антироссийским санкциям, безнаказанно наносить ущерб российскому автопроизводителю и региону?» — спросил парламентарий. Почему мы до сих пор позволяем западным варягам обогащаться на нашем труде, территориях и ресурсах, а потом уходим, оставляя после себя выжженную пустыню?
Способы призвать к порядку есть
Без изменений в законодательстве вряд ли нам удастся пресечь в зародыше, как это сделала немецкая компания. Такое мнение высказал в беседе с «Экспертом» депутат Госдумы, экономист Евгений Федоров. Даже взыскание поданного иска вернет не сразу рабочие места людям, а компании необходимые темпы роста. Кроме того, само судебное разбирательство может занять продолжительное время. Но, возможно, это лучший способ.
«В случае затягивания представителями VW процесса урегулирования с «Группой ГАЗ» возможно начало процедуры в соответствии с законом о банкротстве. Через процедуру банкротства мы можем конфисковать имущество. Основания для этого есть, так как накапливаются долги за аренду принадлежащих на дачу и Горьковский автозавод Но процедура банкротства в суде может занять не менее полугода, считает Евгений Федоров.
При этом зампред считает, что, исходя из принципа экономического суверенитета, необходимо создать с соответствующими изменениями в законодательстве механизм, который позволит воздействовать на иностранного партнера в ситуации, аналогичной ГАЗу.
Ситуация с VW является прецедентом в череде уходов иностранных компаний с российского рынка. Исход его спора с ГАЗом станет сигналом и для других западных компаний: можно ли уйти из страны с выгодой для себя и ущербом для российского партнера.
«В сегодняшних условиях, когда недружественные страны воюют с нашей страной на всех фронтах, в том числе в экономике и промышленности, это недопустимо», — заявила депутат Госдумы Наталья Назарова.
Больше интересных статей здесь: Промышленность.
Источник статьи: Германский концерн принял решение о продаже своих активов в России и полном уходе с российского рынка.