Многие читатели, вероятно, были фанатами телешоу «Разрушители легенд», в котором с помощью научных экспериментов проверялись городские и исторические мифы, каждый из которых был страннее предыдущего. В эпизоде 29, вышедшем в марте 2005 года, они «разрушили» один из тех загадочных артефактов, которые часто упоминаются теоретиками заговора и любителями эзотерики как доказательство существования внеземных цивилизаций или человеческих обществ, предшествовавших нашей современной цивилизации: так называемую багдадскую батарею.
Этот артефакт часто представляется как «доказательство» использования электричества в древности, наряду с известной лампой из египетского храма Дендеры и артефактом из Косо. В первом случае парейдолия заставляет людей видеть лампу там, где на самом деле изображен всего лишь цветок лотоса со змеей внутри, покоящийся на Джеде (столбе, символизирующем позвоночник Осириса). Второй же артефакт — это просто свеча зажигания, заключенная в затвердевшую глину, которую некоторые утверждают, что ей полмиллиона лет, несмотря на доказательства того, что она была изготовлена в 1920-х годах.
Багдадские батареи — во множественном числе, потому что их было найдено три — несколько отличаются от таких примитивных интерпретаций, хотя археологи отвергают предположение, что они функционировали как гальванические элементы, используемые для гальванизации.

Для уточнения, гальванический или вольтов элемент — это устройство, предназначенное для генерации электричества за счет химических реакций, состоящее, по сути, из двух металлов, разделенных пористой мембраной, но соединенных через солевой мостик.
В конкретном случае с багдадскими батареями речь идет о терракотовых сосудах высотой 14 сантиметров с отверстием диаметром почти четыре сантиметра. Внутри, прикрепленный к горлышку слоем битума, находится медный лист, свернутый вокруг железного стержня длиной девять сантиметров и диаметром два с половиной сантиметра. Верхняя часть этого стержня выступает на сантиметр и имеет следы изоляции от меди с помощью свинцовой обмотки. Внутренняя коррозия указывает на то, что сосуд мог содержать какой-то тип неидентифицированного кислого органического вещества.
Открытие произошло в 1936 году рабочими из Управления железных дорог Ирака на холме в деревне Куджут-Рабуа, к юго-востоку от Багдада, в старой гробнице, которую они только что раскопали. Место находится недалеко от древнего города Ктесифон, на берегу реки Тигр, который, хотя и был заброшен после основания Багдада поблизости, некогда был столицей Парфянской и Сасанидской империй. Именно поэтому сосуды датированы одним из этих периодов, хотя точная дата не установлена.
Австриец Вильгельм Кёниг, в то время директор Лаборатории Государственного музея Багдада, выдвинул гипотезу, что эти объекты были батареями, вероятно, использовавшимися в терапевтических целях, в частности для электролечения.
Кёниг, который на самом деле был художником, а не археологом, считал, что они относятся к парфянскому периоду, охватывающему время с 250 года до н.э. по 224 год н.э. (хотя стилистически они больше соответствуют сасанидскому периоду, с 224 по 651 год н.э.). В 1940 году он вернулся в Европу из-за болезни и опубликовал книгу Im verlorenen Paradies. Neun Jahre Irak («В потерянном раю: Девять лет в Ираке»).
В этой работе он описал, как экспериментировал, вводя электролит в сосуд и подключая конструкцию к лампе, которая слабо загоралась. Воодушевленный этим, он связал найденные предметы с похожими артефактами, обнаруженными в других регионах Месопотамии. Три из них появились в 1930 году во время раскопок, которые проводил американский археолог Лерой Уотерман в Селевкии. Они датировались сасанидским периодом (V и VI века н.э.) и представляли собой глиняные сосуды, содержащие бронзовые цилиндры, обернутые прессованным папирусом, внутри которых находились железные и бронзовые стержни, закрепленные на дне.

В следующем году немецко-американская экспедиция под руководством Эрнста Кюнеля обнаружила в Ктесифоне еще шесть таких сосудов, некоторые с бронзовыми цилиндрами и два со свинцовыми пластинами, все они были подвержены коррозии из-за разложившегося органического покрытия. По мнению Кёнига, если бы все эти сосуды были соединены, можно было бы генерировать практическое напряжение. Фактически, он связывал багдадские батареи с процессом гальванизации, который создавал тонкий слой золотого покрытия на серебряных инструментах, хранящихся в иракском музее, что указывало на еще одно возможное практическое применение этого изобретения в свое время.
Эта линия размышлений была продолжена после Второй мировой войны Уиллардом Греем, инженером американской компании General Electric, который создал реплику сосуда и заполнил его тем, что, по мнению экспертов, отсутствовало в оригинале и испарилось за долгое время: электролитом, который генерировал бы ток благодаря разности потенциалов между металлическими электродами.
Если быть точным, он использовал сульфат меди, уточняя, что в древности могли использовать, например, виноградный сок (в "Разрушителях легенд" использовали лимонный сок).
Обратите внимание: MIT и IBM хотят изменить наш мир с помощью искусственного интеллекта.
Это позволило ему получить два вольта электричества и за пару часов покрыть золотистым налетом серебряную фигурку, помещенную внутрь.
В 1978 году немецкий египтолог Арне Эггебрехт, бывший директор музея Рёмера и Пелицеуса в Хильдесхайме, Германия, заявил, что он также воспроизвел этот процесс гальванизации, используя уксус в качестве электролита, и успешно покрыл золотом еще одну статуэтку. Однако он не задокументировал это в письменной форме и не предоставил фотографических доказательств.
Тем временем В. Янсен экспериментировал с различными и нестандартными электролитами, такими как уксус и бензохинон (органическое соединение, производное от бензола, которое могут производить некоторые виды жуков), утверждая, что добился удовлетворительных результатов.
Однако археологи и ученые почти единогласно критикуют все эти эксперименты, поскольку они страдают от одного и того же недостатка: недостаточная, отсутствующая или неадекватная документация процесса. Например, случай Грея теперь считается мошенническим, потому что, как он описал, он не мог выработать более десяти ампер — этого слишком мало, чтобы покрыть золотом статуэтку за два часа. Как минимум, ему потребовалось бы десять дней непрерывной работы, чтобы накопить всего несколько граммов серебра.
Багдадские батареи должны были содержать электролит и быть соединены последовательно с помощью провода, чтобы достичь необходимой мощности, но эти дополнительные компоненты так и не были найдены. Точно так же, несмотря на заявления об обратном, никто никогда не видел древних позолоченных фигурок, созданных этим методом. Археологи уточняют, что те, что находятся в иракском музее, были позолочены огнём с использованием ртути — техника, применявшаяся в древности наряду с обычным золочение. В программе «Разрушители легенд» каждая из десяти созданных ими реплик сосуда выдавала полвольта; все они должны были быть соединены вместе, чтобы превысить четыре вольта.
Список возражений против гальванической гипотезы продолжается случаем Эггебрехта, чья достоверность уже была поставлена под сомнение. Помимо отсутствия документации, есть подозрения, что он использовал современный электролит вместо уксуса, по двум причинам: во-первых, уксус не смог бы обеспечить достаточную мощность; во-вторых, после чуть более года такого интенсивного использования железные стержни были бы почти разрушены или сильно повреждены (однако, как видно на оригинальных экземплярах, они сохранились целыми до наших дней).
Кроме того, другие факторы ставят под сомнение идею электрического использования. Стержень выступает из отверстия сосуда, но цилиндр — нет, и он также был покрыт битумом, что делает невозможным подключение провода для замыкания цепи. Кроме того, битум является термопластичным и поэтому не подходит, так как батарея такого типа требовала бы частого пополнения электролитной жидкостью для длительного использования — что необходимо для её практичности.
Другие критические замечания затрагивают более широкую область, ставя под сомнение документальную контекстуализацию первоначальных раскопок, которая была ошибочной и спорной, поскольку они проводились не археологами, а железнодорожными рабочими. Однако наиболее значимая проблема сегодня заключается в том, что у нас больше нет этих сосудов, а значит, современные реконструкции основаны на сомнительных письменных описаниях, а не на реальных моделях. И почему они не сохранились? Из-за разграбления Национального музея Багдада в 2003 году, в конце вторжения США в Ирак. Остались только старые черно-белые фотографии.
В заключение, нельзя исключать, что "багдадские батареи", при условии наличия недостающих элементов (электролита, провода), могли генерировать небольшой электрический ток, который, вероятно, был бы удивительным для своего времени. Однако он был бы настолько слабым, что найти практическое применение ему сложно — за исключением недоказуемой гипотезы о медицинском использовании, возможно, для лечения артритной боли, подобно электроакупунктуре (независимо от её терапевтической эффективности).
Тем не менее, большинство археологов не поддерживают эту теорию и склоняются к более прозаическому назначению: простые сосуды, возможно, для хранения свитков или какого-то косметического средства — оба варианта могли вызвать коррозийную кислотность, обнаруженную внутри сосуда.
Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.