19 сентября 1943. Операция «Концерт»

19 сентября началась операция «Концерт» — второй этап «железнодорожной войны»; оно продлится до 1 ноября. Положительные результаты операции «Рельсовая война» послужили основой для разработки новых действий аналогичного типа. В начале сентября руководитель центрального штаба партизанского движения Пантелеймон Пономаренко утвердил план новой операции по уничтожению железнодорожных путей противника под ежегодным названием «Концерт». Каждому партизанскому формированию ставилась конкретная задача: взорвать рельсы, организовать поломку военных эшелонов, разрушить дорожные сооружения, вывести из строя коммуникации, системы водоснабжения и т д. Были разработаны детальные планы боевых действий и обучены партизаны подрывным работам. Целью операции было вывести из строя большие участки железной дороги в тылу нацистов.

в операции были задействованы 193 партизанских отряда из Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской, Калининской, Смоленской и Орловской областей - всего 120 615 человек; им предстояло взорвать более 272 000 рельсов.

Из-за непогоды к началу операции партизанам была передана лишь половина грузов и техники, поэтому операцию было решено начать 25 сентября. Однако часть подразделений, уже вышедших на старт, не смогли учесть изменения во времени проведения операции и начали операцию в ночь на 19 сентября. Только в Беларуси партизаны за ночь взорвали 19 903 рельса. Уже в 6 часов утра Дирекция Немецких железных дорог в Минске с тревогой сообщила: «Ситуация очень напряженная!

Обратите внимание: 1939 год, 1 сентября, начало большой войны. Обзор спецвыпуска немецкого журнала.

Партизанская активность нестерпимо возрастает. Все узловые станции переполнены из-за невозможности использования путей…».

Основная часть партизанских отрядов начала взрываться в ночь на 25 сентября. Разгромив вражескую охрану и овладев железнодорожными путями, они начали массовые разрушения и минирование железнодорожного пути. Они проводились на фронте около 900 км (без Карелии и Крыма) и на глубине более 400 км. Только в Беларуси за ночь было взорвано еще 15 809 рельсов.

Немецкое командование предпринимало отчаянные попытки восстановить железнодорожное сообщение. Фашисты быстро перебросили из Германии и даже с линии фронта новые батальоны по восстановлению железных дорог, а на ремонтные работы собрали местное население.

Операции оказались очень эффективными. Только в ходе первых двух операций — «Железнодорожной войны» и «Концерта» с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах в тылу противника взорвали 363 262 рельса. Недостаток рельсов нацисты пытались восполнить за счет преобразования двухпутных участков пути в однопутные, сварки сломанных рельсов и даже импортирования их из Польши, Чехословакии и Германии. Однако партизаны вновь вывели их из строя. Это еще больше усилило напряжение в работе на железнодорожном транспорте противника.

Действия партизан в операциях «Железнодорожная война» и «Концерт» оказались более чем в 11 раз эффективнее всех налетов Люфтваффе, сбросивших более 10 000 авиабомб на железные дороги в советском тылу примерно за тот же период.

https://t.me/historyWWII/12401

Военная историяИстория (наука)Вторая мировая войнаВеликая Отечественная войнаПартизаныСССРДлинный пост 1 Эмоции

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: 19 сентября 1943. Операция «Концерт».